Обслуживание питанием в номерах (Room Service)
Служба обслуживания питанием в номерах (Room Service) входит в состав службы организации общественного питания (Food & Beverage – F&B) и подчиняется непосредственно менеджеру службы питания. В состав службы Room Service входит менеджер, супервайзеры, официанты, а также сотрудники мини-бара, которые занимаются его проверкой и пополнением в номерах гостей. Организационная структура отдела выглядит следующим образом (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Организационная структура службы Room Service
Менеджер службы Room Service:
• контролирует работу официантов;
• составляет график работы официантов;
• распределяет объем работ;
• следит за правильной сервировкой столов, подносов;
• проверяет правильность формирования заказов по меню Room Service;
• делает отчеты по продажам;
• решает проблемные ситуации.
Супервайзер службы Room Service:
• распределяет объем работ;
• следит за правильной сервировкой столов, подносов;
• проверяет правильность формирования заказов по меню Room Service;
• решает проблемные ситуации.
Официант отдела Room Service:
• обслуживает гостей;
• поддерживает чистоту и порядок в помещении Room Service;
• отвечает за своевременный сбор грязной посуды с этажей;
• контролирует получение заказов со склада;
• обеспечивает отдел достаточным количеством посуды, соусников, молочников, приборов, скатертей, салфеток.
Супервайзер мини-бара:
• заказывает продукцию со склада;
• распределяет объем работ;
• составляет графики выхода на работу подчиненных (сотрудников мини-бара);
• делает отчеты.
Сотрудник мини-бара:
• проверяет мини-бары и пополняет их в номерах гостей;
• зачисляет стоимость потребленных продуктов и напитков на счета гостей;
• блокирует мини-бар в случае задолженности гостя;
• проверяет техническое состояние и режим работы мини-бара.
В гостиницах с высоким уровнем обслуживания сотрудники отдела обслуживания на этажах круглосуточно осуществляют подачу еды и напитков в номера по просьбе клиентов.
Как правило, сотрудники отдела трудятся в четыре смены:
1-я смена – с 06.30 до 14.30;
2-я смена – с 14.30 до 23.30;
3-я смена – с 16.30 до 01.30;
4-я смена – с 20.30 до 08.30.
Очень важно организовать рабочие смены в службе Room Service таким образом, чтобы не было задержек в обслуживании гостей ни в дневное, ни в ночное время.
Правила предлагающей продажи
Сотрудник гостиницы должен уметь так предложить гостю блюдо или напиток, чтобы тот захотел его попробовать, т.е. купить. Взаимоотношения гостя и сотрудника отдела обслуживания на этажах – это, в общем виде, взаимоотношения покупателя и продавца, а процесс обслуживания клиента – это процесс продажи. Для того чтобы успешно продавать, необходимо:
• думать, что и как предложить при каждом контакте с клиентом;
• делать конкретные предложения;
• предлагать несколько вариантов, чтобы гостя не покидало чувство свободы выбора;
• говорить отчетливо и с энтузиазмом, используя привлекательные и аппетитные эпитеты;
• держаться уверенно, с улыбкой;
• задавать вопросы (это поможет гостям сосредоточиться на меню во время заказа).
Предлагающая продажа основывается на хорошем знании продукта (основные ингредиенты, из которых готовятся блюда и напитки; способ приготовления и сервировки блюд или напитков; что дополнительно к ним можно порекомендовать; цена).
Для эффективного использования техники продаж, важно:
• рекомендовать наиболее часто заказываемые гостями блюда и напитки;
• иметь в виду, что все люди имеют разные вкусы;
• если гость спрашивает вас о блюде, которое вы не любите, лучше всего не выражать своего негатива;
• не проецировать ваши собственные вкусы на гостей, быть всегда позитивным, описывая блюда, напитки;
• если гость долго не может сделать выбор, то предпочтительны специфические рекомендации – важно определить вкусовые предпочтения гостя (рыба или мясо, белое или красное вино), затем рекомендовать одно-два наименования из этой категории;
• гостям, которые спешат, необходимо предлагать блюда, требующие меньше времени для приготовления;
• гостям, которые придерживаются диеты, необходимо предлагать менее жирную, менее калорийную пишу;
• принимать в расчет погодные условия, время дня;
• если затрудняетесь ответить на вопрос гостя, не придумывайте ответ, поинтересуйтесь на кухне или у менеджера.
В предлагающей продаже применяются:
• прямые рекомендации ("Я могу порекомендовать?..", "Могу ли я предложить?..", "Вы предпочитаете?..", "Вы бы хотели?..", "Могу ли я посоветовать Вам?..");
• косвенные рекомендации ("Мы получаем прекрасные отзывы о...", " Одно из самых популярных блюд...", "Это самое любимое блюдо от шеф-повара", "Это не очень калорийное блюдо...");
• эпитеты (сочный, мягкий, воздушный, нежнейший, уникальный).
Соблюдая эти простые правила, официант всегда сможет убедить заказать дополнительное блюдо, которое гость не планировал попробовать (рис. 2.7).
Рис. 2.7. Образец формы приема заказа в службе Room Service