Офисные программные системы

На основе интеграции в рамках единой среды построены так называемые офисные системы. В них, используя технологии интеграции, совместно функционируют различные приложения, реализующие те или иные функции документационного обслуживания.

В настоящее время существует множество офисных программных систем, различающихся своими функциональными возможностями, используемыми операционными средами и др.

В целом офисные программные системы делятся на проприетарные и свободные.

Проприетарные офисные системы, как правило, разрабатываются специализированными фирмами и распространяются на коммерческой основе.

Свободные офисные системы распространяются на основе концепции открытого программного кода, что предполагает их бесплатность. Разрабатываются они сообществами программистов на добровольной основе.

Практически все офисные системы включают в себя следующие компоненты:

– текстовый процессор;

– табличный процессор;

– программу создания презентаций;

– систему управления базами данных;

– личный информационный менеджер;

– программу работы с графикой (векторной, растровой), диаграммами и блок-схемами.

Помимо перечисленного, отдельные офисные системы имеют дополнительные функциональные модули.

В табл. 19.1 представлены некоторые проприетарные офисные системы, а в табл. 19.2 – свободные системы.

Таблица 19.1

Проприетарные офисные системы

Функциональные

модули

Офисные системы

Microsoft

Office

WordPerfect

Office

Ability

Office

IBM Lotus SmartSuite

Текстовый процессор

Word

WordPerfect

Write

WordPro

Табличный процессор

Excel

Quattro Pro

Spread

sheet

Lotus 1-2-3

Подготовка презентаций

Power Point

Presentations

Presantation

Freelance

Graphics

Управление базами данных

Access

Paradox

Database

Approach

Работа с графикой

Visio

Presentations

Graphics

Draw,

Photo-paint

Личный информационный менеджер

Outlook

Mozilla

Thunderbird

Lotus

Organizer

Управление проектами

Project

-

-

-

Настол ьная издател ь- ская система

Publisher

-

-

Операционная среда

Windows, Mac OS X

Windows

Windows

Windows

Таблица 19.2

Свободные офисные системы

Функциональные

модули

Офисные системы

OpenOffice.org/

LibreOffice

GNOME

Office

Calligra

Suite

SSuite

Office

Текстовый процессор

Writcr

AbiWord

Words

C Word Graph

Табличный процессор

Calc

Gnumeric

Sheets

C Accel

Подготовка презентаций

Impress

Easy

Stages

-

Управление базами данных

Base

Glom

Kexi

-

Работа с графикой

Draw

Incscape,

Dia,

GIMP

Flow,

Karbon,

Krita

EZ Photo Editor

Личный информационный менеджер

Evolution

C My EZ Mail,

My Address Book,

My Calendar Diary

Управление проектами

-

Planner

Plan

-

Операционная среда

Windows, Linux, Mac OS X

Linux,

Mac OS X

Linux

Windows

Рассмотренные в табл. 19.1 и 19.2 офисные системы ориентированы на стационарные персональные компьютеры и ноутбуки.

В настоящее время все большее распространение получают мобильные коммуникационные системы (планшетные компьютеры и смартфоны).

Их использование в документационном обеспечении управления весьма ограничено (небольшой размер экрана и не очень удобная для ввода относительно больших объемов информации сенсорная клавиатура). Впрочем, для некоторых планшетов (например, для iPad) имеются чехлы с беспроводной клавиатурой, что функционально приближает их к ноутбукам. Кроме того, следует упомянуть "гибридные" или трансформенные варианты исполнения ноутбуков, в которых имеется возможность отсоединять клавиатуру, используя оставшуюся часть как планшетный компьютер.

Для мобильных устройств в настоящее время разработано довольно много офисных систем, функциональные возможности которых сводятся к следующим:

– просмотр файлов с различным ОГЛАВЛЕНИЕм (текст, графика, видео, аудио) с достаточно большим множеством форматов представления и хранения информации;

– обработка текстовых документов;

– обработка таблиц;

– обработка презентаций;

– коммуникации.

Для мобильных устройств существуют несколько операционных сред: Android OS, iOS, Windows Phone.

Офисные системы в среде Android довольно многочисленны, среди них есть и коммерческие, и бесплатные. Отметим следующие:

– Quickoffice Pro;

– Documents To Go;

– OfficeSuite Pro;

– Smart Office 2;

– Kingsoft Office.

Офисные системы в среде iOS (для устройств фирмы Apple) представлены следующим множеством:

– Quickoffice Pro;

– Mobile Office Suite;

– Documents 2 Free;

– iWork;

– Office 2 HD.

Офисные системы в среде Windows Phone:

SoftMaker Office;

Office для Windows Phone.

Современные средства обработки документов в составе офисных систем имеют в своем составе инструменты автоматизированного решения типовых и часто повторяющихся в практической деятельности задач.

К ним относятся:

– типовые автоматизированные пошаговые процедуры;

– шаблоны;

– макросы.

Типовые автоматизированные пошаговые процедуры (Wizard или Мастер) – это последовательности действий, которые выполняются программным продуктом при минимальном участии пользователя в процессе решения наиболее распространенных или типовых задач, характерных для определенной предметной области. Участие пользователя состоит в определении и вводе конкретных данных на том или ином шаге процедуры, а программа сама определяет последовательность и ОГЛАВЛЕНИЕ необходимых действий.

Шаблоны – это заранее подготовленные (авторами разработки программного продукта или пользователем) объекты обработки программного продукта с уже сформированными структурой, значениями типовых параметров и стилем оформления, применение которых для конкретных задач становится возможным при их минимальной модификации.

Макросы – это программные коды на языке WBA (Wisual Basic for Application) или другом аналогичном, реализующих конкретную последовательность действий при решении тех или иных задач в среде определенного функционального приложения офисной системы.

Существует два способа создания макросов: запись макроса с помощью макрорекордера и написание кода макроса в среде редактора VBA.