Обязательства по подаче вагонов, контейнеров и предъявлению грузов к перевозке
К организационно-правовым основаниям заключения договора перевозки груза относится прежде всего договор об организации перевозок грузов. Как ни на одном другом виде транспорта, он активно используется на железнодорожном транспорте. С учетом масштабов и объемов перевозок этот договор способствует более четкой организации перевозочного процесса, достижению устойчивых связей между перевозчиками и грузовладельцами, устранению ненужных разногласий между ними. Заключение договора об организации перевозок не является обязательным для сторон.
На практике вопрос необязательности его заключения вызывал споры. Оценка этой ситуации дана в постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30. В решении высшей судебной инстанции содержится разъяснение, согласно которому заключение договоров об организации перевозок грузов не является обязательным. Поэтому при отказе одной из сторон заключить договор другая сторона не вправе требовать его заключения в судебном порядке (п. 1).
УЖТ является единственным среди транспортных уставов и кодексов, закрепляющим положение о письменной форме договора об организации перевозок грузов. Образец договора дается в правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом. Закрепленные в ст. 10 УЖТ элементы содержания договора, включающие объемы перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов и иные условия организации перевозок совпадают с положениями ст. 798 ГК. По УЖТ дополнительно содержит указание на регулирование в договоре вопроса об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. В качестве упомянутых иных условий организации перевозок стороны обычно включают определение порядка изменения условий оплаты перевозки, переадресовки груза, оповещения грузоотправителя о подходе груза, участия перевозчика в проверке груза при его доставке и др.
Заявка на перевозку груза
Для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку груза. При заключении договора об организации перевозок грузов заявка составляется на его основании. Она содержит данные об объемах перевозки груза в вагонах и тоннах, о распределении в соответствии с номенклатурой разновидностей груза по родам, а также о распределении их по железнодорожным станциям назначения, дате погрузки и другие предусмотренные правилами приема заявок на перевозку грузов сведения[1]. В ней грузоотправитель обязан указать срок действия заявки, который не должен превышать 45 дней.
УЖТ определен порядок рассмотрения заявки, который включает несколько этапов. На первом этапе заявка в необходимом количестве экземпляров представляется грузоотправителем не менее чем за 10 дней до начала перевозки грузов в прямом сообщении перевозчику. Если планируется международная перевозка груза или его перевозка в прямом и непрямом смешанном сообщении либо перевозка, в которой пунктом назначения является порт, заявка представляется перевозчику не менее чем за 15 дней до начала перевозки.
В том случае, когда груз должен быть отправлен с железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего грузоотправителю, процесс рассмотрения заявки начинается с этапа ее предварительного представления для согласования владельцу указанного железнодорожного пути необщего пользования (ч. 3 ст. 11 УЖТ).
Перевозчик должен рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и при наличии возможности осуществления перевозки направить ее для согласования владельцу инфраструктуры. Однако он вправе и отказать в согласовании заявки. В УЖТ дается перечень оснований принятия такого решения (ч. 5 ст. 11). К ним относятся: 1) предусмотренные законом случаи прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов по маршруту следования груза, указанному в заявке; 2) отказ владельца инфраструктуры в согласовании заявки; 3) обоснованное отсутствие технических или технологических возможностей осуществления перевозки; 4) иные случаи, предусмотренные УЖТ и другими нормативными правовыми актами. При наличии одного из оснований перевозчик возвращает грузоотправителю заявку с указанием причин отказа.
Следующий этап работы с заявкой заключается в рассмотрении ее владельцем инфраструктуры. Результат согласования фиксируется на заявке, которая возвращается перевозчику. Владелец инфраструктуры вправе отказать перевозчику в согласовании заявки. Основания отказа перечислены в ч. 8 ст. 11 УЖТ. Это: 1) отсутствие между ними договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры; 2) отказ организаций смежных видов транспорта в согласовании заявки; 3) отказ железных дорог иностранных государств в согласовании заявки; 4) отказ других владельцев инфраструктур в согласовании заявки; 5) введение согласно ст. 29 УЖТ прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования грузов; 6) обоснованное отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки; 7) иные случаи, предусмотренные УЖТ, другими нормативными правовыми актами.
Завершающий этап работы с заявкой, содержащей отметки о ее принятии, заключается в передаче перевозчиком одного экземпляра согласованной заявки грузоотправителю, а также по экземпляру организациям, осуществляющим перевалку груза (если это перевозка в прямом смешанном сообщении). Заявка должна быть вручена указанным лицам не позднее чем за три дня до заявленного срока начала перевозки. В случае отказа в согласовании заявки она передается этим лицам с мотивированными причинами отказа. Одной из гарантий обоснованности отказа является право заинтересованных лиц на его обжалование в судебном порядке.
В практике подачи и рассмотрения заявок нередки случаи нарушения сторонами установленных законом сроков и возникающих в связи с этим споров. Для обеспечения единообразия разрешения арбитражными судами таких споров ВАС РФ указал, что "в случаях, когда заявка, поданная с нарушением сроков, установленных Уставом и правилами перевозок грузов, перевозчиком принята, либо им не возвращена, либо возвращена с нарушением предусмотренных статьей 11 Устава сроков или когда перевозчик не сообщил об отказе в приеме заявки, арбитражным судам следует считать, что заявка перевозчиком принята и последующие его возражения приниматься во внимание не должны" (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30).
Необходимо отметить, что по инициативе грузоотправителя или осуществляющих перевалку грузов организаций перевозчик может внести изменения в принятую заявку, согласовав это решение с владельцами инфраструктур. Такие изменения могут касаться только перераспределения перевозок грузов по железнодорожным станциям назначения, а также изменения железнодорожных станций отправления. При этом перевозчик взимает с указанных лиц сбор в установленных размерах (ст. 11 УЖТ). Но следует учитывать, что в случаях перераспределения перевозок грузов по железнодорожным станциям назначения "сбор за непредъявление грузов для перевозки на железнодорожную станцию назначения может быть взыскан только исходя из измененной заявки, а не из заявки, поданной грузоотправителем ранее" (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30).