Ограничение свободы
Наказание в виде ограничения свободы появилось в российском законодательстве только с принятием УК РФ 1996 г. и по своей юридической природе имело много общего с существовавшим ранее условным осуждением к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. Сущность ограничения свободы выражалась в помещении осужденного, достигшего 18 лет к моменту вынесения приговора, в специальное учреждение без изоляции от общества, но в условия надзора за ним (в исправительный центр). В соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" в таком виде ограничение свободы должно было применяться после создания необходимых социально-экономических условий для его введения, но не позднее 2005 г. Однако до 2010 г. наказание так и не было введено в действие.
С 10 января 2010 г. начал действовать Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы". Названный Закон изменил сущность рассматриваемого наказания. В соответствии с новой редакцией ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.
Ограничение свободы назначается как основной вид наказания на срок от двух месяцев до четырех лет за преступления небольшой и средней тяжести и как дополнительный вид к лишению свободы или принудительным работам на срок от шести месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Его отбывание происходит по месту жительства осужденного. Поэтому новый закон предусматривает возможность его назначения несовершеннолетним в качестве основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
С 10 января 2010 г. к ограничению свободы приговорены более 20 тыс. человек, из них 11 093 в 2011 г. По состоянию на 1 января 2012 г. на учетах уголовно-исполнительных инспекций состояли 13,7 тыс. осужденных к ограничению свободы.
Исполнение наказания в виде ограничения свободы регламентируется нормами гл. 8 УИК РФ и ведомственным нормативным правовым актом - Инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 11.10.2010 № 258.
Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного.
Уголовно-исполнительная инспекция не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства. Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции разъясняют осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания. После этого осужденного ставят па персональный учет, с этого дня исчисляется срок ограничения свободы. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию. Уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного.
В срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы. При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день.
В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин.
Уголовно-исполнительная инспекция ведет учет осужденных к наказанию в виде ограничения свободы, разъясняет порядок и условия отбывания наказания, осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению с их стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания, оказывает осужденным помощь в трудоустройстве, проводит с ними воспитательную работу, применяет установленные законом меры поощрения и взыскания, вносит в суд представления об отмене частично либо о дополнении ранее установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы. Уголовно-исполнительные инспекции также проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности.
Одной из основных обязанностей уголовно-исполнительных инспекций является осуществление постоянного надзора за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. Согласно ст. 60 УИК РФ надзор заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определен постановлением Правительства РФ от 31.03.2010 № 198 "Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы". Порядок применения указанных технических средств устанавливается Минюстом России.
При осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе: а) посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного; б) вызывать осужденного на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; в) истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его попечении.
Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы обязан соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания. В случае, когда судом в отношении осужденного не установлено ограничение на изменение места работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции, осужденный обязан не позднее семи дней до дня изменения места работы и (или) учебы уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию.
Невыполнение указанных требований является нарушением порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, за которое уголовно-исполнительная инспекция применяет к осужденному меру взыскания в виде предупреждения. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 50 УИК РФ нарушением порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы является нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности.
За совершение осужденным в течение одного года после вынесения предупреждения любого из нарушений порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений.
В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, начальник уголовно-исполнительной инспекции или замещающее его лицо может внести в суд соответствующее представление.
Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается:
а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений;
б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля;
в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней;
г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием.
В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания либо избранного в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы или принудительных работ в соответствии со ст. 80 УК РФ, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.
Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В частности, при обнаружении подобного факта уголовно-исполнительная инспекция незамедлительно направляет информацию в орган внутренних дел для принятия решения о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314 УК РФ.