Обзор оптимизационных решений в отдельных функциональных областях логистики
Логистическая система весьма сложная структура, которой свойственны многокритериальный характер большинства оптимизационных задач, нелинейный характер взаимосвязи использования различных ресурсов, сложность формализации и адекватного описания логистических процессов и стохастичность их характера, высокий уровень рисков в системе, сложность экономико-математического моделирования структур и процессов. В этом случае далеко не всегда может быть решена задача общей оптимизации логистической системы. Она распадается на ряд локальных оптимизационных решений в отдельных функциональных областях логистического менеджмента (при этом общая цель играет роль главного параметрического ограничения), или решается субоптимизационная задача, когда отыскивается оптимум по какому-либо одному критерию из нескольких в векторной задаче оптимизации.
Правильное определение ограничительных условий на каждом уровне иерархии в каждом функциональном подразделении логистической системы позволяет сделать частное оптимизационное решение корректным в контексте общих целей и задач системы.
По существу принятие каждого решения в конкретной логистической системе носит оптимальный характер, так что общее число оптимизационных задач в логистике весьма многочисленно. Специфика задач оптимизации во многом задастся исходя из роли и места той или иной функциональной подсистемы в выполнении полного логистического цикла - цикла выполнения заказа. Ниже приведен обзор основных оптимизационных решений в отдельных функциональных областях логистики (по [38)).
Управление заказами. Для этой логистической функции характерны следующие задачи оптимизации: детерминирование цикла исполнения заказа (прием, передача, обработка, комплектация, доставка); выбор технических средств и технологического процесса приема, обработки и комплектации заказа; организация документооборота и использование электронного документооборота при прохождении заказа; оптимизация параметров качества логистического сервиса; оптимизация величины и характера трансакционных издержек; оптимизация параметров послепродажного сервиса, связанного с исполнением заказа.
Снабжение, управление закупками. Здесь следует назвать следующие задачи, подлежащие оптимизации: решение основной экономической задачи "сделать или покупать"; выбор формы снабжения предприятия; выбор поставщика; определение потребности и нормирование расхода материальных ресурсов; оптимизация операционных логистических издержек; минимизация потерь продукции в процессе доставки от поставщиков; структуризация логистических каналов доставки, оптимизация промежуточных структур; доставка продукции от поставщиков возможно большими отправками с максимальной грузовместимостью транспортных средств при минимизации транспортных тарифов; выбор стратегии закупок; оптимизация запасов закупаемой продукции на всех уровнях логистической системы.
Логистическая поддержка производства. В этой функциональной области оптимизационные процессы - одни из наиболее важных, так как производство является исполнительным механизмом всего цикла заказа. Укажем на следующие задачи: оптимизация уровней всех запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции внутри производственно-технологического цикла и складской системы предприятия; выбор оптимального режима работы внутрипроизводственного транспортно-складского комплекса; оптимизация временной структуры производственно-технологического цикла; оптимизация операционных логистических издержек в производстве готовой продукции; выбор внутрипроизводственной информационной системы оптимизации ресурсов; решение проблемы отходов производства и эффективное использование вторичных материальных ресурсов и потерь от брака в производстве.
Физическое распределение. Данная функциональная сфера является суперфинишной в смысле доведения готовой продукции до потребителей, а потому ее оптимизация играет особую роль. Подлежащие оптимизации задачи: формирование организационной структуры логистических каналов и распределительной сети в целом; задача о расположении региональных распределительных центров; выбор логистических посредников (оптимизируется их число и уровень компетенции); организация процесса складирования, хранения и грузопереработки готовой продукции в звеньях распределительной сети; планирование, контроль и регулирование уровней запасов готовой продукции в распределительной сети, а также структуризация товарных потоков; координация и интеграция взаимодействия фирмы с логистическими посредниками в физическом распределении; унификация и типизация размерных рядов тары, упаковки и грузовместимости транспортных средств в логистических каналах; оптимизация логистических издержек и рисков при выполнении функций транспортировки, складирования и грузопереработки; выбор системы мониторинга и информационно-компьютерной поддержки логистических решений в физическом распределении; оптимизация параметров физического распределения товарных потоков в логистических каналах.
