Общие принципы формирования статистических информационных ресурсов
Для чего необходимо формирование системы статистических показателей? В укрупненном виде можно выделить следующие процессы в экономической и социальной сфере, которые характеризуются по этим показателям:
• численность и состав населения, его распределение по регионам, воспроизводственные процессы и т.д.;
• размеры и структура произведенной продукции и услуг, пропорции между отраслями и секторами экономики и др.;
• экономические ресурсы, их состав и динамика, эффективность использования;
• занятость населения и безработица, состав и структура занятых и безработных, факторы, влияющие на формирование безработицы;
• объем инвестиций, их динамика, источники финансирования и их эффективность;
• распределение доходов (первичное и вторичное), дифференциация населения по доходам и т.д.;
• развитие социальной сферы: здравоохранение, образование, спорт и культура;
• уровень жизни населения и его динамика, дифференциация регионов по уровню жизни населения;
• деятельность предприятий и организаций.
Сбор сведений от всех хозяйствующих субъектов осуществляется на основе сплошного и выборочного методов наблюдения.
По совокупности представляемых показателей и периодичности их представления всех респондентов можно подразделить на две группы:
1) крупные и средние предприятия. По этой группе предприятий представляется сплошная (месячная, квартальная, годовая) отчетность;
2) субъекты малого предпринимательства. В России в их круг входят:
а) малые предприятия – юридические лица; б) крестьянские (фермерские) хозяйства; в) предприниматели без образования юридического лица.
При отнесении организаций к субъектам малого предпринимательства должны соблюдаться следующие критерии:
• тип организации – коммерческая организация;
• в структуре уставного капитала доля участия РФ, ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
• средняя численность работников не превышает установленных предельных значений:
– в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
– сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
– розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;
– остальных отраслях и при существовании других видов деятельности – 50 человек.
С 1996 г. по малым предприятиям проводятся квартальные выборочные обследования их деятельности, в процессе которых в среднем по России отчитываются около 20% предприятий.
Переход к принципу получения статистической информации от предприятий предполагает прежде всего ведение ЕГРПО. В нем по каждому хозяйствующему субъекту имеются сведения о его юридическом и фактическом нахождении, отраслевой принадлежности, основных экономических характеристиках (объеме продукции, стоимости основных средств, численности работающих и др.). На основе ЕГРПО создаются и ведутся субрегистры: малых предприятий, строительных организаций, организаций розничной и оптовой торговли и др.
Субрегистры составляют основу для формирования генеральной совокупности объектов наблюдения, представляющей собой перечень действующих юридических лиц, их представительств и филиалов. Создание генеральной совокупности позволяет обеспечить методологическую основу для перехода к интегрированному принципу сбора информации и проведению статистического анализа по сопоставимому кругу объектов.
В субрегистры должны постоянно вноситься изменения: исключаться ликвидированные единицы, уточняться данные о реорганизуемых предприятиях, отмечаться все происшедшие в них изменения, дополнительно вноситься данные по вновь созданным организациям. Согласно российскому законодательству государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется налоговыми органами, а потому некоторые записи в статистическом регистре могут быть неактуальными. Например, заявленный при регистрации основной вид экономической деятельности может измениться или предприятие может прекратить экономическую деятельность, но эти сведения могут не поступить своевременно и не будут отражены на текущий момент в статистическом регистре. В связи с этим в каждом регистре имеется значительное число неработающих предприятий, для их выявления и уточнения используются бухгалтерская отчетность организации, данные ФНС России, Министерства внутренних дел РФ (МВД России) и др.
Ведение субрегистров позволяет обеспечить полноту и достоверность совокупности объектов статистического наблюдения. ЕГРПО и субрегистры применяются для формирования выборочных совокупностей, по которым проводятся выборочные наблюдения, в то же время сами регистры служат источником статистических данных.
