Оффшорные финансовые центры
Понятие оффшорного центра (англ. off-shore – находящийся на расстоянии от берега; вне территории страны). Это либо страна в целом, либо регион страны, на территории которой (которого) действует особо привилегированный режим, касающийся различного рода деловых, производственных, финансово-банковских, торговых и иных условий. Суть их состоит в том, что компаниям, банкам и прочим хозяйствующим организациям предоставляются законодательно оформленные льготы прежде всего в области налогообложения, а также в порядке ускоренного оформления фирмы, беспрепятственной финансовой, экспортно-импортной деятельности, установления льготных (низких) тарифов и пошлин либо их полного отсутствия; в такого рода странах или на территориях (зонах, центрах) на соответствующие фирмы и банки распространяется особая конфиденциальность.
Формирование оффшорных финансовых центров. Появление оффшорных банковских центров относится к периоду 1960-х гг., когда начался резкий рост евровалютного рынка. Многие страны, особенно небольшие, создавая оффшорные финансовые центры, стремились решить сугубо местные проблемы (рост занятости, привлечение финансовых ресурсов и т.д.). Поэтому эти страны охотно предоставляли те льготы, которых от них добивались банки, компании и иные организации для проведения своих операций. Целый ряд обстоятельств сделал необычайно привлекательным быстрое развитие оффшорных финансовых центров:
• отсутствие специальных правил, регулирующих отток и приток финансовых средств;
• международная основа сделок, что не затрагивало внутренней законодательной базы страны и облегчало деятельность центра по анклавному типу в условиях особого режима;
• развитие современных средств связи и информационных технологий на основе создаваемых финансовых центров;
• действие центра в условиях высокой внутренней социально-политической стабильности, устойчивой финансовой системы страны и соответствующего делового климата, обеспечивающего конфиденциальность сделок;
• доступность оффшорных центров, поскольку они располагались на перекрестках оживленных международных путей сообщения или вблизи них (водные, земные, воздушные) и были соединены с мировыми рынками.
Типы оффшорных финансовых центров. Основателями оффшорных финансовых центров явились банки, они формировали местные финансовые рынки как транзитные, выполняющие роль каналов для трансформации финансовых ресурсов, а также нахождения для них "тихих гаваней". Первые оффшорные рынки появились в 1960-х гг. в Азии
(Сингапур), Нассау (Багамские острова), на Каймановых островах, в Панаме (Латинская Америка); в 1970-х гг. – в Бахрейне (Персидский залив), на Филиппинах (Юго- Восточная Азия), на Нормандских островах, в Шенноне (Европа); в 1980-х гг. – в США (Нью-Йорк, Майами, Лос- Анджелес), Швейцарии, Германии, Нидерландах (Амстердам), Бельгии (Брюссель), Канаде (Торонто), Японии (Токио), на Тайване (Тайбэй), в Гонконге; в 1990-х гг. – на Гибралтаре, Кипре, Виргинских островах, в центральноамериканских странах, ЮАР и др.
Приведенный перечень оффшорных финансовых центров примечателен тем обстоятельством, что они предоставляют максимальные налоговые и прочие льготы владельцам банков и их подразделений при максимуме "закрытости" самих операций. Эти особенности способствовали тому, что через эти оффшоры в 1990-е гг. проходили колоссальные денежные ресурсы, направляемые в различные регионы мира крупнейшими транснациональными банками. Поскольку ТНБ являются основными держателями денег, то они и контролируют оффшорные центры; они же основные заинтересованные субъекты многочисленных финансовых операций, суть которых сводилась к тому, что сотни миллиардов долларов из зоны бывшего СССР перемещались в формах траншей через эти оффшорные центры. Поэтому рассуждения на тему о том, что якобы "прощение" их владельцев может вернуть эти деньги (или их часть) в Россию и другие страны СНГ, весьма наивны – эти деньги находятся в обороте, они не лежат в форме золота (сокровищ), а выполняют функции международных денег, принося владельцам прибыли в таких стабильных и надежных формах, которые невозможны на неспокойных российских рынках капиталов.
