Офшорные центры
В 1980—1990-е гг. неустойчивость мировой финансовой системы показала, какие риски могут быть связаны с отсутствием четкого разделения "оn-офшорной" (неофшорной) и "офшорной" деятельности банков страны. Ряд азиатских стран создали офшорные центры, где действуют менее строгие режимы регулирования и предоставляются определенные налоговые привилегии, в частности, для облегчения участия своих банков в региональных или глобальных банковских операциях. Одним из таких центров является Бангкокский международный банковский центр (БМБЦ), созданный Таиландом в 1992 г. Действовавшие в рамках БМБЦ организации активно использовались в качестве каналов для потоков капиталов (это арбитражные операции между национальными и международными финансовыми рынками). Большая часть финансирования, мобилизовавшаяся через такие арбитражные операции, использовалась для спекулятивных сделок с акциями и недвижимостью.
Практически неконтролируемое использование офшорного финансирования[1] в Таиланде значительно отличается от функционирования Сингапурского офшорного банковского центра, созданного в 1968 г.[2] Офшорные банковские операции в Сингапуре осуществляются через азиатские валютные отделы (АВО), которые являются подразделениями банков, имеющих соответствующие лицензии. За исключением формальной обособленности с целью учета, налогообложения и регулирования АВО не обладают самостоятельностью и являются обычными звеньями банков, в которых они находятся. Нормативно-правовые основы деятельности АВО предназначены для облегчения их участия в региональных банковских операциях при одновременном ограничении использования сингапурского доллара в качестве международной валюты и строгом контроле за деятельностью АВО во внутренней банковской системе. АВО могут принимать депозиты в сингапурских долларах лишь сверх определенной суммы и только от нерезидентов, а также от других банков и финансовых фирм. На займы национальных фирм в сингапурских долларах также были установлены лимиты.
Успех политики поддержания офшорного характера деятельности сингапурских АВО можно проиллюстрировать на данных об их активах и обязательствах: 2% их обязательств в 1998 г. приходилось на зарубежные источники, а 40% их активов представляли собой кредиты банкам, расположенным за пределами страны[3]. В отличие от этого до 95% средств, мобилизовавшихся субъектами Бангкокского международного банковского центра, согласно оценкам размещались в виде кредитов внутри страны. Эти примеры свидетельствуют как о практической возможности изоляции офшорного банковского дела от внутреннего рынка, так и о благотворном влиянии этой меры на финансовую стабильность. В тот период руководство МВФ попытался учесть новую глобальную финансовую среду и представил свод рекомендаций, оформленных как Доклад исполнительных директоров МВФ. Среди них необходимо выделить три группы инноваций общего характера, в том числе в отношении развитых стран, о которых далее и пойдет речь.