Обучение невербальному общению
Основным орудием общения людей является звуковой язык, который имеет особое окружение — невербальные (несловесные, неязыковые) средства общения (мимика, жесты, глазной контакт, поза и др.). Применение невербальных средств общения повышает его эффективность — помогает собеседникам избежать в коммуникации словесного нагромождения, неоправданного повтора, придает высказываниям эмоциональность. Через невербальные каналы передастся до 80% информации; человек больше доверяет информации, поступившей именно по несловесным каналам, так как она проявляется спонтанно, бессознательно. Владение невербальными средствами общения важно для обоих собеседников: говорящий с помощью мимики, жестов более эффективно передает свои мысли и чувства слушателям; слушатели лучше понимают говорящего, если умеют прочитывать его мимику и жесты.
А. Г. Асмолов отмечает, что современному образованию характерен лингвоцентризм — центрация на словах. Потенциал невербальных средств общения в образовательном процессе в полной мере не используется. Между тем применение невербальных средств общения (жестов, мимики и др.) необходимо в образовательном процессе, когда нужно передать информацию (подчас без слов), сообщить о своем согласии или несогласии и др.
Понятие "невербальное общение" трактуется как вид общения, при котором невербальная коммуникация является главным средством передачи информации, организации взаимодействия людей, влияния на собеседника. Невербальная коммуникация включает обмен невербальными сообщениями и их интерпретацию.
Невербальная коммуникация осуществляется посредством невербальных средств общения, которые выполняют ряд функций:
1) экономят языковые средства;
2) замещают высказывание;
3) углубляют смысл высказывания;
4) передают эмоции, информацию о личных качествах собеседника, его профессиональной принадлежности и др.[1]
Перечень невербальных средств общения обширен, однако наиболее значимыми для решения задач обучения младших школьников коммуникации являются мимика, жесты, поза.
Мимика — выразительное движение мышц лица, которое отражает внутреннее эмоциональное состояние человека, дает истинную информацию о том, какие чувства переживает человек. Мимическая картина, отражающая то или иное чувство (радость, удивление, страх, печаль, гнев и др.), складывается из совокупности скоординированных движений лицевых мышц. При этом положительные эмоции распознаются достаточно легко, отрицательные же воспринимаются затрудненно[2] . Мимика позволяет собеседникам лучше понимать мысли и чувства друг друга при наличии способности прочитывать сигналы собеседника и продуцировать мимические картины, адекватные ситуации общения.
Жестикуляция трактуется как система телодвижений (особенно движений рук), часть коммуникативного акта. Для организации обучения невербальному общению важно знать основные виды жестов. Коммуникативные жесты используются в ситуациях приветствия, прощания, привлечения внимания и др. Эмоциональные жесты передают различные оттенки чувств (радость, огорчение, недоумение и т.п.), что закреплено в устойчивых словосочетаниях (задрать нос, развесить губы). Указательные жесты используются с целью выделения какого-то предмета из ряда однородных. Ритмические жесты связаны с ритмикой устной речи, усиливают логическое ударение, сопровождают замедление и ускорение темпа речи и др. Изобразительные жесты применяются в ситуации описания предмета, состояния человека, а также для усиления воздействия на слушателя.
Поза есть положение в пространстве, которое принимает человек. Знание видов поз помогает учителю определить ОГЛАВЛЕНИЕ обучения. Во-первых, поза означает включение в ситуацию общения либо исключение из нее (открытость или закрытость для контакта). При готовности к общению человек улыбается, его голова повернута к партнеру, корпус подан вперед. Закрытость для контакта проявляется в скрещивании рук на груди, сплетении пальцев, в позе "нога на ногу" и др. Во-вторых, поза свидетельствует о доминировании (проявляется в "нависании" над партнером, похлопывании его по плечу и др.) или о зависимости (проявляется во взгляде снизу вверх, сутулости) в общении. В-третьих, поза характеризует общение в целом: гармоничная поза синхронизирована с позой партнера; противостояние проявляется в сжатии пальцев в кулаки, выставлении плеча вперед и др.