Изменение функций многих федеральных органов исполнительной власти и отказ от административных методов управления хозяйствующими субъектами привели к необходимости обеспечения сбора и обработки статистической информации по ряду секторов экономики (транспорту, связи, жилищно-коммунальному хозяйству, торговле, отдельным отраслям социальной сферы) через органы государственной статистики, а не по линии соответствующих министерств и ведомств, как это было раньше. Наблюдается явная тенденция к централизации формирования статистической отчетности в системе статистики и освобождению от этих функций других ведомств.
В целях актуализации и совершенствования системы показателей, характеризующих социально-экономические и демографические процессы в обществе, с учетом требований построения СНС, а также потребностей федеральных органов государственной власти и других пользователей Росстатом регулярно осуществляется пересмотр действующих форм федерального государственного статистического наблюдения, централизованных в органах государственной статистики.
Основными принципами формирования статистической информационной базы при утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения являются унификация, упрощение их структуры и состава показателей, устранение фактов дублирования информации, снижение нагрузки на отчитывающиеся организации и бюджет. В настоящее время независимо от отрасли крупные и средние предприятия представляют отчетность по унифицированным формам.
Унифицированные формы статистического наблюдения включают в себя формы № 1-предприятие "Основные сведения о деятельности предприятия", № 11-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", № П-2 "Сведения об инвестициях", № П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", № П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников".
В форме № 1 -предприятие лаются сведения о юридическом лице; распределении уставного фонда; взносах иностранных юридических и физических лиц в уставный капитал по странам-партнерам; организационной структуре юридического лица; отгрузке товаров и услуг; затратах на производство и реализацию продукции; инвестиционной деятельности, видах экономической деятельности в отчетном году, а также о территориально обособленных подразделениях юридического лица. Данные, содержащиеся в этой форме, представляют собой комплексную характеристику деятельности предприятия и дают возможность проводить структурное обследование видов экономической деятельности.
В форме № П-1 приводятся сведения о выпуске товаров и услуг; отгрузке товаров (в том числе собственного производства); объеме платных услуг населению; розничном товарообороте; остатках готовой продукции собственного производства на конец отчетного периода; экспорте и импорте услуг; перевозках груза и грузообороте; строительно-монтажных работах, выполненных подрядным и хозяйственным способами; и др. Спецификой данной формы наблюдения являются отражение структуры продукции каждого предприятия по видам экономической деятельности, а также возможность получения общего объема продукции соответствующей отрасли как по предприятиям данной отрасли, так и но предприятиям других отраслей. Сведения данной формы отчетности лежат в основе расчета показателя выпуска нефинансовых предприятий в счете производства СНС.
Для оценки динамики производства в регионах и отраслях экономики органы статистики по данным раздела II формы № П-1 могут рассчитывать индекс физического объема продукции в соответствии с международной методологией.
Форма № П-2 позволяет получить полную картину объемов инвестиций в российскую экономику, финансовых инвестиций в нефинансовые активы (основные средства, нематериальные активы, ценности, объекты природопользования, землю), а также затрат на капитальный ремонт зданий, сооружений, машин и оборудования. Разрабатываемая структура капиталообразующих инвестиций позволяет перейти от обособленного сбора показателей инвестиций в основной капитал к интегрированному при соблюдении методологического единства.
В форме № П-2 предусматривается отражение следующих финансовых инвестиций:
1) стоимости ресурсов, израсходованных предприятием на приобретение финансовых прав (акций, облигаций, банковских вкладов и др.), при этом финансовые инвестиции рассматриваются как финансовые потоки и определяются по сумме фактических затрат инвестора;
2) стоимости активов, представляющих собой финансовые права, которыми располагает предприятие на конкретную дату; в этом случае финансовые инвестиции рассматриваются как накопленная величина, установленная по балансовой стоимости на определенную дату. В этой форме используется терминология, соответствующая определениям СНС.
Формы № П-3 и II-4 не содержат принципиально новых показателей по сравнению с прежними формами, но по ним можно получить общую характеристику предприятия.
