Обучение людей с отклонениями в развитии
В эпоху Нового времени на Западе произошли радикальные изменения в подходах к воспитанию и обучению людей с отклонениями в развитии. Со второй половины XVIII в. и на протяжении XIX столетия происходит оформление дефектологии как отрасли педагогической науки. Была осознана нс только возможность, но и необходимость специального образования для анормальных детей.
Заметную роль в этом процессе сыграл французский врач, психолог Эдуард Сеген (1812–1880). В г. Им была открыта первая публичная частная школа-интернат для умственно отсталых (1841). Сеген стремился осуществить идею "физиологического воспитания" в опоре на привычки воспитанника. В идее Сегена особый интерес представляют два суждения. Во-первых, о том, что облик идиота (так он называет умственно отсталых) – не создание природы, а преимущественно результат привычек. Иными словами, многочисленные недостатки и даже уродства в характере и поведении умственно отсталых детей возникают после болезни, но не вследствие болезни. Они есть результат неправильного, неадекватного формирования привычек у больного ребенка. Следовательно, хорошие и дурные привычки возникают в результате определенного образа жизни больного ребенка, как проявление его компенсаторных личностных тенденций. Во-вторых, Сеген по-своему развивает известную с античных времен мысль о роли привычек в становлении личности. По его мнению, привычка – все для умственно отсталого ребенка, его спасения или гибели. Ученый подчеркивает решающую роль привычек в судьбе умственно отсталого ребенка, считает, что хорошие привычки могут его спасти, а дурные – погубить. В свете такой идеи понятен призыв педагога к воспитателям дефективных детей: "Все, чему только я учу, не будет иметь никакого значения и не приведет ни к каким результатам, если из всех моих предписаний воспитатель не сумеет создать в своем воспитаннике прочных привычек на продолжительное время".
Сеген говорил о необходимости разработки специфических методик нравственного воспитания слабоумных детей: "...этой части воспитания, относящейся к привычкам, придают гораздо меньше значения, чем это следовало бы, даже занимаясь с детьми обыкновенными; но когда дело идет об идиотах, то каждый, кому приходилось заниматься с ними, знает, сколько старания, предусмотрительности, ловкости нужно в обращении с ними для того, чтобы внедрить в них самые простые привычки культурного человека".
Выдающуюся роль в основании обучения и воспитания людей, лишенных зрения, сыграли французские ученые и практики Валентин Гаюи (1745–1822) и Луи Брайль (1809–1852). Они стремились раскрыть таланты слепых, помочь им найти место в жизни. В. Гаюи положил начало систематическому обучению и воспитанию слепых. Он открыл в Париже школу для незрячих детей (1784) и Королевский институт слепых (1788). Организовал в Петербурге Институт работающих слепых (1807). Им разработана методика обучения слепых, которая построена на понимании необходимости использовать полностью природные данные незрячих. По правилу, заведенному педагогом, исключены были телесные наказания воспитанников. Гаюи впервые подошел к слепым как к полноценным членам общества, приобщал их к полезному труду. Им разработана система и программа обучения незрячих. Программа была рассчитана на 8–10 лет, с учетом сложности осваиваемых ремесел.
Ученик и последователь Гаюи Луи Брайль известен как изобретатель рельефно-точечного шрифта для слепых (1829). Система охватывала буквенные, математические и другие обозначения. Получила распространение сначала во Франции, а затем и в других странах, в том числе и России.