Лекция 1. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

Начало истории таможенного дела в России относится к самому раннему периоду возникновения русского государства, к концу IX — началу X в. Первые письменные упоминания о существовании специальных таможенных сборов и людях, осуществлявших такие сборы, встречаются в документах конца X в. Именно в это время летописи отмечают возникновение торговых пошлин, взимаемых при въезде в города, причаливании к пристаням, проезде через заставы.

Собственно формирование таможенного права на территории РФ начинается с применения в сфере налогообложения ввозимых товаров ранее существовавших обычаев и традиций, причем не только у славян. Недаром в английском языке слово "таможня" означает "обычай", т.е установленную веками практику.

В договорах киевского князя Олега с Византией сборы, аналогичные современным таможенным пошлинам, и соответствующие им льготы упоминаются как давно известные восточным славянам. Можно только предполагать, что наши предки еще в глубокой древности переняли систему взимания торговых (таможенных) налогов у своих соседей — греческих полисов Причерноморья, с которыми издавна имели тесные торговые связи, а часть черт административной системы, в том числе в области налогов и торговли, была воспринята вместе с православной культурой.

Основной и главной целью взимания налогов на торговлю, в том числе мыта, было наполнение государственной (княжеской) казны с целью содержания дружины, административного аппарата, финансирования общественного строительства и т.п.

Так, например, издавна у большинства славянских племен существовали понятия "мыто" — сбор за торговлю товаром — и "мытник" — княжеский чиновник, осуществляющий сбор мыта. Даже в настоящее время в большинстве славянских языков (да и не только славянских, например, в литовском) за таможенными органами укрепилось название "мытница", "муйтене" или однокоренные с ними обозначения. В Русской Правде (древнейшей ее редакции) упоминается об обязанности купцов, провозящих товары водным или сухим путем, уплатить мыто князю на специальных заставах.

Мытники были включены в состав княжеских чиновников с предоставлением специального статуса. За неуплату мыта лица наказывались штрафом, который назывался "промыт" и составлял, как правило, сумму в размере двух пошлин, или взыскивали заповедь, т.е. пеню за неуплату пошлины. Были и другие наказания (кнут, батоги).

В Древней Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт "сухой" (за провоз товаров по суше) и "водяной" (за провоз по воде). За право торговли взимался "замыт", за наем амбара — "амбарное", за представление товара на заставу — "явка", за найм торгового места на гостином дворе — "гостиное", также взимались и другие таможенные сборы. Существовали "роговая" и "привязная" пошлины за привязывание скота в месте торговли; "узольцовое" — за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки.

Термин "таможня" более позднего происхождения, от тюркского "тамга" — печать, клеймо. Специальное клеймо ставили на товары, с которых были уплачены сборы за пересечение границ. Тамга — это своеобразный сбор за получение ханских ярлыков, дающих право на определенную деятельность. Отсюда и слово "тамжить", т.е. облагать тамгой. Место, где такие сборы взимались и ставилась тамга, с XIII в. стало именоваться "таможня". Таможенники изначально входили в состав административного аппарата Золотой Орды как одни из элементов системы государственного управления, перенятого монголами после захвата Китая. Одни из первых дошедших до нас ханских ярлыков (указов), относящихся к периоду сразу после разгрома Северо-Восточной Руси, содержат в своем тексте обращение к таможенникам.

Важной особенностью при этом следует считать тот факт, что таможенные пошлины, или сборы, взимались не с самого факта торговли, ввоза товара, его количества или просто получения права на торговлю, а с денежного оборота такой торговли, т.е. фактически с аналога современной таможенной стоимости товара. В этом кроется одна из причин отделения таможенной пошлины от мыта (относившегося к другим формам налогов на торговлю) и закрепления этого термина в русском языке.

В Московском государстве с его сложной и запутанной финансовой системой, множеством податей и сборов управление таможнями было в руках "таможенных голов", которым помогали целовальники (помощники). Между ними и государством, как правило, стояли откупщики таможенных сборов, права и обязанности которых (платежи, подлежащие взысканию, их размеры, способы взыскания, штрафные санкции за уклонение) определялись "таможенными грамотами", выдаваемыми великими московскими князьями и царями.

В середине XVII в. таможенная политика России претерпела серьезные изменения, причина — нарастание самодержавно-бюрократической тенденции становления централизованного Российского государства. В 1649 г. появилось Соборное уложение, в ст. 1 которого было запрещено различным феодалам взимание мыта (тамги) и установлена единая таможенная граница, а в 1653 г. принят Таможенный устав, согласно которому в 1654 г. запрещалось взимание проезжих пошлин во владениях светских и духовных феодалов, а вскоре началось наступление на привилегии иностранных купцов: им запрещалось торговать во всем Московском государстве, кроме Архангельска.

