Об альтернативной службе
После принятия в 1993 г. Конституции в обществе стали созревать новые подходы к военной службе: люди потребовали уважения к своим религиозным и пацифистским убеждениям, которые запрещают им брать в руки оружие. В результате возникла проблема отсутствия альтернативной военной службы, которая бы решала эти вопросы. Понятие "альтернативный" происходит от французского alternation - "чередовать, не совпадающий с общепринятым". Дискуссии длились почти 10 лет, было высказано множество соображений, как именно организовать данную альтернативную военную службу. В итоге Федеральное Собрание РФ приняло Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".
В преамбуле данного закона говорилось, что он регулирует отношения, "связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой". В ст. 1 отмечалось, что альтернативная гражданская служба - это "особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы".
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой II и отношении которых в соответствии с настоящим федеральным законом призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального образования принято соответствующее решение. На момент принятия закона название "альтернативная гражданская служба" ни у кого не вызывало возражений, поскольку "альтернативщики" должны будут служить не в армии, а "на гражданке".
Однако другим политическим руководителям, а также некоторым законодателям не давало покоя положение о том, что в России государственная служба включала в себя различные контингента служащих, отличающихся спецификой производственной деятельности, чинами, званиями. После длительных обсуждений в 2003 г. был принят рамочный Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации", по которому прежняя государственная служба, как уже говорилось, была поделена на три вида: государственную гражданскую службу, военную службу и службу в правоохранительных органах.
При этом федеральных законодателей как-то не озадачил вопрос о том, что понятие "гражданская служба" уже занято "альтернативщиками" военной службы. С точки зрения элементарной логики в этом случае следовало бы уточнить ранее принятый Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе", убрав из него ничего не решающее слово "гражданский" и заменив словом "военный". В этом случае закон принял бы нормальное правовое состояние и назывался бы так: "Об альтернативной военной службе".
Однако, этого не произошло и в государственной службе возник правовой паралогизм.
Вместе с тем в Федеральном законе "О системе государственной службы Российской Федерации" предполагалось, что по каждому из этих трех видов служб будут приняты специальные законы. Для этого созданы соответствующие редакционные комиссии. И действительно, был принят первый Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", положения которого по большей части напрямую действуют в правовых отношениях. Что касается других видов служб, то пока начато преобразование военной службы, а также правовых основ правоохранительной службы.
Однако, и в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" также ничего не было сказано о Федеральном законе № 113-ФЗ. Поэтому Правительство продолжило работу по формированию альтернативной гражданской (военной) службы. С этой целью
11 декабря 2003 г. оно приняло Постановление № 750 "Об организации альтернативной гражданской службы", в котором, в основном, повторило прежние формулировки Федерального закона № 113-ФЗ. В нем было определено, что федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные в направлении граждан для прохождения альтернативной гражданской службы, в установленном порядке вносят в Министерство труда и социального развития РФ (как специально уполномоченный в то время федеральный орган исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы) предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу. Это министерство также должно указать организации, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы и сформулировать предложения по количеству граждан, которые могут быть приняты в указанных организациях.
Министерство труда и социального развития РФ с участием Министерства обороны РФ в соответствии с утвержденными перечнями и данными о численности и составе граждан, в отношении которых призывными комиссиями вынесены заключения о замене им военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, должны принять решение об участии органов исполнительной власти в организации альтернативной гражданской службы в подведомственных им организациях и разработать для каждого из них плановые задания по приему граждан для прохождения альтернативной гражданской службы.
Начиная с 2004 г. было подано 4370 заявлений о замене военной службы альтернативной гражданской. После прохождения различных комиссий на альтернативную гражданскую службу были направлены: в 2004 г. - 401 человек, в 2005 г. -'257, в 2006 г. - также 257 человек, в 2007 г. -297, в 2008 г. - 933, а в 2012 г. - 400 призывников. Однако не все направленные успешно прошли данную службу: около 200 гражданских новобранцев по разным причинам были уволены с альтернативной гражданской службы.
В 2004 г. Министерство труда и социального развития РФ было объединено с Министерством здравоохранения РФ и получило название "Министерство здравоохранения и социального развития РФ". Выполняя постановление Правительства РФ № 750, новый министр 28 февраля 2007 г. издал приказ "Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы", регистрационный № 9263.
