Обязательное медицинское страхование

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС и ТФОМС) созданы в 1993 г. в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"[1].

Основными задачами ФФОМС являются: обеспечение прав граждан на медицинскую помощь; достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования; участие в разработке и осуществлении государственной политики обязательного медицинского страхования; осуществление мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

ФФОМС осуществляет свою деятельность на основе Устава, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857, и выполняет следующие функции;

• аккумулирует финансовые средства и осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования (далее – ОМС);

• финансирует целевые программы ОМС и принимает участие в разработке базовой программы ОМС;

• утверждает типовые правила ОМС и осуществляет контроль за использованием финансовых ресурсов ОМС территориальными фондами;

• участвует в создании ТФОМС и обобщает практику ОМС;

• осуществляет международное сотрудничество и обеспечивает организацию научно-технических работ.

Финансовые средства ФФОМС имеют целевое предназначение, что фиксируется в его бюджете, который ежегодно разрабатывается и утверждается в форме федерального закона.

Средства бюджета являются федеральной собственностью, при этом не входят в состав федерального и региональных бюджетов. Они образуются за счет: страховых взносов в размерах, устанавливаемых законом, которые перечисляются предприятиями и организациями независимо от форм собственности; взносов ТФОМС на реализацию совместных программ; ассигнований из федерального бюджета на выполнение общероссийских программ ОМС; добровольных взносов физических и юридических лиц, доходов от использования свободных финансовых средств и страхового запаса.

Временно свободные финансовые средства ФФОМС в целях их защиты от инфляции используются для размещения в банковских депозитах и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

В состав правления ФФОМС входят его исполнительный директор, представители страховых медицинских организаций и ТФОМС, депутаты Государственной Думы, представители Правительства РФ, Центрального банка РФ, страхователей (работодателей) и профсоюзов. Согласно Уставу ФФОМС его управляющий орган – правление – не избирается, не делегируется, а утверждается Правительством РФ.

Контроль за деятельностью ФФОМС осуществляют ревизионная комиссия и аудиторские организации.

Территориальные фонды ОМС {ТФОМС) создаются по решению органов государственной власти субъектов РФ и по своему статусу являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями с правом юридического лица.

В соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 21 января 2011 г. № 15н, в круг его функций входят:

• аккумулирование финансовых средств на проведение ОМС граждан;

• осуществление финансирования территориальной программы ОМС;

• выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение ОМС;

• осуществление контроля за целевым и рациональным использованием финансовых средств, направляемых на ОМС.

Финансовые ресурсы ТФОМС находятся в государственной собственности, являются целевыми, не входят в состав бюджетов регионов, подлежат использованию по строго определенным направлениям с обязательным последующим контролем за целевым и рациональным использованием. Они образуются за счет законодательно определенной части страховых взносов на обязательное медицинское страхование, бюджетных средств регионов на медицинское страхование неработающего населения; доходов, получаемых от использования свободных финансовых средств и страхового запаса; финансовых средств, взыскиваемых в результате предъявления регрессных требований, а также добровольных взносов физических и юридических лиц.

Финансовые средства перечисляются в ТФОМС предприятиями, организациями как страхователями работающих граждан и органами исполнительной власти как страхователями неработающих нетрудоспособных граждан (пенсионеров и детей).

Основные характеристики бюджета ФФОМС на примере 2012 г.:

1) общий объем доходов бюджета ФФОМС определен в сумме 891,7 млрд руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, в сумме 51,8 млрд руб. При этом планируемый объем поступления страховых взносов составил в 2012 г. 537,1 млрд руб.;

2) общий объем расходов бюджета ФФОМС определен в сумме 891,7 млрд руб., в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда социального страхования РФ, в сумме 19,0 млрд руб.

При этом расходы Фонда за счет средств системы ОМС в 2012 г. составят 886,8 млрд руб., в 2013 г. – 1034,4 млрд руб., в 2014 г. –1188,59 млрд руб. (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Показатели но доходам и расходам бюджета ФФОМС за период 2011–2014 гг., млрд руб.

Показатель

Годы

2011

2012

2013

2014

Общий объем доходов бюджета ФФОМС

336,0

891,7

1034,4

1188,5

в том числе межбюджетные трансфеты, получаемые из федерального бюджета

21,1

51,8

50,4

18,8

Общий объем расходов бюджета ФФОМС

336,0

891,7

1034,4

1188,5

в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые ФСС РФ

18,0

19,0

19,0

19,0

Дефицит бюджета ФФОМС

Источник: Федеральный закон от 30 ноября 2011г. № 370-Φ3 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".

Следует обратить внимание на постоянный рост межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования (за три года – на 22,3%), которые предназначаются на оплату учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. В их числе оплата услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в сумме 3,0 тыс. руб. и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. руб. соответственно за каждую женщину, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, в сумме 1,0 тыс. руб. за первые шесть месяцев и 1,0 тыс. руб. за вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения за каждого ребенка с момента постановки его на диспансерный учет и организации услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования РФ бланков родовых сертификатов.

Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование, а также дотации из ФФОМС, направляемые в бюджеты ТФОМС ежемесячно (табл. 8.2).