Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Порядок обязательного социального страхования от профессиональных рисков в Российской Федерации определяется Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Этот вид страхования осуществляется в Российской Федерации с 2000 г., и в настоящее время им охвачено более 4 млн страхователей.
Указанный Федеральный закон в качестве важнейших принципов организации данного вида социального страхования определяет:
– гарантированность права застрахованных лиц на обеспечение по страхованию;
– экономическую заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий труда и повышении его безопасности, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
– обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
– дифференциацию страховых взносов в зависимости от класса профессионального риска;
– обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, институт обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает кроме компенсационных выплат ряд страховых услуг, связанных с механизмами профилактики несчастных случаев, учебными программами подготовки персонала к безопасному труду, а также с оказанием медицинской и реабилитационной помощи пострадавшим на производстве.
Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма за счет страховых взносов в настоящее время является одной из наиболее главных задач ФСС, решение которой направлено на создание здоровых и безопасных условий труда работников, профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Субъектами отношений по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются застрахованные лица (работники)[1], страхователь и страховщик.
Наиболее общими принципами организации данного института социального страхования в большинстве экономически развитых стран являются следующие:
– страховые взносы уплачивают только работодатели, и их вина в причинении ущерба в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием признается заранее и не требует доказательств;
– величина страховых платежей определяется на основе статистических данных за ряд лет (пять и более) для предприятий одного вида экономики, подотрасли или даже профессиональных групп работников (моряки, летчики, шахтеры), что сопряжено с необходимостью учета уровней и тяжести последствий профессиональных рисков, существенно отличающихся по стоимости последствий.
Конвенция МОТ № 121 "О пособиях в случаях производственного травматизма" 1964 г. детально излагает принципы возмещения вреда здоровью при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний, происшедших на рабочих местах, а также при несчастных случаях, произошедших при следовании к месту работы. В ней описываются схемы выплат возмещения работникам, ориентированные на компенсацию утраченной заработной платы, виды медицинской и реабилитационной помощи.
В Конвенции № 121 сформулированы следующие принципы организации социальной защиты работников[2].
1. Право на получение пособия, если произошел несчастный случай на производстве, предоставляется всем работникам с первого дня работы.
2. Размер пособия не зависит от продолжительности трудового или страхового стажа, периода или факта уплаты страховых взносов, а значит, работники имеют право на получение пособия даже в тех случаях, когда работодатель не произвел уплаты страховых взносов.
3. Работники имеют право на получение пособия и тогда, когда профессиональное заболевание проявляется и фиксируется намного позже периода подверженности работника вредному влиянию факторов производственной среды. Например, работа с асбестом может привести к серьезным легочным заболеваниям (к раку легких и мезотелиоме[3]) даже через 20–50 лет после прекращения контакта с этим веществом.
4. Минимальный уровень выплат при наступлении несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не может быть ниже:
– 60% заработной платы для случаев временной или полной утраты трудоспособности (типовым получателем пособия считается работник, имеющий жену и двух детей);
– 50% заработной платы в случаях смерти кормильца семьи (типовым получателем считается вдова работника с двумя детьми).
5. Периодические (регулярные) выплаты предоставляются в случаях смерти кормильца (для его иждивенцев) и постоянной (стойкой) потери трудоспособности.
6. Суммы периодических выплат могут увеличиваться, если инвалид нуждается в постоянной помощи или уходе со стороны других лиц.
7. Условия предоставления периодических выплат могут пересматриваться, приостанавливаться или полностью прекращаться в зависимости от изменения степени утраты трудоспособности или в случае существенных изменений стоимости жизни.
8. Несчастные случаи, произошедшие при следовании к месту работы, когда работник находился в пути на работу (прямом пути между домом и рабочим местом), приравниваются к несчастным случаям на производстве с позиции социальной защиты работников.
9. Пособия в случае профессионального заболевания выплачиваются работнику или, в случае его смерти, его иждивенцам.
10. В рамках системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний должны охватываться случаи по тем видам профессиональных заболеваний, которые включены в Рекомендацию МОТ № 194 "О перечне профессиональных заболеваний, уведомлении о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и их регистрации" 2002 г. Этот перечень регулярно обновляется МОТ с целью отражения наиболее современной информации о профессиональных заболеваниях.
Важнейшими функциями страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:
– возмещение ущерба от повреждения здоровья и утраты трудоспособности;
– финансовая деятельность страховщика по аккумуляции и управлению финансовыми ресурсами;
– организация комплексной социальной защиты потерпевших лиц с помощью компенсационных выплат, оказания медицинской и реабилитационной помощи;
– оценка и анализ причин наступления профессионального риска вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– принятие упреждающих мер по снижению вероятности и уменьшению тяжести последствий профессиональных рисков.
Застрахованному лицу в случае повреждения его здоровья и трудоспособности компенсируется утрата заработной платы и возмещаются затраты на медицинскую помощь, а также организуется проведение медицинских, профессиональных и социальных реабилитационных программ, направленных на максимально возможное восстановление трудоспособности и предоставление возможности профессионального переобучения и устройства на работу. Тем самым страховщик организует комплексную социальную защиту потерпевших лиц с помощью компенсационных выплат, оказания медицинской и реабилитационной помощи.
Еще одной функцией страховщика является выявление и анализ типичных массовых профессиональных рисков производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. С этой целью в составе специалистов страховщика имеется штат высокопрофессиональных технических инспекторов и медицинских работников, которые проводят систематические проверки наличия факторов риска на рабочих местах и в производствах. Данные работники имеют право выдавать предписания работодателям с целью устранения нарушений правил безопасности при эксплуатации машин и оборудования и организации работ.
Оценка, выявление и предупреждение рисковых ситуаций наилучшим образом могут быть организованы при специализации технических инспекторов и медицинских работников на однотипных отраслях промышленности и производства, использовании современных диагностических приборов, методик и процедур, возможностей научно-исследовательских центров и лабораторий но выявлению конструктивных недостатков оборудования и факторов риска, имеющихся в технологических процессах.
Контрольная функция страховщика включает в свой арсенал средств:
– штрафные санкции к работодателям и работникам за грубые нарушения правил безопасной деятельности;
– наказание виновных лиц с помощью полного или частичного отказа им в страховой защите.
Крайней мерой, применяемой к страхователям (работодателям) за нарушения правил безопасной деятельности на производстве, является установление им повышенных страховых взносов, что финансово обременяет их и требует изменения своего отношения к безопасной деятельности.
Наиболее серьезный инструмент влияния на отдельных работодателей, допускающих грубые и зачастую преднамеренные действия, в результате которых происходят несчастные случаи на производстве, – это отказ им в возмещении издержек несчастных случаев с помощью страховых механизмов. Возложение на них расходов но возмещению вреда работникам, если причиной несчастного случая была грубая халатность со стороны работодателя, подчеркивает непримиримую позицию к злостным нарушителям безопасной трудовой деятельности.
Еще одним направлением профилактической деятельности страховщика в области оценки и минимизации профессиональных рисков является формирование у персонала предприятий "антирискового" поведения. Для этого специалисты страховщика проводят широкую просветительскую работу на предприятиях но разъяснению работодателям и работникам физической, химической, биологической и психологической природы профессиональных угроз. Считается, что работодатели и работники будут правильно воспринимать требования безопасного труда и реагировать на потенциальные опасности не только посредством административных и репрессивных мер, а на основе понимания природы проявления рисков, формирования у них мотивационных установок и внутренней культуры безопасного поведения на работе.