Общие принципы деятельности Европейского Союза
Помимо трех базовых принципов компетенции (принцип наделения компетенцией, принцип субсидиарности, принцип пропорциональности) учредительные документы ЕС закрепляют ряд других основополагающих правил, которыми ЕС обязан руководствоваться в разных сферах своей деятельности. Соответствующие правила, поэтому, могут быть названы общими принципами деятельности ЕС. Их главным источником является специальный раздел ДФЕС под названием "Положения общего применения" (раздел II части первой "Принципы" ДФЕС).
Общие принципы деятельности ЕС указывают потребности, на которые Союз должен обращать особое внимание в ходе реализации своей компетенции. Эти потребности могут непосредственно относиться к функционированию ЕС как политической организации (например, потребность обеспечивать согласованность между различными направлениями своей политики, в том числе избегать противоречий между издаваемыми Союзом правовыми актами). Чаще они указывают на актуальные, обладающие повышенной остротой проблемы общественной жизни, которые подлежат учету Союзом в различных или даже во всех сферах его компетенции (например, проблема обеспечения равенства женщин и мужчин).
Первым общим принципом деятельности, который открывает раздел "Положения общего применения" ДФЕС, является принцип согласованности между различными направлениями политики и деятельности ЕС ("Союз заботится о согласованности между различными направлениями своей политики и деятельности с учетом всей совокупности своих целей и в соответствии с принципом наделения компетенцией" – ст. 7 ДФЕС).
Данный принцип подкрепляется требованием к Союзу обеспечивать "согласованность между различными сферами своей внешнеполитической деятельности, а также между ними и другими направлениями своей политики" (§ 3 ст. 21 ДЕС). Ответственность за выполнение этого требования возложена на институты ЕС, разрабатывающие политику Союза (Совет ЕС и Европейскую комиссию), а также на Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности (см. 3.5).
Вперед группа общих принципов деятельности Союза указывает проблемы общественной жизни, которые он обязан учитывать при подготовке и осуществлении своих действий, в том числе при издании правовых актов по разным вопросам:
– обеспечение равенства мужчин и женщин ("Во всех видах своей деятельности Союз стремится устранять неравенство и содействовать равенству мужчин и женщин" – ст. 8 ДФЕС);
– содействие высокому уровню занятости, социальной защиты, образования и здравоохранения ("При определении и осуществлении своей политики и деятельности Союз учитывает потребности в содействии высокому уровню занятости, в обеспечении адекватной социальной защиты, в борьбе с социальной маргинализацией и в высоком уровне образования, обучения и охраны здоровья людей" – ст. 9 ДФЕС);
– борьба с социальной дискриминацией ("При определении и осуществлении своей политики и деятельности Союз стремится бороться с любой дискриминацией по признакам пола, расы или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентацией" – ст. 10 ДФЕС);
– охрана окружающей среды ("Потребности охраны окружающей среды должны быть включены в определение и осуществление политики и деятельности Союза, особенно, в целях содействия устойчивому развитию" – ст. 11 ДФЕС);
– защита потребителей ("Потребности защиты потребителей принимаются во внимание при определении и осуществлении других направлений политики и деятельности Союза" – ст. 12 ДФЕС);
– защита животных ("При разработке и осуществлении политики Союза в сферах сельского хозяйства, рыболовства, транспорта, внутреннего рынка, научных исследований, технологического развития и космоса Союз и государства-члены в полной мере учитывают потребности благополучия животных как чувствительных существ, уважая при этом законодательные или административные положения и обычаи государств-членов, в частности, по вопросам религиозных обрядов, культурных традиций и регионального наследия" – ст. 13 ДФЕС);
– обеспечение эффективного функционирования "служб общеэкономического значения" (почтовых, транспортных, телекоммуникационных, коммунальных и т.д.), что является условием нормального функционирования экономики Союза в целом (ст. 14 ДФЕС).
Еще одним общим принципом деятельности Союза организационного характера является принцип гласности, закрепленный в ст. 15 ДФЕС, а также в ст. 1 ДЕС: "Чтобы содействовать
надлежащему управлению и обеспечивать участие гражданского общества, институты, органы и учреждения Союза работают при как можно более полном соблюдении принципа равенства". Во исполнение этого принципа устанавливаются специальные требования прозрачности работы различных институтов ЕС, прежде всего законодательных (см. гл. 4).
Принцип гласности также предусматривает наделение граждан Союза, других физических и юридических лиц, проживающих или имеющих юридический адрес в ЕС, "правом доступа к документам институтов, органов и учреждений Союза", порядок реализации и отдельные ограничения которого конкретизируются в законодательных актах Европейского парламента и Совета и внутренних регламентов каждого института, органа и учреждения ЕС (§ 3 ст. 15 ДФЕС).
В качестве общего принципа деятельности ЕС провозглашен и принцип защиты персональных данных, т.е. сведений о личности и частной жизни людей, которые могут собираться и обрабатываться органами власти или уполномоченными ими лицами во всех сферах и на всех уровнях. Этот принцип закреплен в форме субъективного права (права требования), способного предъявляться к ЕС, государствам-членам и другим субъектам каждым человеком независимо от его гражданства, в том числе негражданами ЕС ("Каждый имеет право на защиту относящихся к нему персональных данных" – ст. 16 ДФЕС).
Наконец, в соответствии со ст. 17 ДФЕС, включенной Лиссабонским договором, на уровне первичного права ЕС получил закрепление принцип уважения статуса церквей:
"1. Союз соблюдает и не посягает на статус, которым пользуются согласно национальному праву церкви и религиозные организации или общины в государствах-членах.
2. Союз также соблюдает статус, которыми пользуются согласно национальному праву философские и неконфессиональные организации.
3. Признавая их самобытность и их специфический вклад, Союз поддерживает открытый, прозрачный и регулярный диалог с этими церквями и организациями".