Общие закономерности развития человека как субъекта труда
В русле культурно-исторической теории изучения психики (Л. С. Выготский, А . Н. Леонтьев и А. Р. Лурия) центральное внимание уделялось общепсихологическим проблемам развития высших психических функций, позволившим попять природу высших психических функций человека как орудийно-опосредованных, где в качестве орудия выступали знаково-символические средства, слова как единицы речи. Определив магистральное направление изучения развития высших психических функций в норме и патологии, филогенезе и на начальных этапах онтогенеза, были описаны, изучены процессы усвоения новых знаний и умений, составляющие основу школьного обучения и развития детей и подростков. Разработанная на базе культурно-исторической теории психики, теория деятельности и ее развитие в концепции поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина оказались полезной основой создания эффективных образовательных технологий и в области профессионального обучения. Тем самым были заложены теоретические основы "функционального развития" психики, способностей человека как субъекта профессионального труда (см. работы З. А. Решетовой, А. И. Подольского и др.). Подробнее вопросы психологии профессионализма, функционального развития будут представлены в гл. 7.
В работах Б. Г. Ананьева и его последователей, наряду с изучением возрастной динамики отдельных психических функций, процессов, был установлен ряд общих закономерностей, связанных с развитием личности, субъектных качеств. Отмечено несовпадение во времени (гетерохронность) наступления физической зрелости человека, зрелости гражданской, или личностной зрелости, а также зрелости субъекта труда, проявляющейся в трудоспособности [12]. Ананьев выделил две фазы в развитии психических функций (сенсорно-перцептивных, психомоторных, мнемических, мыслительных, аттенционных функций, или функций внимания). На первой фазе происходит "фронтальный прогресс" каждой психической функции соответственно ее созреванию. Эта фаза затрагивает главным образом период детства, юности, ранней зрелости. Показатели функций в ходе созревания по мере взросления человека повышаются. Вторая фаза развития психических функций охватывает их специализацию применительно к особым видам деятельности человека (учебной, профессиональной и пр.), которые разворачиваются в средний период зрелости. Далее возможны процессы "наложения" результатов первой и второй фазы, при этом высокий уровень специализированных психических функций может совпадать с началом инволюции, регресса общих свойств данной функции. Высокий уровень профессиональной памяти, практического мышления может сопровождаться снижением показателей уровня фронтальной памяти и мышления, но общего снижения памяти и мышления психолог может и не обнаружить. Относительное разделение общих и профессионально специализированных психических функций возможно при использовании разных методов для их оценки (ОГЛАВЛЕНИЕ тестовых заданий может быть профессионально нейтральным или профессионально специфичным).
Развитие субъектных качеств продолжается до тех пор, писал Б. Г. Ананьев, пока деятельность осуществляется, здесь велика роль активности человека как субъекта деятельности [12, с. 112]. Позднее завершение трудовой деятельности – один из главных факторов долголетия, это связано с тем, что "ресурсы и резервы человека не только реализуются в деятельности, по и воспроизводятся в пей" [20]. Профессионально специализированные формы психических функций, выделенные Б. Г. Ананьевым, образуются по общим законам, подчиняясь требованиям деятельностной задачи, выполняемой субъектом. Их генез соответствует общим законам, согласно которым природа и реализация профессионально модифицированных психических функций понимается как работа функционально-подвижного органа, который образуется при освоении профессиональных навыков и умений, детерминированных профессиональной задачей [59].
В школе Б. Г. Ананьева исследовались процессы развития психических функций человека как индивида, личности и субъекта разных видов профессиональной деятельности, на разных возрастных этапах, на основе метода срезов и лонгитюда. Многостороннее, комплексное изучение профессионального развития психических функций человека как личности, индивида и субъекта труда в школе Б. Г. Ананьева дополняет и существенно обогащает научное знание об общих и особенных закономерностях и феноменах развития психики человека именно в период зрелости, а также в рамках основной для этого периода деятельности – в сфере профессионального труда. Большой материал был получен Б. Г. Ананьевым и его последователями в изучении возрастной динамики психических функций в трудоспособном возрасте. Эти материалы важны для работы с персоналом организаций.
Конкретные данные отечественных и зарубежных ученых о возрастных изменениях психических функций субъекта груда приведены в ЭП-6-2.