Ограничения морфологического принципа орфографии

К ограничениям морфологического принципа орфографии относят те, что связаны с правилами графики и историческими чередованиями фонем.

Ограничения, связанные с правилами графики.

Сравним написание падежных форм существительных ж.р. 1-го склонения вода и земля: вод-аземл-я, вод-ыземл-и, вод-ойземл-ей, вод-уземл-ю. Легко заметить, что одни и те же окончания (окончания одних и тех же падежных форм) обозначены на письме по-разному: и -я, -ой и -ей, и -ю, и -и. Это же относится и к окончаниям существительных м.р. и ср.р. 2-го склонения: вол-акон-я, вол-укон-ю, вол-омкон-ём, сел-опол- е, сел-а́по́л-я и т.п. Во мн. ч. точно так же: во́д-ызе́мл-и, волы́ко́н-и, сёл-апол-я́, вол-а́мкон-я́м, вол-а́микон-я́ми, о волах — о кон-я́х. То же самое можно сказать об окончаниях прилагательных: нов-аясин-яя, нов-уюсин-юю, нов-ымисиними и др.; о суффиксах: пис-а-тьгул-я-ть и др.

После твердых согласных окончания и суффиксы на письме начинаются с букв типа а, после мягких — с букв типа я. Это характерный пример применения слогового принципа графики. Но так как это проявляется не в разных, а в какой-либо одной морфеме, то создается впечатление, что здесь имеют место определенные отступления от морфологического принципа: одни и те же морфемы пишутся по-разному. Такие написания возникли по "требованию" правил графики, и орфография отменить их не может, поэтому принято считать, что здесь не нарушения, а лишь ограничения морфологического принципа: сфера его действия ограничена определенными предписаниями графики. К подобным случаям можно отнести и замену и на ы в положении после приставок на твердые согласные: игратьразыграть, итогподытожить, историяпредыстория, искусныйбезыскусный и т.п.

Ограничения, связанные с историческими чередованиями фонем.

Исторические чередования фонем — это всегда чередования разных фонем, каждая из которых может быть и в сильной, и в слабой позиции. Поэтому и буквенное обозначение их может быть опорным, т.е. создаваться по правилам графики, и проверяемым, создаваемым по правилам орфографии. Например: ноганожной, поэтому ногножка; мазатьмажу, поэтому мазьмажь; ле́зула́зить, следовательно перелезать — лазейка и т.п.

Таким образом, исторические чередования фонем приводят к разному буквенному обозначению одних и тех же морфем (маз-атьмаж-у и т.п.). Но это никак не затрагивает морфологического принципа, так как находится в сфере графики; в сфере орфографии (обозначение звуков слабых позиций) обычно царит единство: разновидности морфем, включающие исторически чередующиеся фонемы, обозначаются одинаково — по сильной позиции этих единиц: мазатьмазь, маж-умажь и т.п. Следует заметить, что морфологический принцип орфографии характеризуется не абстрактными стремлениями к единству написания морфем, а к единству лишь в пределах позиционных чередований: обозначение звуков слабых позиций приравнивается к обозначению звуков сильных позиций, с которыми они чередуются.

Виды буквенно-звуковых написаний

Написания, используемые в первой части орфографии (буквенное обозначение звукового состава слов), весьма разнообразны: написания, перешедшие в орфографию из графики; написания, создаваемые по правилам самой орфографии, с проверкой и без проверки; написания, нарушающие морфологический принцип орфографии, дифференцирующие написания; особо должны быть указаны написания о и ё (е) после шипящих.

Это разнообразие написаний может быть упорядочено следующим образом:

1) опорные написания, создаваемые по произношению (с опорой на произношение), на основе правил слогового принципа графики: дом, конь, тюль (все буквы в опорных написаниях), сад, гора, час (выделенные буквы в опорных написаниях) и т.п.;

2) проверяемые написания, создаваемые с помощью проверки по опорным написаниям в соответствии с морфологическим принципом орфографии: самаса́м; гораго́ры; са́дсады; часыча́с; широкоши́рь и т.п.;

3) бесповерочные написания, не имеющие основы в опорных написаниях и создаваемые в словарном порядке: овес, аршин, собака, вокзал, зигзаг, тот, идёт и т.п. К ним относятся и некоторые дифференцирующие написания: кампаниякомпания;

4) непроверяемые написания, создаваемые по особым правилам с нарушением морфологического принципа орфографии, — проверка возможна, но не используется: расписание, хотя ро́спись; беспокойный, хотя безрадостный; новый, хотя молодо́й; заря, хотя зо́ри.

Написания с о, ё (е) после шипящих должны быть рассмотрены особо потому, что их нельзя отнести ни к одному из уже названных типов.

Критерием выделения и различения типов написаний является способ их создания в процессе письма: на основе произношения — опорные; с помощью проверки — проверяемые; в словарном порядке (без опоры на произношение и при невозможности проверки) — бесповерочные; по особым правилам — непроверяемые и написание о или ё (е) после шипящих.

Выделяемые типы написаний характеризуются разной связью с произношением: опорные написания непосредственно определяются произношением, проверяемые определяются произношением косвенно, опосредованно (через проверку), бесповерочные — частично или примерно, ориентировочно (произношение определяет звуковую сферу для выбора нужной буквы: неударное [а] может быть обозначено буквами а или о: овес, аршин; конечный глухой согласный [т] может быть обозначен буквами т или д: тот и т.п.); отношение к произношению непроверяемых написаний и написаний о, ё (е) после шипящих более сложное.

Опорные и проверяемые написания, составляющие большую часть всех написаний, делают наше письмо сравнительно простым, но в то же время осмысленным и стройным.

Бесповерочные и непроверяемые написания составляют примерно 10% всех написаний: овес, аршин и т.п.; заря, зори и т.п.

В характеристике написаний используется еще один критерий — соотношение с произношением уже созданных написаний: написания, соответствующие произношению, называются фонетическими, не соответствующие произношению — нефонетическими. Например, в написании слова вода выделенные буквы соответствуют произношению (фонетическое написание), а буква о не соответствует произношению (произносится [Ʌ]) — следовательно, это нефонетическое написание.

Различение фонетических и нефонетических написаний на письме никак не сказывается, так как само это различение применяется к уже созданным написаниям, но для понимания общего характера нашего письма важно учитывать и такое деление написаний; важно также понимать, что им нельзя пользоваться в практике письма.

Деления написаний по способу их создания и процесс классификации их по соотношению с произношением — явления взаимно перекрещивающиеся: опорные, проверяемые, бесповерочные и непроверяемые написания могут быть фонетическими и нефонетическими, а среди фонетических и нефонетических написаний могут быть все четыре первых типа — опорные, проверяемые, бесповерочные и непроверяемые (табл. 9).

Таблица 9. Классификация написаний по способу их создания и по соотношению с произношением

По соотношению с произношением / По способу создания

Фонетические

(соответствуют

произношению)

Нефонетические (не соответствуют произношению)

Опорные (прямо определяемые произношением)

сам, дом, пять, крики, снега

машина, час

Проверяемые (косвенно определяемые произношением)

сама, так как сам

крик, так как крики

домой, так как дом

снег, так как снега

пяти, так как пять

часы, так как час

Бесповерочные (примерно ориентируемые на произношение)

аршин, сапог, стол, здание, зигзаг

один, собака, вокзал

Непроверяемые (без учета произношения)

заря, хотя зори

загорел, хотя загар