Поворотным моментом в истории таможенного дела стал Новоторговый устав 1667 г., в котором появились статьи относительно видов и размеров внешних и внутренних сборов, устройства таможен, формальностей. Рублевой пошлине подлежали товары, предназначенные для продажи. При этом русские товары облагались один раз, когда впервые их "являли" на таможне, где купцам выдавалась "выпись", которая гарантировала дальше свободное перемещение по всей территории РФ. Пошлина взималась 10 денег с рубля, т.е. 5%.

С внешних товаров взимались отпускные и привозные пошлины, для иностранцев были открыты только пограничные города, запрещались розничная торговля и обмен друг с другом под угрозой конфискации. В других городах им разрешалось торговать только при наличии государевых грамот. "Таможенные головы", целовальники и дьяки заносили в книги данные о продавцах и товарах. Особое внимание обращалось на качество иностранных товаров, поступающих на рынок. Эти товары должны иметь клейма, печати и "всякие разумные признаки о том, где произведены".

При Петре I принципиальной новизны в таможенном деле не было. Увеличилось только количество внутренних платежей, привальные и отвальные пошлины с речных судов и другие сборы. Однако в 1718 г. была образована Коммерц-коллегия, которой была подчинена служба таможенных бурмистров.

С 1720 г. таможенные бурмистры стали именоваться оберцольнерами. Коммерц-коллегия в 1784 г. была закрыта, в 1797 г. снова восстановлена, а в 1802 г. реорганизована в Министерство коммерции.

В конце царствования Петра I — в 1724 г. был принят первый в России таможенный тариф, который имел протекционистский характер. Ставки импортных таможенных пошлин дифференцировались от 25 до 75%, вывозимые товары облагались по 3%-ной ставке. Вывоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских производителей, был запрещен.

В 1731 г. был принят новый таможенный тариф, снизивший размеры таможенных пошлин и изменивший способ их начисления. Помимо адвалорных ставок вводились специфические ставки (с меры или веса товаров). В 1753 г. была проведена крупная таможенная реформа. Все внутренние пошлины и таможенные сборы были отменены, внутренние таможенные границы ликвидированы. Для возмещения потерянных доходов казны была установлена надбавка (13 коп. с рубля) к внешним таможенным пошлинам, взимаемым на пограничных таможенных заставах.

В этот период в России начали укреплять государственные границы. На западе Российского государства их охрану осуществляли регулярные войска, сосредоточенные в 11 морских и 4 сухопутных крепостях. Вокруг крепостей была создана цепь форпостов, для противодействия беспошлинному провозу товаров по большим дорогам организовывались заставы, специальным разъездам поручалось захватывать контрабандистов с конфискацией у них всех незаконно провозимых товаров. В 1754 г. были учреждены Корпус-пограничной стражи и служба таможенных объездчиков. В 1782 г. создана таможенная пограничная стража в западных губерниях.

В период царствования Екатерины II проводится либерализация таможенной политики. В таможенном тарифе 1766 г. ставки таможенных пошлин были снижены, таможенное обложение осуществлялось но ставкам от 12 до 30%. В соответствии с таможенным тарифом 1782 г. большинство ввозимых товаров освобождается от таможенного обложения, а ставки таможенной пошлины на остальные товары снижаются до 10%.

С 1802 г. управление таможенным делом осуществляло Министерство коммерции, а с 1811 г. — Департамент внешней торговли Министерства финансов. Были учреждены Коммерц-коллегия и институт Таможенного бурмистра, управлявшего таможней и избираемого из купцов.

Кроме того, в 1811 г. Александр I учредил Таможенное управление по европейской торговле, в состав которого входило 11 таможенных округов. Каждый таможенный округ возглавлялся начальником, которому подчинялись таможни и таможенные заставы, входившие в округ. В 1864 г. Департамент внешней торговли Министерства финансов был преобразован в Департамент таможенных сборов.

В 1819 г. были приняты: Таможенный устав по европейской торговле и новый таможенный тариф, самый либеральный из всех предыдущих, а также всех последующих таможенных тарифов. Однако молодая российская промышленность не была готова к свободной конкуренции с европейскими товарами, поэтому уже в 1822 г. Россия принимает протекционистский тариф с целью исправить допущенные ошибки в своей внешнеторговой политике.