Объем вакансий по данному нормативному акту достаточно велик - более 9 тыс. рабочих мест. Перечень включает более 202 профессий в 716 организациях - от аккумуляторщика и заказчика до юрисконсульта и учителя. География прохождения службы соответствующая - начиная с Калининграда и кончая Владивостоком. Больше других в рабочей силе нуждается Почта России. Она готова принять почти 3 тыс. человек. Кроме того, предприятиям нужны подсобные рабочие, каменщики, кузнецы, токари, слесари, электросварщики, электромонтеры. Часть молодых людей пойдут работать в социальную сферу, в том числе в реабилитационные центры и психоневрологические интернаты.
С 1 января 2008 г. продолжительность альтернативной гражданской службы составляет 21 месяц, а на предприятиях, подведомственных Министерству обороны, - 18 месяцев. Однако подготовленных новобранцев среди призывников достаточно мало. Как показывает практика, подавляющее большинство среди них (55%) не имеют вообще никаких специальностей.
Анализ законов и соответствующих нормативных актов показывает, что альтернативная служба, связанная с отказом людей от получения и пользования оружием, может быть только при прохождении ими военной службы по призыву. Перебрасывать ее на гражданскую службу противоречит логике, не делает чести ни федеральным законодателям, ни руководителям федеральных исполнительных органов. Альтернативная служба может быть только на военной службе. Поэтому и закон должен быть соответствующим образом уточнен.
Выводы
o Военная служба есть вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
o В настоящее время комплектование армии происходит по смешанной форме - обязательного военного призыва и контрактно-профессионального найма. Солдаты-призывники составляют пока основную часть Вооруженных сил, а контрактники служат на тех специальностях, где нужна серьезная физическая и техническая подготовка.
o В российской армии, как и в советской, по-прежнему сохраняются три вида войск: сухопутные войска, военно-морской флот, военно-воздушные силы, а также три рода войск: воздушно-десантные, ракетные, космические. Однако па смену четырехзвенным системам управления: военный округ - армия - дивизия - полк, к 2012 г. армию перевели на трехуровневую: военный округ - оперативное командование - бригада, которые уже сейчас имеют категорию "постоянной готовности". К 2012 г. в Вооруженных силах было сформировано 100 общевойсковых и специальных бригад.
o В настоящее время определено, что соотношение офицеров и солдат, в принципе, должно соответствовать примерно 15 к 85, т.е. офицерский состав должен составлять порядка 15%, а военнослужащие по призыву и солдаты, сержанты по контракту - 85%. Такое соотношение на данный момент считается оптимальным. Но оно остается предметом дальнейшего достаточно серьезного обсуждения.
o "Демилитаризация" различных должностей в армии, т.е. перевода их в статус гражданских, сопровождается введением должностей "со звездочками". Они пока используются лишь в министерских структурах для управленческого аппарата. В войсковом звене должностей "со звездочками" не предполагается.
o В Вооруженных силах скоро появится новая структура - военная полиция, которая займется укреплением законности и правопорядка в войсках. Ее численность составит порядка 5 тыс. человек. Главной задачей нового ведомства станет борьба с дедовщиной и воровством военного имущества, включая оружие и боеприпасы. На нее будет возложено поддержание порядка в частях, а также патрулирование в гарнизонах и городах, охрана военных объектов и грузов. В ее ведение перейдут военные комендатуры и гауптвахты.
o Предполагается, что Вооруженные силы с 1 млн 130 тыс. человек к 2017 г. сократятся до 1 млн человек. Под секвестр в 2008-2012 гг. попадут, в основном, офицеры: генералов с 1107 человек сократят до 866 человек, полковников - с 25 665 до 9114 человек, майоров - с 99 550 до 25 000 человек, капитанов - с 90 до 40 тыс. человек, а лейтенантов увеличат с 50 до 60 тыс. человек.
o При демобилизации комиссии будут руководствоваться следующими четырьмя основными положениями: увольнять будут только тех, кто достиг предельного возраста службы, кто по состоянию здоровья не может исполнять обязанности, желает уволиться по собственной инициативе, а также тех офицеров, которые по профессиональным качествам не соответствуют занимаемой должности.