Общие правила конструирования социологической анкеты
Анкета опосредует общение социолога и респондента, поэтому ее общая композиция и структура предлагаемых вопросов зависят от множества психологических, коммуникационных, временны́х, возрастных и других факторов, присутствующих в повседневной жизни людей. К примеру, можно работать с самыми современными методиками, но если в ходе изучения имущественного положения и уровня доходов людей или их отношения к администрации предприятия, па котором они работают, люди будут сомневаться в анонимности опроса, то скорее всего анкеты будут заполняться неискренне, и социолог не получит достоверной информации.
Сложности, порой непреодолимые, в интерпретации результатов анкетирования возникают из-за употребления в вопросах анкеты таких распространенных (и, казалось бы, всем понятных), но предельно общих и по разному трактуемых политических терминов, как "демократия", "свобода", "идеалы", так как разные люди вкладывают в их понимание разное ОГЛАВЛЕНИЕ и узнать о том, что именно имели в виду, – дело безнадежное.
Существует масса иных "подводных камней", обнаруженных в ходе многолетней и систематической практики социологических опросов во многих странах. Этим темам посвящена специальная литература. Многих трудностей все же можно избежать, если учитывать следующие рекомендации.
1. Анкета формируется как композиция нескольких блоков. В ее вводной части обязательно указывается название организации, проводящей опрос, сообщаются тема и задачи опроса, кратко объясняется техника ответов на вопросы. Анкетные блоки обычно формируются по тематическим признакам, причем социально-демографический блок вопросов (пол, возраст, семейное положение, трудовая занятость) размещается в начале или в самом конце анкеты.
2. В соответствии с предполагаемыми ответами вопросы анкеты разделяются на закрытые, когда респонденту предлагается выбрать один или несколько вариантов ответов из предложенных; полузакрытые, когда разработчики анкеты оставляют респонденту возможность помимо выбора из предложенного набора ответов сформулировать свой вариант, и открытые, если респондент самостоятельно формулирует свой ответ (доля вопросов последнего типа в анкетах не должна превышать 10%).
Следует иметь в виду, что первое впечатление начинающего социолога о легкости самой процедуры "вопрос – ответ" весьма обманчиво. Помимо тщательной проработки логической структуры вопросов необходимо крайне внимательно относиться к предварительному анализу их содержательной стороны, поскольку именно анкетные вопросы являются проводниками той идейной тенденциозности, которая в итоге может свести на нет все исследовательские усилия. Конечно, какой-либо панацеи от социологической предвзятости нет и быть не может. Однако к опыту (нередко горькому) нескольких поколений социологов присмотреться весьма полезно.
3. Особое внимание следует уделять языку анкеты. Он должен соответствовать жизненному опыту респондента, быть четким, не допускать двусмысленности и переусложненности. Любая анкета конструируется с учетом общей и профессиональной культуры тех, для кого она предназначается. Например, даже для людей с высшим образованием размер анкеты не должен превышать 35–40 содержательных вопросов.