Банки и отделения, действующие в рамках оффшорного рынка, занимаются сугубо международными банковскими и иными финансовыми операциями, отсюда и природа их льгот. Этим они отличаются от зон свободной торговли, которые предназначены в своей основе для операций в стране или зоне. Оффшорные финансовые центры различаются по ряду основных признаков или типу деятельности; выявлено по крайней мере три их типа с точки зрения правового статуса и характера деятельности:
1) центры, имеющие организационные или, во всяком случае, юридические связи с одним из трех ведущих мировых финансовых центров (Ныо-Йорк, Лондон или Токио). Соответственно, анклавные оффшоры обеспечивают эти центры (или один из них) необходимыми международными услугами, ради чего и создан указанный оффшор, либо центры открывают отделения (банка) в оффшорном центре. На этих рынках устанавливаются специальные (международные) счета отдельно от внутренних, которые являются свободными от ограничений, поскольку только на них распространяется льготный режим;
2) центры, в которых заключаются сделки исключительно между нерезидентами, поскольку внутренние и внешние сделки в них объединены и свободны от ограничений;
3) центры, или так называемые налоговые гавани, в которых сделки между банками либо вообще не облагаются налогами, либо норма налогообложения и иных форм платежей с банковских сделок незначительна (табл. 20.1).
Таблица 20.1
Налога, налоговые ставки и банковские проценты в наиболее крупных оффшорных центрах
Страна |
Виды налогов и ставки с банковских процентов |
|||||
подоходный процент от среднего уровня |
корпоративный |
на вывоз и репатриацию прибыли |
с банковского процента |
с платежей типа роялти, процент от уровня |
||
Антилья |
Налогов нет, регистрационный взнос |
|||||
Антигуа и Барбуда |
25 |
40 |
- |
40 |
25 |
|
Антильские о-ва (Нидерланды) |
37-44 |
27-34 |
||||
Аруба |
5-32 |
27-34 |
- |
- |
- |
|
Багамские острова |
Нет |
- |
- |
- |
- |
|
Барбадос |
25-40 |
40 |
15 |
15 |
15 |
|
Белиз |
15-45 |
35 |
- |
25 |
25 |
|
Бермудские острова |
Нет |
– |
– |
– |
– |
|
Британские и Виргинские острова |
3-20 |
15 |
||||
Гаити |
10-30 |
10-30 |
15 |
15 |
15 |
|
Гайана |
33,3 |
35-45 |
15 |
25 |
25 |
|
Гваделупа и Мартиника |
5-56,8 |
34 |
25 |
18 |
18 |
|
Гвиана (Франция) |
5-56,8 |
34 |
25 |
18 |
18 |
|
Гренада |
- |
30-40 |
- |
- |
- |
|
Доминика |
20-40 |
30 |
15 |
25 |
25 |
|
Доминиканская Республика |
15-30 |
30 |
30 |
15 |
30 |
|
Каймановы острова |
- |
– |
- |
– |
– |
|
Монтсеррат |
5-20 |
20-30 |
20 |
20 |
||
Мэн |
0-20 |
- |
- |
- |
- |
|
Пуэрто-Рико |
9-38 |
22 |
25 |
17 |
17 |
|
Сент-Винсент |
10-55 |
45 |
15 |
25 |
25 |
|
Сент-Китс и Невис |
5–55 |
40 |
- |
10 |
10 |
|
Суринам |
18-50 |
35-45 |
25 |
- |
- |
|
Теркс и Кайкос |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Тринидад и Тобаго |
5–35 |
45 |
15 |
30 |
30 |
|
Ямайка |
25 |
33,3 |
33,3 |
33,3 |
33,3 |
|
Примечание. Прочерк ( – ) означает, что налогообложения не существует.
Роль оффшорных финансовых центров выполняют европейские банковские центры – Лондон, Париж, Люксембург, Лихтенштейн и традиционно Швейцария, банки которой всегда имели репутацию не только надежных, но и наиболее "закрытых"; они работают на всех мировых валютных рынках, в том числе на рынках евровалюты. Здесь капитал выполняет свою классическую перераспределительную функцию, способствуя перемещению капитала из одной страны в другую в зависимости от характера льготных регионов регулирования финансовой деятельности нерезидентов.
Банки и иные финансово-кредитные учреждения, специализирующиеся на операциях с иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляют их на базе особых счетов, отделенных от счетов резидентов внутреннего рынка и предоставляющих держателям налоговые скидки, освобождение от валютного контроля и другие льготы. Таким образом, внутренний рынок ссудных капиталов изолируется от внешнего, международного, а кредитные учреждения, находящиеся на территории страны и занимающиеся международными операциями, не являются составной частью ее экономики.