Форма № П-3 включает в себя сведения о прибыли и убытках, оборотных активах предприятий и состоянии расчетов с российскими и зарубежными предприятиями, что позволяет оценить финансовое положение обследуемых предприятий.
В форме № П-4 приводятся сведения о средней численности работников предприятия (в том числе списочного состава), внешних совместителей, работающих по договорам, фонде начисленной заработной платы и выплатах социального характера по каждой из категорий работников.
Кроме того, здесь указываются данные об использовании рабочего времени, движении работников и их предполагаемом высвобождении.
Формы № П-1, П-3, П-4 являются месячными и содержат сведения за отчетный и предыдущий месяцы и соответствующий месяц прошлого года, что позволяет получать характеристику динамики приведенных показателей. Форма № 11-2 является квартальной, форма № 1-предприятие – годовой.
Субъектами малого предпринимательства ежеквартально заполняется форма № ПМ.
Таким образом, использование унифицированных форм статистического наблюдения позволяет получать сопоставимую и комплексную информацию по всем видам деятельности предприятия и его финансовому положению.
В дополнение к унифицированным формам отчетности имеются формы наблюдения, отражающие специфическую информацию отраслевого характера. При этом разработка общеэкономических и структурных показателей осуществляется по унифицированным формам статистического наблюдения, а показателей отраслевой статистики – по специализированным формам отчетности. Так, данные формы № С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и реализации инвестиционных проектов" позволяют охарактеризовать конечные результаты инвестиционной деятельности, т.е. продукцию строительства в натурально-стоимостном выражении. Отраслевые показатели применяются в международной практике и необходимы для интеграции российской социально-экономической статистики в мировую.
В настоящее время более 10% форм государственной отчетности, централизованных в органах государственной статистики, разрабатываются на основе данных административных источников органов исполнительной власти (без получения сведений от хозяйствующих субъектов органами государственной статистики), что соответствует мировой практике и обеспечивает надежность статистической информации и ее удешевление.
Количество форм федерального государственного статистического наблюдения, централизованных в органах государственной статистики, составляет свыше 250. К ним относится отчетность общегосударственного значения, характеризующая основные экономические показатели всех отраслей экономики.
Федеральное государственное статистическое наблюдение осуществляется также на основе форм, нецентрализованных в органах государственной статистики, которые отражают ведомственную специфику работы организаций. Сбор и обработка информации по указанным формам осуществляется министерствами и ведомствами в соответствии с предметом их ведения, сводные итоги по ним представляются затем в Росстат. В настоящее время число таких форм составляет около 300, содержащиеся в них показатели охватывают в основном натурально-вещественное ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности таких отраслей экономики, как транспорт и связь, образование, здравоохранение и культура, ряд отраслей промышленности, сельское хозяйство и др.
По согласованию с министерствами и ведомствами в ходе пересмотра нецентрализованных форм осуществлена актуализация системы показателей и адресной части форм.
Появление новых форм хозяйствования, многообразие форм собственности, значительный рост числа хозяйствующих субъектов потребовали коренным образом изменить методологию организации статистического наблюдения, во многих случаях отказаться от сплошного метода обследования предприятий и перейти к широко применяемому в мировой практике выборочному методу. Внедрение выборочной методологии в статистическую практику вызвано необходимостью осуществления качественного статистического наблюдения в условиях значительного увеличения количества наблюдаемых хозяйствующих субъектов с одновременным снижением качества предоставляемой ими первичной информации.
На 1 января 2006 г. общее количество организаций составило 4767,3 тыс., в том числе 979,3 тыс. малых предприятий.
Применение выборочного метода, основанного на принципах случайного отбора, позволяет сделать научно обоснованные выводы о всей исследуемой совокупности, осуществить при этом контроль за точностью полученных результатов, сократить трудовые и финансовые затраты на проведение обследований, обеспечивая выполнение задачи получения объективной информации о важнейших экономических и социальных процессах, происходящих в стране. Кроме того, появилась возможность увеличить число статистических обследований при тех же ресурсах.
