Лекция 24. ОБЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Среди различных технологий социальной работы важное место отводится социальной диагностике.

Термин "социальная диагностика" получил распространение в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Термин "диагностика" (от греч. "diagпostikos" — распознание, определение) заимствован из медицины.

Известно, что социальному работнику в научно-практическом плане приходится решать достаточно широкий круг задач, поэтому суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всем его многообразии.

Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных жизнедеятельностью людей.

Социальная диагностика — это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.

В Российском энциклопедическом словаре социальной работы понятие "социальная диагностика" определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

Социальный диагноз как научное заключение о состоянии "социального здоровья" рассматриваемого объекта или социального явления основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации.

Тем не менее общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:

1) предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

2) проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

3) проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

4) построение выводов, на основе которых делается заключение.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, запятыми в той или иной социальной сфере. Определение диагноза — заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте.

Постановка социального диагноза — процесс творческий, но имеющий определенный алгоритм действий, использования процедур и средств решения проблемы. Многие выдающиеся ученые, работающие в самых различных областях науки, имели свои творческие, индивидуальные подходы к постановке и выяснению истины.

Наиболее последовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагноза проблем социального развития В. И. Вернадский. Он советовал придерживаться следующих правил:

• проводить детальный анализ;

• видеть за частным общее;

• не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;

• не избегать вопроса "почему?";

• прослеживать историю идей;

• собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;

• изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);

• связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;

• не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.

В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.

Как известно, человек представляет собой единство биологического, духовного и социального во всей сложности их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого.

Социальная диагностика — весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований, принципов диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае нельзя использовать во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Требует, чтобы исследования резюмировались на основе научно обоснованных, объективных данных и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатам и.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

Социальная диагностика важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.

Практически социальная диагностика используется в самых разных областях жизни и деятельности людей. Специалист социальной работы выступает как автор и участник прикладных психолого-педагогических, социологических, экономических обследований, занимается консультированием в решении социальных проблем, коррекцией, реабилитацией, формами и методами терапевтического воздействия и т.д. Но чаще всего в деятельности социального работника диагностика выступает как исходная, вполне самостоятельная сфера деятельности. С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания, умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.

При проведении диагностических обследований определенная технология освобождает исследователя от субъективистского подхода, отражает уровень компетентности специалиста и адекватно выражает конкретную социальную ситуацию.

Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:

• выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

• определение степени развитости различных свойств, их выраженность в количественных и качественных показателях;

• описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

• ранжирование специфических свойств клиента.

В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов:

• ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев;

• измерение и анализ показателей;

• формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу.

Социальная диагностика является важнейшим звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз — прогноз — программа — внедрение. Как важный технологический инструмент, она прежде всего обогащает кадры социальных служб теоретическими и эмпирическими знаниями, помогает глубже понять социальные проблемы и перспективы их развития.

Разработка диагноза указывает на специфическую профессиональную среду деятельности социального работника, связанную с практической постановкой социального диагноза. Здесь решаются не только теоретические, но и сугубо практические вопросы, относящиеся к ориентации в профессиональной подготовке кадров. Они включают в себя:

• определение профессиональных требований, предъявляемых к социальному работнику как диагносту;

• установление перечня знаний, умений, нравственных качеств и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой;

• выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что социальный работник действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом диагностики;

• разработка программ, средств и методов практической подготовки социального работника в области диагностики, а также оценки его компетентности в этой области;

• поиск взаимопонимания между практическим работником и клиентом должен носить двусторонний характер, клиент имеет право и обязан активно участвовать в этом процессе. Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в области социальной диагностики, социальный работник должен хорошо овладеть как научными, так и практическими основами диагностики. Знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания и научного обоснования не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области.

Основой применения любой диагностической технологии является знание теории, па которую она опирается. Без этого специалист может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из результатов исследования. Так, например, в контексте бихевиористской, когнитивной, гештальттерапии и других психологических теорий и направлений предполагаются различные варианты и модели технологии диагностики в социальной работе.

В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. В практике управленческого консультирования, наиболее востребованной и апробированной в настоящее время, сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности социальных работников. Это сбор информации, ее обработка и анализ, определение приоритетов проблемы.

К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, экспертные оценки и др. Рассмотрим некоторые из них. Интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированном разговоре, и к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую, какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить.

Анкетирование предназначено для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации с помощью анкет представляет собой тестирование. Применение тестов требует специальных знаний и, как правило, работают с ними психологи и социальные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.

Обработка и анализ информации включают в себя: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др.

Сравнение является неотъемлемой частью диагностики па всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем.

В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям.

Метод "дерева целей" исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.

В последнее время чаще стали использовать такие методы социальной диагностики, как:

• зондажно-информационное обследование социума, сбор сведений о составе домовладения и инфраструктуры, численности, составе и динамике местного населения и т.д.;

• социально-исторические обследования, т.е. изучение истории заселения и освоения данной территории, как складывался, изменялся состав местного населения, чем занимались, каким традициям следовали местные жители, чем вызывалась и как происходила здесь смена населения;

• информационно-целевой анализ различных документов, статей из местной и центральной прессы, материалов электронных средств информации, писем и жалоб граждан в СМИ, органы власти и т.д.;

• социальное картографирование, т.е. определение показателей, характеризующих социально-пространственное распределение и динамику населения, зависимость качества жизни от факторов, дифференцирующих состояние среды обитания, ее символическую и реальную ценность. Социальная карта является эффективным инструментом для выявления пространственной картины размещения участков, территорий, интенсивно посещаемых гражданами, загрязненных участков города, районов социальной напряженности и т.п.