Обусловленность кредитов
Предоставление Фондом кредитов государствам-членам связано с выполнением ими определенных политических и экономических условий. Подобный порядок получил название "обусловленность" кредитов. Эта практика, по оценке специалистов, придает МВФ роль "стража" мирового экономического порядка.
Принцип обусловленности кредитов проявляется в требовании МВФ к стране-заемщику разработать и согласовать с ним программу экономической политики. Исходя из монетаристского подхода к анализу причин инфляции и дефицита платежного баланса, МВФ, предоставляя кредит, требует от государств-заемщиков достижения макроэкономической и финансовой стабилизации методами бюджетной и денежно-кредитной политики, а также регулирования валютного курса.
Такие стабилизационные программы называют "программами корректировки", перенастройки хозяйственного механизма. В них обычно включают: сокращение государственных расходов, в том числе на социальные цели; увеличение налогов; сдерживание роста, или "замораживание", заработной платы; повышение учетных ставок, ограничение объема кредитов в стране; либерализацию внешнеэкономических связей; девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание импортируемых товаров; и т.п. По мнению экспертов МВФ, такие меры, по сути дефляционные, необходимы для достижения устойчивого равновесия между спросом на ресурсы и их наличием, которое должно привести к улучшению платежного баланса, снижению темпа инфляции, экономическому росту и повышению занятости.
Однако опыт свидетельствует, что дефляционные меры не всегда достигают цели, особенно если дефицит платежного баланса и другие экономические диспропорции имеют устойчивый характер и глубокие корни. Более того, при определенных обстоятельствах поли гики дефляции вызывает торможение инвестиций, замедление экономического роста, обострение социальных проблем. В связи с этим снижаются реальная заработная плата и жизненный уровень, растет безработица, перераспределяются доходы в пользу богатых слоев за счет менее обеспеченных групп населения, увеличивается имущественная дифференциация. Таким образом, обусловленность кредитов МВФ, осуществление стабилизационных программ нередко усугубляют экономические и социальные проблемы стран-заемщиков.
МВФ требует от стран-заемщиков осуществления долгосрочных преобразований институционального и структурного характера. В их числе: приватизация предприятий, либерализация цен и внешнеэкономической деятельности, совершенствование государственного управления, повышение прозрачности бюджетов, обеспечение эффективности государственных структур, противодействие коррупции. Комплекс таких целевых установок называют "программами экономических реформ".
Концепция экономической политики МВФ, нацеленная, с одной стороны, на достижение макроэкономической и финансовой стабилизации, а с другой — на проведение структурных преобразований, известна как "Вашингтонский консенсус".
Растущее недовольство негативными последствиями осуществления ряда экономических программ, навязанных Фондом развивающимся странам, и связанные с этим политические потрясения побудили МВФ включить социальную проблематику в свои рекомендации странам-заемщикам — формирование системы социальной защиты, смягчение имущественного неравенства, улучшение качества жизни. Отсюда условие кредита — разработка и реализация странами с низкими доходами "стратегий снижения уровня бедности".
Функции надзора
В соответствии с Уставом МВФ осуществляет постоянный "строгий надзор" за макроэкономической и валютной политикой государств-членов, а также за состоянием мировой экономики. Для осуществления надзора на двусторонней основе используются регулярные (как правило, ежегодные) консультации с правительственными учреждениями и деловыми кругами государств-членов по поводу их политики в области валютных курсов. МВФ в целях выявления потенциальных опасностей для экономики в дополнение к традиционным целевым установкам надзора (устранение макроэкономических неравновесий, снижение темпа инфляции, осуществление рыночных реформ) уделяет большое внимание структурным и институциональным преобразованиям в государствах-членах. При этом ставятся задачи увеличения прозрачности государственных финансов, совершенствования государственного управления, содействия реформе законодательства.
Надзор па многосторонней основе в целях мониторинга состояния мирового хозяйства осуществляется посредством обсуждения Исполнительным советом (обычно дважды в год) подготовленных Фондом "Обзоров мировой экономики" и ежеквартального "Доклада о глобальной финансовой стабильности" (до 2002 г. -доклад "Мировые рынки капитала").
МВФ активно сотрудничает с другими мировыми финансовыми институтами, прежде всего со Всемирным банком. Фонд играет важную роль в реализации решений "08" и "О20", служит важным органом межгосударственного регулирования международных валютно-кредитных отношений и мировой экономики в целом, координации национальных макроэкономических политик.
Лидеры "О20" на саммите в Питтсбурге (сентябрь 2009 г.) приняли "Рамочное соглашение об уверенном, устойчивом и сбалансированном росте". Основным средством реализации этого соглашения является "Многосторонний процесс взаимной оценки" совместимости мер экономической политики стран "двадцатки".
По поручению "О20" МВФ проводит технический анализ для оценки того, насколько взаимные национальные и региональные оценки политики стран "Группы 20" согласуются между собой и насколько меры экономической политики отдельных стран в своей совокупности соответствуют целям "двадцатки" в области обеспечения экономического роста.
В целом, несмотря на критику его недостатков, МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного органа межгосударственного и наднационального регулирования международных валютно-кредитных отношений, международного кредитора и гаранта платежеспособности государств-заемщиков. Он накопил большой и полезный опыт.
МВФ служит одним из ключевых звеньев системы управления мировой экономикой, координации национальных макроэкономических политик. Осуществляя регулирование международных валютно-кредитных отношений, Фонд периодически вносит изменения в структурные принципы мировой валютной системы. Развивающиеся страны и страны с формирующимся рынком стремятся усилить свое воздействие на деятельность Фонда.
Происходящее реформирование МВФ призвано совершенствовать его институциональную структуру и программные установки в международных валютных отношениях в интересах всего мирового сообщества.