Обычаи
Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Регистрацию торговых обычаев и обычаев морских портов в нашей стране осуществляет ТПП РФ[1].
Согласно сложившейся практике заинтересованное лицо, имеющее целью возможную регистрацию обычая делового оборота, должно обратиться в ТПП РФ с соответствующим письмом, обосновав при этом необходимость регистрации соответствующего обычая, а также предоставить заключения ведущих исследовательских институтов, крупных предприятий, банков, ассоциаций и других организаций, применяющих данный обычай в своей практике или имеющих к нему непосредственное отношение.
Регистрируемый обычай должен отвечать следующим основным критериям:
• не противоречить действующему российскому законодательству;
• носить определенный и устойчивый характер;
• иметь широкое применение на всей территории РФ на протяжении достаточно продолжительного периода времени.
Решение ТПП РФ о свидетельствовании обычая делового оборота и формулировка самого обычая, сопровождаемая, как правило, статьей-комментарием, публикуется в издании ТПП РФ "Торгово-промышленные ведомости" и (или) в других общеизвестных печатных изданиях.
На сегодняшний день ТПП РФ зарегистрировала два обычая. В частности, обычай в сфере вексельного оборота, а также Инкотермс-2010[2].
Инкотермс-2010 – это международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами но всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов. Инкотермс-2010 повсеместно применяются таможенными органами в целях определения таможенной стоимости для начисления пошлин и статистического учета в области внешнеторговой деятельности государств.
Сфера действия Инкотермс-2010 распространяется на права и обязанности сторон по международному договору купли-продажи в части поставки товаров (условия поставки товаров).
В п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержится легальное определение обычаев морских портов, под которыми понимаются правила поведения, сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в морских портах и не предусмотренные законодательством РФ.
Обычаи морских портов не должны противоречить действующему российскому законодательству, а также общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ. Они должны носить определенный и устойчивый характер.
Наличие того или иного обычая морского порта, его ОГЛАВЛЕНИЕ устанавливаются посредством изучения судебно-арбитражной практики, обычаев, официальной позиции органов государств, международных и судоходных организаций.
Использование обычаев морских портов обусловлено, в большинстве случаев, историческими условиями становления и развития торгового мореплавания, а также наличием специфических институтов, для которых малопригодно общее нормативное регулирование. Обычаи морских портов должны способствовать повышению конкурентоспособности, привлекательности морского порта, развитию судоходного бизнеса, и как следствие, развитию экономики региона и государства в целом.
Для российских морских портов обычаи не являются новацией. Так, еще во времена Советского Союза Всесоюзной торговой палатой осуществлялись разработка и свидетельствование (утверждение) обычаев морских портов. В конце 1960-х гг. были изданы сборники обычаев Архангельского, Вентспилского, Выборгского, Ильичевского, Клайпедского, Ленинградского, Мурманского, Новороссийского, Находкинского, Одесского, Туапсинского и ряда других морских портов.
В результате распада СССР и образования независимого государства – Российской Федерации – произошли кардинальные изменения в сфере регулирования деятельности морских портов. В настоящее время практически каждым морским портом, расположенным на территории России, был разработан свой сборник обычаев, который по своему содержанию выступает правовым актом, регламентирующим деятельность порта.
Одновременно с этим возник заметный разнобой в порядке свидетельствования (утверждения) обычаев морских портов. Так, в некоторых морских портах обычаи были утверждены генеральными директорами (например, в порту Ванино), в других – вообще никем не утверждались (например, во Владивостокском порту), а в третьих (например, в Архангельском, Мурманском портах) – были "зарегистрированы" территориальными ТПП вместо ТПП РФ, что неверно и противоречит установленным нормам.
Так, согласно п. 3 Положения "О Порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обычаев морских портов в Российской Федерации"[3] свидетельствование обычаев морского порта производится ТПП России на основании заявления, подписанного капитаном соответствующего морского порта или лицом, его замещающим. К заявлению прилагаются текст обычаев морского порта, письменное заключение территориальной ТПП, на территории деятельности которой находится соответствующий морской порт, а также письменные заключения организаций, применяющих данные обычаи на практике или имеющие к ним непосредственное отношение (судовладельцы, их агенты, экспедиторы и др.), обосновывающие целесообразность свидетельствования обычаев морского порта.
При ТПП РФ была создана и действует рабочая группа из представителей ТПП РФ, Минтранса России, Росморречфлота, СОРОССа, Ассоциации морских торговых портов (АСОП) и Ассоциации ТПП портовых городов. Она рассматривает представленные на свидетельствование сборники обычаев и рекомендует либо отклоняет их. В ТПП РФ было принято решение об опубликовании текстов засвидетельствованных сборников обычаев на ее официальном сайте.
