Общие условия выбора методов
Выбор методов обучения- воспитания – высокое искусство, опирающееся на науку. В то же время существуют и общие причины (условия, факторы), определяющие выбор методов эдукации. В первую очередь должны быть учтены следующие.
1. Цели и задачи эдукации. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их: какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.
2. ОГЛАВЛЕНИЕ эдукации. Нужно иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом. Очень важно поэтому правильно увязать методы не с ОГЛАВЛЕНИЕм вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при классификации методов.
3. Возрастные особенности учеников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. Возраст – это не число прожитых лет; за ним стоят приобретенный социальный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств. Например, формировать, скажем, чувство ответственности нужно и в младшем, и в среднем, и в старшем школьном возрасте, но методы воспитания должны меняться. Те, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем и отвергаются в пятом классе.
4. Уровень сформированности коллектива (класса, группы). По мере развития коллективных форм эдукации методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления – необходимое условие успешного сотрудничества учителя с учениками.
5. Индивидуальные и личностные особенности учеников. Общие методы, программы – лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное "Я".
6. Условия эдукации. К ним, помимо материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических условий, причисляют и отношения, складывающиеся в классе: климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Абстрактных условий, как известно, не бывает: они всегда конкретны, их сочетание порождается конкретными обстоятельствами. Педагогические ситуации – это обстоятельства, в которых совершается обучение-воспитание.
7. Средства эдукации. Методы становятся средствами, когда выступают компонентами эдукационного процесса. Существуют и другие средства обучения, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации – необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам эдукации относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т.д.), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, их влияние на выбор методов воспитания может стать определяющим. Например, всем известно, какие послабления делаются для больных детей: не выспавшийся, нервничающий воспитанник требует иных методов, чем здоровый и бодрый. Отсутствие необходимых наглядных пособий вынуждает педагога корректировать методы, обходиться тем, что есть, и т.д.
8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил, а незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие – гораздо более низкая эффективность эдукации, чем она могла бы быть при использовании разнообразных методов, адекватных целям, задачам и условиям.
9. Время эдукации. Когда времени мало, а цели поставлены большие, применяются сильнодействующие методы; в благоприятных условиях используются щадящие методы. Деление методов на сильнодействующие и щадящие достаточно условно: первые связаны с наказаниями и принуждением, вторые – это увещевания и постепенное приучение. Сильнодействующие методы обычно используются при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить негативные стереотипы поведения. Единой точки зрения относительно того, достаточно ли школьного времени для формирования устойчивых качеств личности, нет. Некоторые педагоги считают, что времени недостаточно, а потому склоняются в пользу сильнодействующих методов. В любом случае фактор времени остается очень важным при проектировании и выборе методов эдукации.
10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод (методы), педагог должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.