Общие закономерности и принципы воспитания

Ранее мы анализировали педагогические законы, закономерности и принципы обучения (см. гл. 11). Теперь рассмотрим закономерности и принципы воспитания.

Закономерности воспитания

В любой научной дисциплине закономерность отражает объективные, существенные связи между явлениями и процессами. Эти закономерности, как правило, возникают и проявляются независимо от того, знают о них или не знают, учитывают их в некоей деятельности или не учитывают. Когда знают и учитывают, это способствует эффективности деятельности, в частности эффективности воспитательных воздействий, ибо, как верно замечено, пренебречь закономерностями – значит заведомо обречь профессионализм деятельности на низкую продуктивность[1].

Анализ закономерностей воспитания, представленных в литературе, даст возможность выделить и сформулировать ряд положений, которые можно рассматривать как закономерности воспитания, имеющие устойчивую тенденцию проявления и развития.

Обусловленность воспитания конкретно-историческими условиями жизни общества и государства. Здесь уместно привести известное положение из "Немецкой идеологии" К. Маркса и Ф. Энгельса: "Какова жизнедеятельность людей, таковы и они сами". Жизненные обстоятельства и педагоги формируют людей, а люди, в свою очередь, влияют на обстоятельства и рано или поздно меняют их. Этот эволюционный процесс бесконечен, и именно он обеспечивает преемственность общественно-исторического и культурного опыта.

Активность самого человека в процессе воспитания. Эта закономерность проявляется в деятельности субъекта, его избирательном отношении к явлениям действительности, во взаимодействии с социальной средой, в постоянном нравственном выборе. Человек не является только "продуктом" обстоятельств, полностью зависящим от среды. Его человеческая ценность, его жизненная позиция зависят от него самого в очень большой степени, и на пути собственного обретения себя "ему нужно от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе и все это нужно делать, а не только подвергаться влияниям среды"[2].

Целостность воспитательных влияний, что предполагает их последовательность, достаточность, непротиворечивость и преемственность. Целостность предусматривает единство воспитания и самовоспитания, управления и самоуправления, творчества и исполнительности, точного выполнения поручения и самостоятельности, инициативы. Целостность проявляется в единстве общего и единичного, когда каждый реализует личностно значимые цели, способности и творчество в общей совместной деятельности, чтобы человек по аналогии со знаменитым высказыванием героя Андрея Платонова "А без меня народ неполный!" мог бы гордиться участием или, по меньшей мере, ощущать значимость своего вклада в общее дело.

Единство обучения и воспитания. В процессе приобретения знаний, умений, опыта творческой деятельности вырабатывается и определенное отношение человека к ним, развивается потребностно-мотивационная сфера. Мотивы приобретения новых знаний, умений, навыков могут быть различными, например желание больше зарабатывать, чтобы выгодно отличаться от остальных; чтобы доказать свою значимость; чтобы усовершенствовать технологический или управленческий процесс и т.д. При этом мотивов может быть несколько, их иерархия постоянно меняется. Единство воспитания и обучения предполагает приоритет социально-ценных мотивов, определенный их паритет с личностно значимыми целями деятельности.

В литературе описываются и другие закономерности, которые скорее имеют отношение к дошкольному и школьному периодам развития личности.