Обучение как основная категория педагогики

В наиболее общем смысле обучение – это работа над собой с целью приобретения знаний. Иногда обучением называют приобретение опыта. Обучение происходит постоянно и в любых условиях. Для ускорения процесса изобретены учебные заведения, в которых обучение поручается специально подготовленным людям – педагогам. В более узком значении под обучением понимается специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей учеников, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве элементов усвоения. Знания есть отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Под навыками понимаются компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

При обучении всегда ставится цель – обеспечить применение знаний на практике: ведь знает не тот, кто безошибочно воспроизводит, а тот, кто правильно применяет. Для характеристики профессионально подготовленного специалиста используется понятие "компетентность", означающее наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности. В упрощенном понимании компетентность – умение применять полученные знания на практике.

Задание

Таким умением должен владеть каждый профессионально подготовленный специалист. Главы учебника сопровождаются перечнем компетенций, которые должны быть сформированы у студента после изучения материала. Проверяйте себя: не упустили ли вы чего-либо из объявленных компетенций.

Обучение – не самоцель, а средство воспитания. Через обучение педагоги добиваются усвоения учениками необходимых знаний, умений, способов мышления, взглядов и убеждений. Знания без их применения на практике мало что дают. Мы учимся, чтобы использовать приобретенные знания для решения жизненных проблем, улучшения собственной жизни. Учимся не для школы, не для оценок, не для сдачи ЕГЭ, наконец, а для жизни.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле – весьма обстоятельно, важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения: обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем. Области понятий "воспитание" и "обучение" во многом перекрываются.

Воспитание и обучение – единый процесс. Учитель на уроке объясняет учебный материал, проводит упражнение, тестирование, выставляет оценки: на первый взгляд типичный дидактический процесс без признаков воспитания. В действительности же – сплошное воспитание. Обучая, педагог не только передает учащемуся требуемые знания, а воспитает у него настойчивость, умение работать, ответственность и другие, столь необходимые для жизни качества. Учеба – лишь средство достижения более значимого результата – воспитания, развития, формирования.