Оформление массовой коммуникации как социального института
Способ коммуникации может быть описан как динамичная система, включающая средства коммуникации и формы присвоения этих средств индивидами, группами, институтами.
Доминик Кола. Политическая социология
Надо сказать о том, что чисто технические революции в области коммуникаций совпадали по фазе с изменениями экономического, политического и социального характера. Развитие материального производства усложнило и структуру духовного производства, для обслуживания нужд которого создавалась[1] система массовых коммуникаций, по ходу дела тоже усложняющая свои функции: от нужд информирования сообщества по горизонтали до решения вертикальных задач: к мультиплицированию приказов прибавлялась необходимость апеллировать к массам.
Многие из этих проблем будут нами востребованы, когда мы коснемся проблематики массовой коммуникации более детально, но сейчас следует очертить чисто временные и пространственные границы рождения прессы. Практически о ней следует говорить применительно ко времени после второй революции в сфере коммуникаций – изобретения И. Гуттенбергом в 1440 г. печатного станка. Печатные газеты появились в начале XVII в. сначала в Германии (1609), затем в Англии (1622) и во Франции (1631). В России первая газета "Ведомости" появилась в 1703 г. Историки прессы установили, что этот процесс шел столь стремительно, что уже в 1690 г. в Лейпциге была защищена первая диссертация о газетном деле, а чуть позже – диссертация по вопросам права прессы. Историк прессы К. Кошик подсчитал, что за период с 1885 по 1923 г. в Германии была защищена 221 диссертация по проблематике функционирования газеты. Интересно, что поначалу, когда газеты были дорогими, в европейских странах существовала практика их предоставления для чтения в клубах и кафе, существовали общие абонементы на газеты, они выдавались в библиотеках.
К концу XIX в. по данным, собранным в свое время Н. Рубакиным, на 1 млн жителей приходилось периодических изданий в Швейцарии – 230, Бельгии – 153, Германии – 129, Франции – 114, Норвегии – 89, Великобритании – 88, Испании – 68, Италии – 51, Австрии – 43, Греции – 36, Сербии – 26, России – 9[2]. В табл. 2.1 представлены сведения о росте числа образованных в России. Это картина готовности общества к увеличению распространенности газет в стране[3].
Таблица 2.1
Распространение грамотности в России (среди населения старше 9 лет), %
Поселение |
1897 г. |
1907 г. |
1917 г. |
1926 г. |
Город |
58 |
64 |
71 |
76 |
Деревня |
26 |
31 |
37 |
45 |
Всего |
30 |
35 |
43 |
51 |
Начало массового радиовещания восходит к 1920 г., когда стала осуществлять свое вещание радиостанция KDAK Питтсбурга[4]. К 1934 г. радиоприемниками было оснащено уже 50% домохозяйств США.
Первые опыты телепросмотра относятся к 1928 г., когда в Нью-Йорке три семьи экспериментаторов были оснащены приемниками. Но прошло долгих 11 лет, прежде чем такой прием стал массовым, хотя это было скорее демонстрацией массовости: NBC транслировало телесигнал на экран, установленный на улице Нью-Йорка. И только 1948 г. в США считается началом массового индивидуального приема сигнала на дому.
В целом процесс производства информации в социуме осуществляется все более ускоренными темпами. Данные по этому поводу приводит исследователь маркетинга Дж. Траут: "За последние три десятилетия было произведено больше информации, чем за предшествующие 5000 лет. Объем печатной информации удваивается каждые четыре- пять лет. В одном еженедельном выпуске газеты The New York Times содержится больше информации, чем мог получить в XVII веке средний житель Англии за всю свою жизнь. Каждый день в мире издается более 4000 книг"[5]. В целом в период с 1950 г. по конец XX в. увеличилось число коротковолновых радиостанций в два раза, число радиостанций на средних волнах, – в четыре раза, число телевизионных каналов – в семь раз.
О распространенности прессы в мире говорит также такой факт: в Швейцарии на газеты, журналы, платное телевидение, Интернет ежегодно тратится 1234 долл. на человека, в США – 1000 долл., в Японии – 800 долл.[6]
Количество зарегистрированных печатных изданий в России к 2005 г. дошло до 47 тыс . изданий. Тиражи печатных СМИ растут при этом гораздо медленнее, чем число их наименований. Сейчас общий тираж газет в России не превышает 8,5 млрд экз., журналов – 600 млн экз.[7]
Телепросмотр в США для среднего американца, например, характеризуется такими цифрами (в часах в сутки): 1950-1951 гг. – 4,43; 1975-1976 гг. – 6,12; 1994-1995 гг. – 7,16; для Канады 1993–1994 гг. – 6,17[8]. Каждый житель ФРГ ежедневно проводит перед телевизором в среднем более 3,5 ч. Более 60% опрошенных в возрасте 14–19 лет на первое место ставят Интернет, а 33% респондентов к Интернету и телевизору относятся одинаково[9].
Страны Северной Европы, находящиеся на одном уровне развития, демонстрируют значительные различия в потреблении разных СМК[10] (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Потребление разных СМК странами Северной Европы, мин / день
СМК |
Финляндия |
Норвегия |
Швеция |
Дания |
Журналы |
33 |
16 |
14 |
2 |
Газеты |
48 |
49 |
29 |
19 |
Радио |
169 |
147 |
124 |
188 |
Телевидение |
167 |
166 |
151 |
162 |
Интернет |
33 |
15 |
25 |
18 |
Как видно из таблицы, Финляндия и Норвегия более чем в два раза обгоняют Данию по времени чтения газет. Дания, в свою очередь, лидирует по времени потребления радио. Швеция имеет наименьшее значение по потреблению радио и телевидения.
В своем выступлении на форуме международного телевизионного рынка MIPCOM в 2011 г. генеральный директор "Первого канала" К. Эрнст сказал: "Есть два важных факта, которые необходимо констатировать. Что бы ни утверждали промоутеры Интернета, в последние годы общая телевизионная аудитория во всем мире растет"[11].
Интересно, что на фоне объемов потребления информации прессы – из газет, радио, телевидения – барометр аудиторных предпочтений качнулся в сторону непосредственного разговорного жанра, общения лицом к лицу (spoken-word events). Впервые такая тенденция была отмечена в США в конце XIX в., когда, как отмечают специалисты, население впервые пережило экспансию "слова печатного", газет. Сейчас аналогичная ситуация, но с добавлением уже и аудиовизуальных средств. Сегодня залы, университетские аудитории, открытые для широкой аудитории, библиотечные помещения и даже помещения баров переполнены слушателями лекций, дебатов, чтений, панельных дискуссий[12].