Проводится целенаправленная работа по созданию методологии выборочного наблюдения в отдельных отраслях и секторах экономики. При этом основное внимание уделяется внедрению этого метода в практику обследований малых предприятий как достаточно нового для Российской Федерации направления статистической деятельности (выборочное наблюдение малых предприятий проводится только с 1996 г.).
Вместе с тем в российской статистике не ставится задача полностью отказаться от сплошных обследований: текущее (ежемесячное) статистическое наблюдение за деятельностью крупных и средних предприятий осуществляется на сплошной основе. Статистическое наблюдение за состоянием экономики страны в целом и отдельных се секторов будет базироваться на проведении раз в 5–10 лет сплошных обследований – экономических переписей, в промежутках между которыми должны проводиться периодические выборочные обследования по различным направлениям.
За 2001–2006 гг. органы государственной статистики выполнили три крупномасштабные статистические работы.
Поскольку для сбора информации по малым предприятиям применяются упрощенные процедуры и формы отчетности, возникает необходимость проведения периодических переписей субъектов малого предпринимательства. В 2001 г. прошла Всероссийская перепись малых предприятий, в ходе которой была получена информация о 631,4 тыс. данных субъектов, что составляло 76% предприятий, которые должны были участвовать в обследовании. Такого рода переписи должны осуществляться с периодичностью 5–10 лет. В 2002 г. состоялась Всероссийская перепись населения. (Ее итоги достаточно подробно будут рассмотрены в гл. 2 настоящего учебника.) И наконец, в 2006 г. была проведена Всероссийская сельскохозяйственная перепись. В ходе этой переписи была получена информация от 47,7 тыс. сельскохозяйственных организаций, 250,3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 31,5 тыс. индивидуальных предпринимателей и др. Это свидетельствует об огромных масштабах проведенной работы. Предварительные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи были опубликованы в 2007 г.[1]
На всех стадиях организации статистического наблюдения, включая расчет и публикацию результатов, органами государственной статистики выполняются различные виды контроля за информацией. Особое внимание уделяется контролю за первичной информацией, включая процедуры автоматического редактирования и исправления ошибочных (недостоверных) отчетов. При проведении выборочных статистических обследований достоверность итогов оценивается путем научно обоснованных расчетов показателей точности и статистической обработки случаев неполучения ответов от респондентов. Для обеспечения объективности и полноты макроэкономической информации в российской государственной статистике разработаны и совершенствуются методики оценки объемов "теневой" деятельности в различных секторах экономики.
Нетрадиционным для российской статистики является способ получения информации на основе бизнес-обследований хозяйственной деятельности, достаточно широко применяемый в международной практике в течение последних десятилетий.
Проведение таких обследований строится на сборе и обобщении информации, основанной на оценке текущего экономического состояния. Она может быть получена от менеджеров экономических агентств. Респонденты оценивают фактическое и ожидаемое изменение основных показателей хозяйственной деятельности в рамках альтернатив: "увеличение – уменьшение", "улучшение – ухудшение", "осталось на том же уровне". Респонденты также отвечают на вопросы, позволяющие выявлять факторы, ограничивающие деятельность их структур, и ряд других "качественных" вопросов.
Преимущества бизнес-обследований заключаются в их оперативности, а также в возможности получения информации в областях, не охваченных государственной статистикой. Вместе с тем результаты таких обследований служат лишь дополнением к официальным статистическим данным. Важной целью их проведения является совершенствование экономического анализа и прогнозирования. Длинные динамические ряды, получаемые в результате обследований, позволяют определять поворотные точки в экономике и отслеживать циклические процессы.
В России бизнес-обследования проводятся с 1992 г. В настоящее время бизнес-обследования осуществляются органами государственной статистики совместно с Центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. Регулярно обследуются предпринимательские намерения (деловая активность) в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, оптовой торговле, инновационной сфере (ежемесячно), банковском и страховом секторах (два раза в год).
