Обычная законодательная процедура (ст. 294 Договора о функционировании Европейского Союза)

Главной правотворческой процедурой ЕС является обычная законодательная процедура, до вступления Лиссабонского договора в силу именовавшаяся как "процедура совместного принятия решений".

Процедура предусматривает пять этапов.

Первый этап связан с законодательной инициативой – процедура инициируется по общему правилу Комиссией, которая вносит проект решения в Совет и Европейский парламент. В отдельных случаях, когда это предусмотрено Договорами, субъектами законодательной инициативы могут выступать государства-члены, ЕЦБ или Суд ЕС.

Второй этап представляет собой первое чтение законопроекта. Европейский парламент принимает свою позицию по законопроекту, если Совет одобряет эту позицию, законопроект считается принятым. Если Совет нс принимает позицию Европейского парламента, то он принимает собственную позицию в первом чтении и направляет ее в Европейский парламент.

Третий этап – второе чтение. Рассмотрев позицию Совета в течение трех месяцев, Европейский парламент может, во-первых, одобрить позицию Совета в первом чтении и утвердить решение. Во-вторых, большинством голосов отклонить позицию Совета и проект решения в целом (абсолютное вето). Наконец, в-третьих, Европейский парламент большинством голосов может внести поправки к позиции Совета по проекту и направить их на рассмотрение в Совет и Комиссию для вынесения заключения. В течение трех месяцев по получении всех материалов Совет либо одобряет все поправки и утверждает решение, либо не одобряет поправки к обшей позиции, и тогда Председатель Совета и Председатель Европейского парламента в течение шести недель созывают Согласительный комитет.

Четвертый этап предусматривает согласительную процедуру. Согласительный комитет создается из числа членов Совета (или их представителей) и такого же числа представителей Европейского парламента при участии в заседаниях комитета Комиссии. Целью Согласительного комитета является доработка проекта решения, приведение его текста в такое состояние, которое бы отвечало интересам каждой из сторон. Если в течение установленного срока Согласительный комитет не одобрит доработанный проект решения (или даже не сможет доработать проект), то проект решения считается отклоненным.

Пятый этап составляет третье чтение законопроекта. Если Согласительный комитет квалифицированным большинством представителей Совета и большинством представителей Европейского парламента одобряет доработанный проект, то он направляется на одновременное голосование в Совет и Европейский парламент. Для утверждения решения необходимо большинство голосов депутатов Европейского парламента и квалифицированное большинство членов Совета. Если доработанный проект не набирает необходимого числа голосов хотя бы в одном из институтов, проект считается отклоненным.

Обычная законодательная процедура является результатом компромисса между демократизацией законодательного процесса в Европейском Союзе путем усиления позиций Европейского парламента и сохранением традиционной роли Совета как основного законодательного органа. Запутанность данной процедуры – результат такого компромисса. Однако практика принятия решений при использовании данной процедуры демонстрирует парадокс между эффективностью и перегруженностью деталями, сверхсложностью системы. Именно эффективность использования процедуры совместного принятия решений стала причиной распространения ее применения.

Схема 5.30. Обычная законодательная процедура