Транспортировка. Оптимизации подлежат: выбор способа транспортировки грузов (унимодальный, мультимодальный, интермодальный, смешанный, комбинированный); выбор вида транспорта; выбор транспортных средств; выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке; оптимизация структуры парка транспортных средств; маршрутизация перевозок; распределение подвижного состава но маршрутам; определение параметров и метода оценки транспортного сервиса; диспетчирование процесса транспортировки; планирование себестоимости перевозок и определение транспортных тарифов; распределение прибыли, рисков и ответственности между участниками транспортного процесса; планирование потребности в материальных ресурсах для обеспечения эксплуатации, ремонта и обслуживания подвижного состава транспорта и транспортной инфраструктуры; планирование производственной программы по обслуживанию и ремонту подвижного состава; оперативное планирование и диспетчирование управления техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава; планирование инвестиций в производственно-техническую базу транспорта; оптимизация рисков в транспортировке и определение условий базовых поставок; выбор системы физического сопровождения и контроля местоположения транспортного средства и груза; детерминирование трансакционных единиц в транспортировке (объемные модули, упаковка, тара, грузовместимость транспортных средств); документооборот (электронный документооборот) при организации транспортировки; выбор системы информационно- компьютерной поддержки транспортировки.
Управление запасами. Высокий уровень формализации управленческих процессов в этой сфере, репрезентативная теоретическая поддержка, надежная статистическая база предполагают успешное решение следующих оптимизационных задач: выбор интегрированной структуры управления запасами в функциональных областях логистики и в логистических системах в целом; выбор критериев и стратегии управления запасами; выбор методов прогнозирования спроса па продукцию и необходимые ресурсы; выбор систем учета, контроля и мониторинга логистических издержек управления запасами; обоснование выбора систем контроля и управления запасами; определение параметров управления запасами (размер заказа, точка заказа, интервал времени между смежными заказами и поставками, количество заказов за плановый период); нормирование и определение уровней текущего, страхового, сезонного, подготовительного запаса; определение оптимального размера заказа (fOQ-модель); установление методов контроля и управления многономенклатурными запасами на базе методов логистического анализа (ABC, XYZ); выбор систем информационно-компьютерной поддержки управления запасами.
Управление качеством логистического сервиса. Разный характер (при изменении уровня логистического обслуживания) роста логистических издержек (экспоненциальный) и увеличения объема реализации товара (S-образная логистическая кривая) позволяют принять обоснованное решение следующих оптимизационных задач: выбор системы показателей качества логистического сервиса; выбор корпоративного управления качеством логистического сервиса; выбор логистических технологий, технических средств, систем и процедур обеспечения высокого качества логистического обслуживания; выбор методов и моделей оценки параметров качества логистического сервиса; выбор логистических посредников, обеспечивающих требуемый уровень показателей качества логистического сервиса; выбор комплексных моделей оценки качества сервиса в логистических системах.
Складирование. Высокий уровень формализации технологических процессов в сфере складирования позволяет на основе оптимизационных процессов сформировать достоверную систему поддержки при принятии управленческих решений в области следующих задач: выбор системы складирования; выбор формы собственности, типа, количества и мощности складов; дислокация складов в региональном аспекте; определение номенклатуры и ассортимента хранимой и обрабатываемой на складе продукции; организация логистического процесса на складе; обоснование принятия объемно-планировочных и проектных решений склада; выбор логистических посредников в складировании; обоснование состава логистических услуг в складировании и методов оценки их качества; определение подъемно-транспортного и технологического складского оборудования; установление параметров транспортно-складского процесса по приемке, грузопереработке и отправке грузов; обоснование объема логистических издержек складирования; выбор складских информационно-компьютерных систем.
Грузопереработка. Перечень решаемых оптимизационных задач: обеспечение максимальной операционной эффективности; алгоритм грузопереработки при интеграции с другими логистическими функциями; определение параметров материальных потоков и качества логистического сервиса в грузопереработке; определение операционных логистических издержек; обоснование пространства складирования и перемещения грузов; установление количества, размера или веса обрабатываемой партии груза и взаимоотношения этих характеристик; оптимизация уровня механизации и автоматизации операций грузопереработок; унификация технологий грузопереработки и решение об использовании стандартизированного оборудования; планирование профилактического ремонта и обеспечения запасными частями грузоперерабатывающего оборудования; планирование инвестиций для замены морально и физически устаревшего оборудования.
Тара и упаковка. Подлежащие оптимизации задачи размерные ряды тары и упаковки с технологическими параметрами складского и грузоперерабатывающего оборудования, грузовместимостью и грузоподъемностью транспортных средств в различных функциональных областях логистики; решения о дизайне тары и упаковки в соответствии с требованиями логистического менеджмента в процессе транспортировки, складирования и грузопереработки; выбор тары и упаковочных материалов для различных классов грузов; выбор тары, внешних товароносителей для обеспечения транспортировки и грузопереработки; решения по маркировке и штриховому кодированию тары, упаковки и грузовых единиц.