Обследования промышленных предприятий включают в себя оценки состояния и тенденций по следующим направлениям: производство; спрос на продукцию; запасы готовой продукции; цены реализации; факторы, сдерживающие производство; загрузка производственных мощностей; инвестиции; финансово-экономическое состояние.
По строительным организациям даются оценки состояния и тенденции в изменениях работ; факторов, ограничивающих производство; портфеля заказов; занятости; цен на строительно-монтажные работы; финансового положения и т.д. По предприятиям розничной торговли оцениваются товарооборот, складские запасы, заказы на поставку, занятость, конкуренция в рамках сектора и др. В дальнейшем сфера применения бизнес- обследований будет расширяться.
Необходимо отметить, что значительный объем информации содержит отчетность учреждений государственного управления, государственных внебюджетных фондов и др. Большую роль в информационном обеспечении играет ведомственная статистика – банковская, таможенная, налоговая и др. Только сочетание всех источников информации может дать объективную картину социально-экономических процессов, что необходимо для их государственного регулирования.
Динамично изменяющаяся в переходных условиях социально- экономическая ситуация потребовала введения в соответствии с поручениями Правительства РФ и в инициативном порядке мониторингов по ряду кризисных проблем (состояние социально-трудовой сферы и рынка труда, состояние производства и рынка важнейших потребительских товаров и лекарственных средств, производство и оборот алкогольной и табачной продукции и нефтепродуктов, погашение задолженности по заработной плате), а также за деятельностью государственного сектора экономики и естественных монополий, за ходом реформы жилищно-коммунального хозяйства и по ряду других проблем.
Важным инструментом для систематизации, агрегирования и формализованного представления статистических данных по наиболее важным процессам, происходящим в экономике и социальной сфере, служат системы общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.
Классификатор представляет собой систематизированный перечень объектов (предприятий, видов экономической деятельности, продукции, занятий и т.д.), каждому из которых присваивается код, идентифицирующий объект.
Росстат в своей деятельности применяет следующие классификаторы:
– Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ);
– Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО), введенный в действие с 1 января 2006 г.;
– Общероссийский классификатор объектов административно- территориального деления (ОКАТО);
– Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС);
– Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКПОФ);
– Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД);
– Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО); и др.
Всего в статистических целях в 2006 г. применялось 27 общероссийских классификаторов. Предстоит внедрение общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), базирующегося на статистической классификации продукции по видам деятельности в странах ЕС.
В ближайшей перспективе планируется разработка ряда новых и пересмотр некоторых действующих общероссийских классификаторов с учетом международных стандартов.
Предстоит разработать следующие классификаторы:
– инвестиционных, промежуточных и потребительских товаров;
– услуг во внешнеэкономической деятельности;
– непроизведенных активов;
– финансовых активов; и некоторые другие.
Кроме того, предстоит разработка новых версий действующих общероссийских классификаторов:
– органов государственной власти и управления;
– экономических регионов;
– основных фондов;
– занятий; и др.
Разработка и совершенствование названных классификаторов затрагивает многие области экономики и социальной сферы, включая налогообложение, банковскую деятельность, прогнозирование и т.д. В связи с этим для осуществления данной работы кроме Росстата предусматривается участие других федеральных органов исполнительной власти. Всего к 2011 г. количество общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации должно быть увеличено до 35.
Рассмотрим подробнее один из наиболее важных для государственной статистики общероссийских классификаторов – ОКВЭД. Он предназначен для описания структуры экономики в условиях рыночных отношений, на его основе осуществляется идентификация деятельности хозяйствующих субъектов в процессе их государственной регистрации и статистического учета в статистическом регистре Росстата. С 1 января 2005 г. разработка статистической информации осуществляется только по ОКВЭД.
ОКВЭД имеет 17 разделов: А, В, С ... Q. В некоторых разделах может быть один вид деятельности (например, раздел "Образование"), в других выделяются подразделы (например, в разделе "Обрабатывающие производства" приводятся 14 подразделов). В свою очередь подразделы делятся на классы, всего их в данном классификаторе 99.