Действуя на ее территории, они проводят внешние по отношению к данной территории операции с нерезидентами, а в отдельных случаях и с резидентами, если это допускается правилами валютного контроля. Следует отметить, что раньше для возникновения международного финансового центра необходимы были развитая национальная банковская система, крупная фондовая биржа и стабильная валюта. В настоящее время чаще всего достаточны гибкое финансовое законодательство, право открывать иностранные банковские отделения и филиалы, отсутствие налога на доходы или его льготный характер, упрощение процедуры для проведения биржевых и банковских операций и т.п.
В ходе глобального кризиса объектом сильнейшей критики в рамках G-20 стали оффшоры, включая Швейцарию. Были предприняты попытки ужесточить подход к банкам и компаниям, действующим в этих оффшорных "зонах" и странах. Актуальна эта проблема и для российских банков и крупных компаний, большая часть которых инкорпорирована в них. Но неожиданно Россия заблокировала "жесткое" решение G-20. Тем не менее шаг за шагом принимаются меры по достижению прозрачности укрывающихся в оффшорах банков и компаний, которые уходят от уплаты налогов и совершают иные недозволенные операции. Это касается Кипра, Лихтенштейна, Швейцарии, Монако, которые в 2010–2012 гг. вынуждены были либерализовать банковское законодательство и в значительной мере "открыть" банковские операции.
Международные банковские пулы: Парижский и Лондонский клубы
Парижский клуб. Это неформальное объединение государств-кредиторов, сложившееся вокруг "группы десяти" – стран, заключивших в 1962 г. в Париже Генеральное соглашение о займах с МВФ. Непосредственной причиной возникновения "группы десяти" явился аргентинский кризис 1956 г., связанный с проблемой выплаты внешнего долга. "Группа" являлась своеобразным органом ведения переговоров но поводу задолженности не только с Аргентиной, но и с другими странами. Позже эти функции перешли к Парижскому клубу. Клуб не предполагает постоянного членства, напротив, участниками переговорного процесса в рамках Парижского клуба являются правительство государства-должника и его кредиторы. Традиционно заседание проходит под председательством старшего чиновника французского казначейства.
Важным принципом, определяющим деятельность Парижского клуба по реструктуризации долга, является равенство всех кредиторов. Перед тем как заключить соглашение, страны-должники, прибегающие к услугам Парижского клуба, обычно должны подписать соглашение с МВФ о получении займа от него с обязательством осуществления одобренной МВФ экономической программы. Стабилизационная программа, являющаяся непременным условием предоставления займа МВФ, обычно нацелена на ограничение совокупного спроса в стране-должнике и на увеличение национального экспорта. Кредиторы рассматривают эту программу в качестве необходимого условия для достижения сбалансированности счета текущих операций, необходимой для возобновления страной-должником выплат по внешнему долгу.
В настоящее время в Парижский клуб входит 19 стран, в том числе с 1997 г. и Россия. На его заседаниях рассматриваются вопросы государственной задолженности развивающихся стран. Наиболее активно клуб работал в 1980–1990-е гг., в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся и постсоциалистических стран; на его заседаниях присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ОЭСР, ЮНИДО. В связи с уменьшением задолженности России и других участников СНГ западным кредиторам Лондонский и Парижский клубы в XXI в. стали уделять больше внимания растущим долгам развивающихся стран, особенно стран Африки и Латинской Америки.
Лондонский клуб. Лондонский клуб объединяет те частные коммерческие банки, столкнувшиеся с необходимостью возвращения предоставленных ими денежных средств другим странам, которые не могли использовать возможности Парижского клуба. Эти частные кредитные институты обращаются для ведения переговоров в созданный в более поздний период Лондонский клуб – объединение крупнейших коммерческих банков-кредиторов (более 400). Он возник в начале 1980-х гг., после обострения кризиса международной задолженности. Лондонский клуб также действует в тесной координации с МВФ и рекомендациями "большой семерки". По общему признанию, вести переговоры с Лондонским клубом значительно сложнее, чем с Парижским, поскольку он представляет исключительно частные банки.