Офисные программные системы
На основе интеграции в рамках единой среды построены так называемые офисные системы. В них, используя технологии интеграции, совместно функционируют различные приложения, реализующие те или иные функции документационного обслуживания.
В настоящее время существует множество офисных программных систем, различающихся своими функциональными возможностями, используемыми операционными средами и др.
В целом офисные программные системы делятся на проприетарные и свободные.
Проприетарные офисные системы, как правило, разрабатываются специализированными фирмами и распространяются на коммерческой основе.
Свободные офисные системы распространяются на основе концепции открытого программного кода, что предполагает их бесплатность. Разрабатываются они сообществами программистов на добровольной основе.
Практически все офисные системы включают в себя следующие компоненты:
– текстовый процессор;
– табличный процессор;
– программу создания презентаций;
– систему управления базами данных;
– личный информационный менеджер;
– программу работы с графикой (векторной, растровой), диаграммами и блок-схемами.
Помимо перечисленного, отдельные офисные системы имеют дополнительные функциональные модули.
В табл. 19.1 представлены некоторые проприетарные офисные системы, а в табл. 19.2 – свободные системы.
Таблица 19.1
Проприетарные офисные системы
Функциональные модули |
Офисные системы |
|||
Microsoft Office |
WordPerfect Office |
Ability Office |
IBM Lotus SmartSuite |
|
Текстовый процессор |
Word |
WordPerfect |
Write |
WordPro |
Табличный процессор |
Excel |
Quattro Pro |
Spread sheet |
Lotus 1-2-3 |
Подготовка презентаций |
Power Point |
Presentations |
Presantation |
Freelance Graphics |
Управление базами данных |
Access |
Paradox |
Database |
Approach |
Работа с графикой |
Visio |
Presentations Graphics |
Draw, Photo-paint |
– |
Личный информационный менеджер |
Outlook |
Mozilla Thunderbird |
– |
Lotus Organizer |
Управление проектами |
Project |
- |
- |
- |
Настол ьная издател ь- ская система |
Publisher |
- |
– |
- |
Операционная среда |
Windows, Mac OS X |
Windows |
Windows |
Windows |
Таблица 19.2
Свободные офисные системы
Функциональные модули |
Офисные системы |
|||
OpenOffice.org/ LibreOffice |
GNOME Office |
Calligra Suite |
SSuite Office |
|
Текстовый процессор |
Writcr |
AbiWord |
Words |
C Word Graph |
Табличный процессор |
Calc |
Gnumeric |
Sheets |
C Accel |
Подготовка презентаций |
Impress |
Easy |
Stages |
- |
Управление базами данных |
Base |
Glom |
Kexi |
- |
Работа с графикой |
Draw |
Incscape, Dia, GIMP |
Flow, Karbon, Krita |
EZ Photo Editor |
Личный информационный менеджер |
Evolution |
C My EZ Mail, My Address Book, My Calendar Diary |
||
Управление проектами |
- |
Planner |
Plan |
- |
Операционная среда |
Windows, Linux, Mac OS X |
Linux, Mac OS X |
Linux |
Windows |
Рассмотренные в табл. 19.1 и 19.2 офисные системы ориентированы на стационарные персональные компьютеры и ноутбуки.
В настоящее время все большее распространение получают мобильные коммуникационные системы (планшетные компьютеры и смартфоны).
Их использование в документационном обеспечении управления весьма ограничено (небольшой размер экрана и не очень удобная для ввода относительно больших объемов информации сенсорная клавиатура). Впрочем, для некоторых планшетов (например, для iPad) имеются чехлы с беспроводной клавиатурой, что функционально приближает их к ноутбукам. Кроме того, следует упомянуть "гибридные" или трансформенные варианты исполнения ноутбуков, в которых имеется возможность отсоединять клавиатуру, используя оставшуюся часть как планшетный компьютер.
Для мобильных устройств в настоящее время разработано довольно много офисных систем, функциональные возможности которых сводятся к следующим:
– просмотр файлов с различным ОГЛАВЛЕНИЕм (текст, графика, видео, аудио) с достаточно большим множеством форматов представления и хранения информации;
– обработка текстовых документов;
– обработка таблиц;
– обработка презентаций;
– коммуникации.
Для мобильных устройств существуют несколько операционных сред: Android OS, iOS, Windows Phone.
Офисные системы в среде Android довольно многочисленны, среди них есть и коммерческие, и бесплатные. Отметим следующие:
– Quickoffice Pro;
– Documents To Go;
– OfficeSuite Pro;
– Smart Office 2;
– Kingsoft Office.
Офисные системы в среде iOS (для устройств фирмы Apple) представлены следующим множеством:
– Quickoffice Pro;
– Mobile Office Suite;
– Documents 2 Free;
– iWork;
– Office 2 HD.
Офисные системы в среде Windows Phone:
– SoftMaker Office;
Office для Windows Phone.
Современные средства обработки документов в составе офисных систем имеют в своем составе инструменты автоматизированного решения типовых и часто повторяющихся в практической деятельности задач.
К ним относятся:
– типовые автоматизированные пошаговые процедуры;
– шаблоны;
– макросы.
Типовые автоматизированные пошаговые процедуры (Wizard или Мастер) – это последовательности действий, которые выполняются программным продуктом при минимальном участии пользователя в процессе решения наиболее распространенных или типовых задач, характерных для определенной предметной области. Участие пользователя состоит в определении и вводе конкретных данных на том или ином шаге процедуры, а программа сама определяет последовательность и ОГЛАВЛЕНИЕ необходимых действий.
Шаблоны – это заранее подготовленные (авторами разработки программного продукта или пользователем) объекты обработки программного продукта с уже сформированными структурой, значениями типовых параметров и стилем оформления, применение которых для конкретных задач становится возможным при их минимальной модификации.
Макросы – это программные коды на языке WBA (Wisual Basic for Application) или другом аналогичном, реализующих конкретную последовательность действий при решении тех или иных задач в среде определенного функционального приложения офисной системы.
Существует два способа создания макросов: запись макроса с помощью макрорекордера и написание кода макроса в среде редактора VBA.