Разделы и подразделы представлены с учетом характера производимых товаров и услуг, их назначения, вида сырья, особенностей технологических процессов.
Структура ОКВЭД на уровне разделов, подразделов и классов приведена в табл. 1.1.
С помощью ОКВЭД решаются задачи классификации и кодирования заявляемых субъектов хозяйствования при регистрации видов их экономической деятельности, описания отраслевой структуры экономики и выполнения международных сопоставлений.
Различные классификации и группировки, являющиеся одним из центральных методов изучения социально-экономических процессов, будут в достаточном объеме представлены в последующих главах настоящего учебника.
Таблица 1.1
Структура ОКВЭД на уровне разделов, подразделов и классов
Разделы и подразделы ОКВЭД |
Наименование разделов и подразделов |
Коды и наименование классов, входящих в разделы и подразделы |
||
А |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
01. Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях 02. Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области |
||
В |
Рыболовство и рыбоводство |
05. Рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях |
||
С |
Добыча полезных ископаемых |
|||
СА |
Добыча топливно- энергетических полезных ископаемых |
10. Добыча каменного угля, бурого угля и торфа 11. Добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях |
||
СВ |
Добыча полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических) |
12. Добыча урановой и торцевой руд 13. Добыча металлических руд 14. Добыча прочих полезных ископаемых |
||
D |
Обрабатывающие производства |
|||
A |
Производство пищевых продуктов (включая напитки) и табака |
15. Производство пищевых продуктов (включая напитки) 16. Производство табачных изделий |
||
DB |
Текстильное и швейное производство |
17. Текстильное производство 18. Производство одежды; выделка и крашение меха |
||
DC |
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
19. Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
||
DD |
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
20. Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки (кроме мебели) |
||
DE |
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
21. Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 22. Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации |
||
DF |
Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов |
23. Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов |
||
DG |
Химическое производство |
24. Химическое производство |
||
DII |
Производство резиновых и пластмассовых изделий |
25. Производство резиновых и пластмассовых изделий |
||
DI |
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
26. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
||
DJ |
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
27. Металлургическое производство 28. Производство готовых металлических изделий |
||
DK |
Производство машин и оборудования |
29. Производство машин и оборудования 30. Производство офисного оборудования и вычислительной техники |
||
DL |
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
31. Производство электрических машин и электрооборудования 32. Производство аппаратуры для радио, телевидения и связи 33. Производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов |
||
DM |
Производство транспортных средств и оборудования |
34. Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 35. Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств |
||
DN |
Прочие производства |
36. Производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки 37. Обработка вторичного сырья |
||
Е |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
40. Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды 41. Сбор, очистка и распределение воды |
||
F |
Строительство |
45. Строительство |
||
G |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
50. Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 51. Оптовая торговля, включая торговлю через агентов (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) 52. Розничная торговля (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами); ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
||
Н |
Гостиницы и рестораны |
55. Деятельность гостиниц и ресторанов |
||
I |
Транспорт и связь |
60. Деятельность сухопутного транспорта 61. Деятельность водного транспорта 62. Деятельность воздушного транспорта 63. Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность 64. Связь |
||
J |
Финансовая деятельность |
65. Финансовое посредничество 66. Страхование 67. Вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества и страхования |
||
К |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
70. Операции с недвижимым имуществом 71. Аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования 72. Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий 73. Научные исследования и разработки 74. Предоставление прочих видов услуг |
||
L |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
75. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
||
М |
Образование |
80. Образование |
||
N |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
85. Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
||
О |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
90. Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность 91. Деятельность общественных объединений 92. Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 93. Предоставление персональных услуг |
||
Р |
Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства |
95. Предоставление услуг но ведению домашнего хозяйства |
||
Q |
Деятельность экстерриториальных организаций |
99. Деятельность экстерриториальных организаций |
||