Оформление в собственность или в аренду земельных участков, предоставленных в пользование гражданам и юридическим лицам до вступления в силу Земельного кодекса РФ
Данный способ приватизации земельных участков направлен на приведение в соответствие с ЗК РФ прав на земельные участки, возникших до вступления его в силу, и имеет переход
ный исключительный характер. Он касается земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам на ограниченных вещных правах до введения в действие ЗК РФ.
Поскольку ограниченные вещные права на земельные участки не позволяют им участвовать в гражданском обороте, законодателем были установлены меры, направленные на переоформление таких участков в собственность или аренду.
Правовое регулирование переоформления прав осуществляется Законом о введении в действие ЗК РФ, что обусловлено переходным, временным характером данного способа приобретения прав гражданами и юридическими лицами.
Пункт 1 ст. 3 указанного Закона устанавливает, что права на землю, не предусмотренные ст. 15, 20–24 ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК РФ.
Основанием возникновения права собственности и права аренды на земельные участки в соответствии с данным способом является решение уполномоченного органа о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам в пользование и владение до вступления в силу ЗК РФ.
Порядок переоформления прав зависит от вида субъекта и цели предоставления земельного участка.
В соответствии с и. 9.1 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ граждане вправе зарегистрировать право собственности на земельные участки, предоставленные им до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Принятие решений органами власти о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. Указанные граждане в данном случае должны обращаться с заявлением о приобретении в собственность земельного участка непосредственно в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время – территориальное отделение Росреестра по месту нахождения земельного участка). Необходимыми документами для государственной регистрации нрава собственности на земельный участок являются правоустанавливающий документ и кадастровый паспорт земельного участка.
Государственная регистрация права собственности в этом случае осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество.
При этом оформление в собственность граждан данных земельных участков сроком не ограничивается.
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность[1]. В этом случае граждане также имеют право зарегистрировать право собственности на предоставленные им земельные участки в указанном порядке.
Определенные особенности предоставления в собственность земельных участков предусмотрены в отношении граждан, являющихся членами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, при отсутствии у них правоустанавливающих документов на данные участки. Такая ситуация связана с распространенным, особенно в советские годы, порядком предоставления земельных участков для указанных целей не конкретным гражданам, а организациям, при которых создавались соответствующие некоммерческие объединения, распределявшие земельные участки между своими членами. Данные общественные объединения имеют один правоустанавливающий документ на весь земельный участок, предоставленный объединению, а для членов такого объединения доказательством предоставления индивидуального земельного участка является заключение правления данного некоммерческого объединения. В таких случаях для бесплатной приватизации гражданами земельных участков установлена необходимость принятия решения о предоставлении таких земельных участков в собственность исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка в соответствии со ст. 28 Закона о садоводческих объединениях граждан.
Юридические лица, не указанные в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 г. в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.
В целях стимулирования приобретения в собственность указанных земельных участков Законом о введении в действие ЗК РФ был установлен льготный порядок определения выкупной цены и арендной платы, а также был ограничен срок оформления прав на данные земельные участки (в настоящее время – до 1 июля 2012 г., а для земельных участков, занятых линейными объектами (линиями электропередач, связи, трубопроводами, дорогами и другими подобными сооружениями), до 1 января 2015 г.).
Цена выкупа земельных участков в указанных случаях рассчитывается в соответствии с правилами, предусмотренными соответственно п. 1 и 2 ст. 2 Закона о введении в действие ЗК РФ, размер арендной платы в случаях заключения договора аренды – в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.
Особенности приобретения сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков из состава сельскохозяйственных угодий, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, устанавливаются Законом об обороте земель.
Следует отметить, что непереоформление указанными юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными им до введения в действие ЗК РФ, в установленный срок не является основанием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на данные земельные участки. Но необходимо иметь в виду, что Федеральный закон от 24.07.2007 № 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав па земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" дополнил КоАП РФ ст. 7.34, которая предусматривает административную ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.
Исключения из данного правила установлены в отношении следующих юридических лиц:
– садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан;
– организаций, при которых до вступления в силу Закона о садоводческих объединениях граждан были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан;
– гаражных потребительских кооперативов.
Переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном ст. 28 Закона о садоводческих объединениях граждан. В соответствии с п. 2 ст. 28 указанного Закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном ст. 36 ЗК РФ.
При этом переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, а также гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.
Религиозные организации могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию.