Обучение речевому этикету

Значение специального обучения детей культуре речевого общения трудно переоценить. Вопросам культуры поведения, речевого этикета посвящены труды многих современных лингвистов, методистов (А. А. Аки-шиной, Б . В. Бушелевой, В. Г. Костомарова, Л. П. Крысина, Т. А. Ладыженской, М. С. Соловейчик, Н. И. Формановской и других).

Исследователи отмечают, что, изучая правила этикета, ребенок присваивает часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для среды проживания. Введение словесных формул речевого этикета в систему речевого взаимодействия ребенка с окружающими способствует формированию комфортного, эмоционально позитивно заряженного коммуникативного поля, оказывает безусловное положительное влияние на духовный мир ребенка.

Назначение использования единиц речевого этикета состоит в признании достоинств собеседника, проявлении уважения к нему. Обучение речевому этикету рассматривается как средство гуманизации коммуникативных навыков учащихся, которые должны научиться не только доброму отношению к людям, но и способам выражения этого отношения.

Теоретические основы методики обучения речевому этикету составляют понятия "этикет", "речевой этикет". Понятие "этикет" трактуется как составная часть внешней культуры общества, своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах. В словаре иностранных слов этикет определяется как установленный порядок поведения где-либо (например, деловой этикет). В словаре по этике данный термин рассматривается как совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям в речевых формах, поведении в общественных местах, манерах, одежде и др.

Истоки становления русского этикета. В России этикет всегда развивался в связи с развитием культуры русского народа, его национальными традициями. Широко известна книга "Домострой", памятник русской литературы XVI в., являющийся сборником наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. "Домострой" систематизировал, оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения в семье, обществе.

В конце XVII в. по распоряжению Петра I была создана книга "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению". Это признанный русский литературно-педагогический памятник, первый в России учебник этикета, в который вошли те правила поведения для "младых отроков" и девушек дворянского сословия, владение которыми позволяли достичь успеха. Юноше-дворянину рекомендовалось непременно получать образование, осваивать иностранные языки, верховую езду, танцы, фехтование; добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие. Книга формировала новый тип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, грубости и придерживающегося европейских манер общения.

Традиции русского народа хранили правила поведения, веками передаваемые из уст в уста в пословицах, поговорках, песнях. Это уважение к "отцу-батюшке", "родной матушке", почитание удали "добра молодца", бережное отношение к "красной девице".

Понятие "речевой этикет" в грудах Н. И. Формановской определяется как "система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности". В публикациях И . Н. Курочкиной речевой этикет трактуется как вербальное выражение уважительного отношения к людям.

Речевой этикет проявляется на разных языковых уровнях. На уровне лексики и фразеологии имеют место специальные слова, устойчивые выражения (простите, позвольте возразить и др.), а также специализированные формы обращения (сударыня, товарищи, друзья и др.). На грамматическом уровне языка речевой этикет проявляется в использовании для вежливого обращения множественного числа (в частности, местоимения Вы), вопросительных предложений вместо повелительных (Простите, не подскажете, который час?). На стилистическом уровне имеют место: требование грамотной речи; отказ от употребления слов, называющих непристойные объекты и явления. На произносительном уровне этикетное общение проявляется в использовании вежливой, уважительной интонации, в строгом соблюдении норм орфоэпии (пожалуйста, но не пжалста и др.). На организационно-коммуникативном уровне имеют место запреты — нельзя перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор и т.д.

Роль речевого этикета обнаруживается в выполняемых им функциях, с которыми следует познакомить учащихся на практическом, доступном им уровне. Приведем перечень функций речевого этикета:

1) функция установления (прекращения) контакта в начальной (обращение, приветствие) и финальной (прощание) ситуациях общения;

2) функция ориентации на адресат ("Вы" или "ты");

3) функция регулирования характера отношений адресата и адресанта ("старший — младший" и др.);

4) функция воздействия с целью получения реакции собеседника;

5) призывная (аппелятивная) функция, проступающая явно в ситуациях обращения и привлечения внимания собеседника;

6) эмоционально-экспрессивная функция (носит факультативный характер).

Сфера использования речевого этикета представляет собой совокупность ситуаций общения, которые характеризуются разными обстоятельствами: местом общения, темой разговора, мотивами собеседников, целью общения и др. Общение в различных ситуациях обслуживают тематические группы речевого этикета: "обращение", "привлечение внимания", "приветствие", "знакомство", "прощение", "извинение", "благодарность", "поздравление", "пожелание", "соболезнование", "сочувствие", "приглашение", "предложение", "просьба", "согласие", "отказ", "одобрение", "комплимент" и др.

Каждую тематическую группу составляют формулы (единицы) речевого этикета. Это слова, выражения, применяемые на трех стадиях разговора: в начале (приветствие, обращение и др.), в основной части и при завершении разговора (прощание, пожелания и др.). В тематическую группу может входить от 5 до 15 единиц речевого этикета. Например, тематическая группа "приветствие" представлена следующими единицами: здравствуй, здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, здорово, мое почтение, вот так встреча, здравия желаю, добро пожаловать и др.

В обучении школьников речевому этикету должны быть реализованы следующие подходы: аксиологический, лингводидактический, партисипативный[1].

Аксиологический подход, органически присущий гуманистической педагогике, предполагает усвоение учащимися общечеловеческих ценностей, воспитание у младших школьников уважительного отношения к правам, свободам, обязанностям человека, становление нравственных чувств и этического сознания.

Реализация лингводидактического подхода в обучении речевому этикету состоит в следующем:

а) обеспечение интеграции с другими учебными дисциплинами;

б) направленность обучения на формирование практических умений и навыков;

в) расширение осознания обучаемым своей лингвоэтнокультурной самоидентификации и одновременно осознание себя субъектом поликультурной и мультилингвальной мировой цивилизации;

г) расширение индивидуальной картины мира обучаемого за счет приобщения к языковой картине мира носителей языка.

Партисипативный подход реализует демократические ценности, построен па осознании учеником себя свободной личностью, способной к собственному выбору стратегии межличностного общения (с родными людьми, учителем, сверстниками и др.).

Условия эффективного обучения речевому этикету указаны Е. Ю. Никитиной, Е. А. Зыряновой[2]. Во-первых, необходимо обеспечить включение в образовательный процесс межкультурного диалога, характеристиками которого являются: гуманистический характер взаимодействия, эмпатия, равноценность собеседников, плюрализм мнений, открытость иным взглядам. Межкультурный диалог помогает обучающимся овладеть способами бесконфликтного взаимодействия. Во-вторых, следует ориентировать обучающихся на толерантное общение, на принятие иных культур, правил речевого поведения, образа мыслей и поступков. Характеристики толерантного речевого поведения: гибкость, умение корректировать свое поведение с учетом разнообразных ситуативных факторов; эмпатийность, стремление и умение выбирать одобряющие фразы, переспрашивать, обращаться к эмоциям и чувствам собеседника; некатегоричность суждений при выражении своего мнения, способность характеризовать именно действия людей, не давать при этом словесную оценку человеку. В-третьих, в обучении речевому этикету необходимо учитывать специфику и разнообразие типов дискурса. Дискурс есть образец реализации коммуникативных намерений (выраженных уместными в данной ситуации языковыми и неязыковыми средствами) в контексте конкретной ситуации и по отношению к определенному партнеру, представителю иной культуры. Сказанное свидетельствует, что обучаемый не должен заучивать тексты как образны реализации некоего смысла, он должен учиться создавать, воспринимать дискурсы, исходя из коммуникативной цели и ситуации.

Цель обучения речевому этикету состоит в формировании у младших школьников умений адекватного использования единиц речевого этикета в различных ситуациях общения для эффективного достижения целей коммуникации.

Задачи обучения речевому этикету:

1) формирование коммуникативной грамотности учащихся в области речевого этикета, что предполагает знание предназначения, норм и функций речевого этикета; а также понимание причин конфликтов, возникающих в ситуациях учебного и бытового общения;

2) формирование умения осмысливать свою коммуникативную практику (анализировать собственное речевое поведение и поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи);

3) формирование навыка ответственного речевого поведения, его корректировки;

4) обучение эффективному использованию речевого этикета в различных ситуациях общения.

Основные направления обучения младших школьников речевому этикету. Первое направление — формирование ценностных ориентиров в области человеческого общения. Перечень ценностных ориентиров представлен в "Программе духовно-нравственного воспитания и развития школьников": культура, культурный человек, уважение достоинства человека, толерантность, светская этика, вежливость, гармония, красота и др. Второе направление — формирование у младших школьников представлений о речевом этикете как средстве выражения уважительного отношения к окружающим людям.

Упражнения

1. На перемене ученик, подбегая учителю, крикнул: "А сколько времени?" Посчитайте, сколько ошибок допустил мальчик.

Ответ: кричал, не использовал обращение и слова вежливой просьбы.

