Лекция 12. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА
12.1. Понятие формы (источника) права.
12.2. Виды форм (источников) права.
12.2.1. Правовой обычай.
12.2.2. Судебный прецедент.
12.2.3. Нормативно-правовой договор.
12.2.4. Нормативный правовой акт.
12.2.5. Юридическая доктрина.
12.2.6. Общие принципы права.
12.2.7. Религиозные памятники (древние религиозные тексты).
12.3. Право и закон.
12.3.1. Концепции соотношения права и закона.
12.3.2. Правовой закон.
Понятие формы (источника) права
Одним из объективных свойств права как социального регулятора является формальная определенность, т.е. определенность по форме. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права нельзя признать наличными, существующими, не говоря уже о том, что они без внешнего объективирования не смогут выполнять свои функции по регулированию поведения. А то, что издавна именуется естественным правом, с точки зрения современных задач и представлений составляет объективную основу права в виде правовых притязаний общества, определяющих ОГЛАВЛЕНИЕ правовых предписаний. А уже обязанность государства – оформить это ОГЛАВЛЕНИЕ в официальных источниках.
С проблемой объективирования, закрепления права вовне связан ряд понятий и терминов, в которых нужно разобраться. Так, следует различать "форму права" и "правовую форму". Правовой формой именуют правовые средства в целом, когда они используются для регулирования тех или иных социальных процессов, решения определенных социальных задач. Например, когда речь идет о правовых формах регулирования экономики. А форма права – это способ фиксации, установления юридических норм, их закрепления вовне.
Наряду с формами объективирования права, которые в этом случае называют внешней формой, выделяют внутреннюю форму права, под которой понимают форму его внутренней организации, способ связи элементов (то, что в теории системного подхода более точно именуется "структурой").
Формы внешнего выражения норм права называют еще источниками права. Однако и этот термин неоднозначен. Выделяют:
• источники права в формальном смысле (формы права);
• источники в материальном смысле (материальные условия жизни общества, которые объективно вызывают возникновение права, необходимость правового регулирования);
• источники знаний о праве – тексты законов прошлых лет (памятники права), летописи, исторические хроники и т.п.).
Говорят об источниках права также и в идеологическом смысле – правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины.
Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий назвал Законы XII таблиц (датируемые V в. до н.э.) источником всего публичного и частного права. Слово "источник" употреблено Титом Ливием в значении корня, из которого выросло могучее дерево римского права. Термином "источник" здесь обозначено начало, от которого идет развитие римского права.
Итак, понятия "форма права" и "источник права в формальном смысле" являются тождественными. В дальнейшем изложении под "источником права" будет пониматься источник права в формальном смысле, т.е. источник юридических норм.
Источники права представляют собой единственное "место пребывания" юридических норм, резервуар, в котором юридические нормы только и находятся и откуда мы их "добываем", "черпаем" (отсюда и название – "источники"). Источники права определяют, где следует искать необходимое юридическое правило поведения, чтобы руководствоваться им, применить его и т.д.
Важным признаком источника права является официальное признание его в качестве такового со стороны государства. Это означает, что нормы действующего права содержатся лишь в определенных (официально признанных) источниках права, которые представляют собой официально определенные формы закрепления и существования правовых норм. Каждая национальная (индивидуальная) правовая система должна иметь свои, конкретно определенные, официально признанные источники права.
Таким образом, формы (источники) права – это официально установленные формы внешнего выражения и закрепления норм действующего нрава.