Обучение
Вперед основная категория педагогики – обучение, т.е. в наиболее общем значении – работа над собой с целью приобретения знаний. Иногда обучением называют приобретение опыта. Обучение происходит постоянно и в любых условиях. Для ускорения процесса изобретены учебные заведения, в которых обучение поручается специально подготовленным людям – педагогам.
В "школьном" понимании обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей учеников, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Основу обучения составляют знания, умения, навыки (сокращенно ЗУНы), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве элементов усвоения. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
При обучении всегда ставится цель – обеспечить применение знаний на практике. Знает не тот, кто безошибочно воспроизводит, а тот, кто правильно применяет. Для характеристики профессионально подготовленного учителя используется понятие "компетентность", т.е. наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности, а в упрощенном понимании – умение применять полученные знания на практике. Этим умением должен владеть каждый профессионально подготовленный педагог. Главы нашего учебника сопровождаются перечнем компетенций, которые должны быть сформированы у студента после изучения материала. Проверяйте себя – не упустили ли вы чего-либо из объявленных компетенций.
Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно, важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. В связи с этим обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем. Области понятий "воспитание" и "обучение" во многом перекрываются.
Напомним также, что обучение детей является обязательным в большинстве стран мира. Касаясь истории данного вопроса, отметим, что дела с обязательным обучением молодежи не всегда обстояли так гладко, как теперь. По свидетельству "Энциклопедического словаря" Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, впервые обязательное обучение было введено в середине XVII в. в Массачусетсе, Коннектикуте и Ньюгавене (США). Король шведский Карл XII в 1686 г. запретил неграмотным вступление в брак. Закон Иосифа II об обязательном обучении в Австрии (1774) скоро обратился в мертвую букву. В Дании обязательное обучение было введено в 1814 г., в Пруссии – в 1819 г. В России вопрос обсуждался с 1874 по 1894 г. без видимых результатов.
Воспитание через обучение
Обучение – не самоцель. Обучение – это средство воспитания. Именно через обучение добиваемся усвоения учениками необходимых знаний, умений, способов мышления, взглядов и убеждений. Знания без их применения на практике мало что дают. Учимся, чтобы использовать приобретенные знания для решения жизненных проблем, для улучшения собственной жизни. Учимся не для школы, не для оценок, не для ЕГЭ – для жизни.
Воспитание и обучение – единый процесс.
Именно поэтому воспитание, сколько бы и кто ни пытался, нельзя изъять ни из учительской работы, ни из школы. Оно всегда будет главным в труде учителя, если даже мы не будем об этом говорить и употреблять это слово. Посмотрим, что делает учитель на уроке. Он объясняет учебный материал, проводит упражнение, тестирование, выставляет оценки. На первый взгляд типичный дидактичный процесс, без признаков воспитания. В действительности – сплошное воспитание. Обучая, педагог воспитывает: дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, честность, правдивость, ответственность, трудолюбие, настойчивость, умение работать, добросовестность и еще десятки других взаимосвязанных качеств личности, необходимых для жизни. Как же мы можем сказать, что не воспитываем?
Именно воспитание, а не обучение мы будем выделять перед заказчиками педагогических услуг. Педагог должен подчеркнуть, что он не только сформирует у ребенка необходимые знания, а воспитает у него настойчивость, умение работать, ответственность и другие необходимые для жизни качества, которые дорогого стоят. Учеба – это лишь средство достижения более значимого результата – воспитания, развития, формирования.