Последующие таможенные тарифы 1850, 1857 и 1868 гг. можно охарактеризовать как умеренно протекционистские. Либеральная внешнеторговая политика Российского государства того времени проявилась в создании зон свободной торговли в Одессе, Камчатской области, портах Приамурья и на острове Сахалин.

В соответствии с Положением об устройстве Пограничной таможенной стражи 1827 г. были утверждены: цвет обмундирования таможенников (зеленый) и описание российского таможенного флага (зеленый с белым Андреевским крестом). Согласно Таможенному уставу по европейской и азиатской торговле 1857 г. действовали таможни и таможенные заставы, расположенные на внешней сухопутной и морской границе России. В крупных городах функционировали внутренние таможни.

С начала 1865 г. функции по управлению таможенными учреждениями переданы вновь созданному Департаменту таможенных сборов. В 1868 г. для усиления охраны морской границы в Балтийском море создано Морское крейсерство, а в 1872 г. — таможенная флотилия.

В 1877 и 1891 гг. таможенные тарифы вновь пересматривались в сторону усиления протекционистских барьеров, таможенные пошлины увеличились в этот период более чем на 50%. Происходили и организационные изменения в системе таможенных органов. Так, в соответствии с Таможенными уставами 1892, 1904 и 1910 гг. сложилась новая структура таможенной системы во главе с Департаментом таможенных сборов Министерства финансов. В его подчинении находились окружные и участковые таможенные управления, таможни, таможенные заставы, таможенные пункты и посты. Кроме того, в октябре 1893 г. пограничная стража была выведена из подчинения начальников Департамента таможенных сборов и таможенных округов, ей присвоили название Отдельного корпуса пограничной стражи, который переводился в непосредственное подчинение министра финансов.

В мае 1912 г. утверждена последняя реорганизация таможенной службы в царской России. В годы Первой мировой войны деятельность российских таможенных органов была парализована, большинство таможен было закрыто.

К реформированию внешней торговли приступило уже Временное правительство. Последующие перемены произошли после Октябрьской революции 1917 г.

Положением ВЦИК и СНК о рабочем контроле от 14 ноября 1917 г. вводилась государственная торговая монополия на все товары первой необходимости. С 1 января 1918 г. вводилось в действие постановление Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР "О порядке выдачи разрешения па ввоз и вывоз товаров", в соответствии с которым устанавливались подчиненность и функции таможенных органов Советской республики.

Согласно предписаниям Декрета СНК РСФСР от 29.05.1918 "О разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений" таможенное обложение передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти. Организация управления таможенным делом возлагалась на Департамент таможенных сборов Наркомата финансов (НКФ).

22 апреля 1918 г. принят декрет СНК о национализации внешней торговли. Через месяц учреждается пограничная охрана. Декретом от 29.06.1918 Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в непосредственное подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП), последний в 1920 г. был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). В первые месяцы советской власти, а затем и в период военного коммунизма таможенное обложение практически не применялось. Это объяснялось чем, что НКВТ и эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полностью отсутствовала торговля внутри страны, и внешнеторговая деятельность была незначительной. Товарный голод в стране, дезорганизация рынка, переставшего быть регулятором производства, низкое качество продукции и высокая себестоимость отечественных товаров при недостаточном ввозе — таковы были объективные условия, благоприятствовавшие развитию контрабанды. Кроме того, инфляция произвела перераспределение доходов, осуществила "социальную реформу навыворот", вопреки интересам государства и началам справедливости, и тем самым оказала деморализующее влияние па население.

В декабре 1921 г. был принят закон о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при ВЧК начала работать Центральная комиссия по борьбе с контрабандой под председательством Реввоенсовета. В комиссии активно участвовали таможенные органы.

Возврат к таможенно-тарифным методам во внешней торговле произошел в 1922 г. в связи с переходом к новой экономической политике (нэпу). СНК РСФСР 14 февраля 1922 г. утвердил Таможенный тариф по европейской торговле для привозных товаров, 11 апреля 1922 г. — Таможенный тариф по азиатской торговле и 15 июля 1922 г. — Таможенный тариф по отпускной торговле. Согласно этим решениям в данный период были запрещены к вывозу многие продукты питания "первой необходимости" (хлеб в зерне всякий, горох, фасоль, бобы и чечевица, картофель, мука, крупа всякая, отруби, крахмал, макароны и др.).

Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет при СНК РСФСР. Таможенно-тарифный комитет занимался разработкой вопросов о введении новых и изменении действующих ставок таможенных пошлин; составлением новых и изменением старых списков товаров, запрещенных к ввозу и вывозу; решением вопросов о применении таможенного тарифа; рассмотрением жалоб по вопросам применения таможенного тарифа; составлением заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений по вопросам таможенно-тарифного регулирования деятельности.

В пределах своей компетенции Комитет принимал постановления, которые приобретали юридическую силу после утверждения СНК. При рассмотрении споров, имеющих отношение к таможенно-тарифному регулированию, Комитет вносил свои постановления на утверждение НКВТ.

Правовой статус Таможенно-тарифного комитета был закреплен в Таможенном уставе СССР 1924 г. и Таможенном кодексе СССР 1928 г., которые окончательно закрепили сформировавшуюся систему таможенного управления. Главной задачей таможенных органов стал контроль за экспортно-импортными операциями в рамках государственной монополии внешней торговли.

Приказом НКВТ от 02.03.1924 было учреждено Главное таможенное управление (ГТУ) при НКВТ. Вопросами таможенно-тарифной политики занимался специально созданный в системе ГТУ тарифный отдел. Этот орган разрабатывал и готовил для Комитета материалы о необходимости введения новых и изменения действующих ставок таможенных пошлин; составлял заключения по проектам законов, международных договоров, конвенций и соглашений, касающихся вопросов таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

На Главное таможенное управление при НКВТ СССР были возложены функции по организации борьбы с контрабандой на территории Советского государства.

Таможенный устав СССР 1924 г. устанавливал четырехзвенную систему таможенных учреждений:

1) ГТУ;

2) отделения ГТУ в союзных республиках;

3) районные таможенные инспекторские управления;

4) таможни и таможенные посты.

Управление таможенным делом на всей территории СССР было возложено на НКВТ, который осуществлял свои задачи в центре и на местах через входящие в состав Н КВТ Главное таможенное управление и иные учреждения и через состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет. НКВТ открывал и упразднял таможенные учреждения, определял их месторасположение, присваивал таможням разряды. Таможенный кодекс СССР 1928 г. исключил из системы таможенных учреждений третье звено — упразднил районные таможенные инспекторские управления.

В целом на рубеже 1920—30-х гг. усилился командно-бюрократический стиль управления экономикой, снова укрепляется принцип государственной монополии, резко сократилось число участников внешнеторговых связей, таможенный контроль стал вспомогательным инструментом регулирования ВЭД.

21 января 1930 г. был принят Свод таможенных тарифов СССР.

В годы Великой Отечественной войны действовали таможни по сухопутной границе от Тихого океана до Черного моря, прикаспийские и северные (Мурманская и Архангельская) таможни. Работа большинства таможен была прекращена. Поступавшие в СССР благотворительные грузы пропускались (с 1943 г.) беспошлинно.

1 октября 1961 г. вступил в силу новый Таможенный тариф СССР, в котором учитывались изменения, сложившиеся в практике мировой торговли в послевоенный период, а также новые взаимоотношения между странами — членами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

К товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые в торговле с СССР придерживались режима наибольшего благоприятствования (РНБ), применялись минимальные ставки таможенных пошлин, а к товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые во взаимной торговле с СССР не применяли этого режима, — максимальные ставки пошлин.

С 1 января 1965 г. Совет Министров СССР отменил таможенные пошлины на товары, экспортируемые из дружественных стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Новый Таможенный кодекс СССР был принят 5 мая 1964 г. Впервые в Кодексе вводилось понятие "таможенный режим". Таможенный кодекс предусматривал три таможенных режима: режим экспорта, режим импорта и режим транзита. Таможенным кодексом СССР 1964 г. управление таможенным делом на территории СССР передавалось в ведение Министерства внешней торговли (МВТ) СССР и осуществлялось через входящее в его состав ГТУ. К основным функциям таможенных учреждений относились следующие: контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой.

Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: 1) ГТУ; 2) таможни и таможенные посты.

Вопросы создания, реорганизации и ликвидации таможенных учреждений входили в компетенцию МВТ СССР.

В связи с принятием Конституции СССР 1977 г. были приняты новые Правила таможенного контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу СССР. Эти правила упростили процедуру таможенного контроля. Постановлением Совета Министров СССР от 27.04.1981 был утвержден новый Таможенный тариф СССР, который предусматривал значительное расширение списка товаров, беспошлинно ввозимых в СССР.