2. Ученица на уроке постоянно вертелась, заводила разговоры с окружающими. Учительница сделала девочке замечание, попросила прекратить посторонние разговоры. Та сказала: "Пожалуйста, буду молчать". Вежлива ли ученица?

Третье направление — совершенствование, обогащение словарного запаса учащихся в области речевого этикета. Во-первых, необходимо обеспечить количественное пополнение словаря новыми, ранее неизвестными формулами речевого этикета (Рада тебя видеть; Сожалею, что так получилось и др.). Во-вторых, следует вести работу по качественному совершенствованию словаря, что предполагает: а) уточнение значения формул (единиц) речевого этикета (Что означает приветствие "Здравствуйте]"'!); б) устранение нелитературных формул речевого этикета (просторечных единиц, жаргонизмов и др.); в) активизацию словарного запаса, перевод формул речевого этикета из пассивного словаря в активный; г) систематизацию словаря "вежливых слов". Приведем пример.

Упражнения

Прочитайте "вежливые слона", распределите их по двум столбикам: в первый — слова-приветствия, во второй — слова-прощания.

До свидания, добрый вечер, до скорой встречи, здравствуйте, рад вас видеть, пока, всего хорошего, спокойной ночи, здравия желаю.

Четвертое направление — обучение школьников выбору уместной речевой единицы с учетом речевой ситуации (цели общения, обстоятельств коммуникации, собеседников и др.); развитие чувства уместности высказывания. Приведем примеры заданий.

Упражнения

1. Петя хочет, чтобы старший брат взял его с собой на прогулку в парк. Какая просьба покажется брату самой убедительной? За счет чего получается вежливая просьба? Послушайте три варианта просьбы: 1) "Я тоже хочу гулять!"; 2) "Саша, я пойду с тобой!"; 3) "Саша, возьми меня с собой на прогулку. Я давно не был в парке".

2. Дети играли во дворе в футбол. Ваня споткнулся, сильно разбил колено. Какие слова товарищей по команде его поддержат в этой ситуации? Послушайте, что говорили ребята: 1) "Ну и как нам теперь играть? Нас мало!"; 2) "Ваня, тебе больно? Тебе помочь идти?"; 3) "Ваня, ты можешь играть? Посиди, мы без тебя сможем доиграть".

Пятое направление — обучение разворачиванию и сворачиванию единицы речевого этикета с учетом условий общения. В качестве иллюстрации приведем фрагмент урока.

Фрагмент урока

- Продумайте слова благодарности в следующих ситуациях: а) одноклассник на уроке благодарит товарища за то, что тот дал ему линейку; б) внук благодарит дедушку за подаренного ему щенка; в) ученик благодарит библиотекаря за интересную книгу.

— Сделайте вывод: всегда ли одинаково мы благодарим? (Мы благодарим по-разному.) Как следует поблагодарить товарища на уроке? (Очень коротко.) Почему? (Чтобы никому не мешать учиться. Достаточно сказать: "Спасибо". Можно просто кивнуть товарищу, улыбнуться ему.) Как внук должен поблагодарить дедушку за "подаренную мечту"? (Внук должен сказать дедушке о своей большой радости, о том, как он любит дедушку.) Кто скажет эти слова благодарности? (Дорогой дедушка! Большое спасибо за этот замечательный подарок! Я давно мечтал именно о такой собаке!)

Эффективным приемом обучения речевому этикету является использование исторических справок о речевом этикете (рассказов о способах выражения вежливости в истории России, в других странах), которые повышают мотивацию освоения правил речевого этикета. Приведем пример исторической справки: "До XVI в. в русском языке использовалось слово "вежа". Это слово называло человека, который знает, как себя вести в разных ситуациях общения. В те давние времена, наряду с грамотой и молитвами, учили "вежеству". Это старинное слово позднее превратилось в слово "вежливость"".

Широкое распространение получили такие приемы обучения речевому этикету:

1) анализ образцов культуры речевого поведения с использованием литературных произведений;

2) беседы нравственно-этического характера ("Как выразить сочувствие");

3) конкурсы-экспромты ("Как поздравить именинницу");

4) решение речевых задач проблемного характера;

5) разыгрывание сцепок на основе предложенных речевых ситуаций;

6) коммуникативно-ролевые игры ("В библиотеке");

7) ведение "Словарика вежливых слов", построенного по тематическому принципу;

8) обучение выявлению и исправлению нарушений речевого этикета;

9) обучение этикету телефонного разговора, переписки в Интернете, смс-сообщений;

10) турниры вежливости как форма обобщения, систематизации изученного.