Деятельность, связанная с унификацией обычаев, является весьма трудоемкой, кропотливой и требует от ее участников высокого профессионализма. Упрощенческий подход (конструирование сборников обычаев по одному шаблону) является заведомо неприемлемым по сути, ибо все морские порты уникальны и во многом отличаются один от другого, потому и обычаи в каждом порту должны быть свои и не повторяться.
Заметим, что в ситуации отсутствия полной ясности во взаимоотношениях между Администрациями морских портов и ТПП РФ стала проявляться негативная тенденция, снижающая регулятивную значимость обычаев морских портов. Так, участились попытки портовых стивидорных компаний, осуществляющих погрузку и разгрузку судов, выработать свои доморощенные обычаи вопреки тому, что обычаи – это правила поведения не в отдельном терминале или компании, а во всем морском порту.
В качестве источника правового регулирования в таможенной сфере нашли широкое применение обычаи морских портов, изложенные в сборниках "Обычаи портов", издаваемых административными органами международных морских портов.
О том, что обычаи все более успешно отвоевывают свое собственное место среди прочих источников таможенного права, свидетельствует следующий пример из судебноарбитражной практики.
Так, ООО "Интербалт" представило в Межрайонную инспекцию ФНС России № 11 по г. Санкт-Петербургу (далее – инспекция ФНС) уточненные декларации по НДС, согласно которым заявило к возмещению из бюджета положительную разницу между суммой налога, уплаченной таможенным органам при ввозе товаров па территорию РФ, и суммой налога, исчисленной с выручки от реализации товаров на внутреннем рынке.
По результатам камеральной проверки этих деклараций инспекция ФНС приняла решения от 17.03.2006 № 11/132 и от 28.04.2006 № 11/606 об отказе ООО "Интербалт" в применении заявленных налоговых вычетов, доначислении налога, начислении пеней и привлечении его к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ.
В обоснование принятых решений налоговый орган сослался на ряд обстоятельств, которые, по его мнению, свидетельствовали о том, что деятельность ООО "Интербалт" была направлена не на получение прибыли, а на незаконное возмещение НДС из бюджета.
ООО "Интербалт" оспорило решения налогового органа в судебном порядке – обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов инспекции ФНС и об обязании инспекции ФНС возместить из бюджета НДС.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя, указав на то, что ООО "Интербалт" подтвердило в установленном порядке обоснованность применения налоговых вычетов. Доводы инспекции ФНС о наличии признаков недобросовестности в действиях ООО "Интербалт" и его контрагентов были признаны судам и несостоятельными.
В кассационной жалобе инспекция ФНС просила признать ничтожными сделки, заключенные ООО "Интербалт" с поставщиками и покупателем, поскольку они были направлены не на получение прибыли от осуществления хозяйственной деятельности, а на неправомерное возмещение НДС из федерального бюджета посредством сокрытия фактических приобретателей импортированных товаров. Инспекция ФНС считала, что заявитель действовал недобросовестно и поэтому не имел права на применение налоговых вычетов. В подтверждение правильности своей позиции инспекцией ФНС приводились следующие доводы о злоупотреблении заявителем правом на возмещение налога и совершении им недобросовестных действий: малая численность организации (один участник ООО), отсутствие у заявителя собственных или арендованных складских помещений, транспортных средств, а также специалистов, обеспечивающих хранение и перевозку товаров.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа установил, что по условиям договора поставки отгрузка импортированных ООО "Интербалт" товаров осуществлялась со склада временного хранения непосредственно покупателю. По этой причине ООО "Интербалт" не располагало товарно-транспортными накладными па отпуск продукции, складскими помещениями и транспортными средствами. Хорошо известно, что подобного рода деятельность хозяйствующих субъектов в сфере внешнеторговой практики широко распространена и соответствует обычаям.
Суд счел, что отсутствие у заявителя собственных или арендованных складских помещений, транспортных средств, а также специалистов, обеспечивающих хранение и перевозку товаров не является бесспорным основанием для отказа ООО "Интербалт" в возмещении НДС. Таким образом, претензии инспекции ФНС к ООО "Интербалт" были признаны кассационной судебной инстанцией несостоятельными, а выводы судов первой и апелляционной инстанций о выполнении ООО "Интербалт" всех необходимых условий для предъявления НДС к вычету были признаны правомерными[4].