Общие положения о представителях работников в отношениях социального партнерства
Прежде чем перейти к анализу конкретных форм представительства работников, сложившихся в Российской Федерации, обратимся к международно-правовому регулированию соответствующих отношений.
Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях" (1971 г.) понимает иод представителями трудящихся лиц, которые признаны таковыми в соответствии с национальным законодательством или практикой, будь то:
а) представители профессиональных союзов, а именно представители, назначенные или избранные профессиональными союзами или членами таких профсоюзов;
б) выборные представители, а именно представители, свободно избранные трудящимися предприятия в соответствии с положениями национального законодательства либо правил или коллективных договоров, функции которых не включают деятельности, признанной в качестве исключительной прерогативы профессиональных союзов в соответствующей стране.
Одновременно с выделением двух категорий представителей трудящихся устанавливается, что "когда на одном и том же предприятии существуют как представители профессионального союза, так и выборные представители, должны быть приняты соответствующие меры для того, чтобы наличие выборных представителей не использовалось для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей, а также для того, чтобы поощрять сотрудничество по всем соответствующим вопросам между выборными представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями".
Данная Конвенция носит универсальный характер и применяется во всех случаях осуществления представительства прав и интересов трудящихся. Ее положения развиваются в Конвенции МОТ № 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.), ст. 3 которой предусматривает, что национальное законодательство или практика могут признавать существование непрофсоюзных представителей трудящихся. Именно национальное законодательство или практика могут определять, в какой степени понятие "коллективные переговоры" распространяется на переговоры с этими представителями. Одновременно должны приниматься соответствующие меры для обеспечения того, чтобы присутствие этих представителей не могло ослабить позиции заинтересованных организаций трудящихся.
Формирование органов представительства работников рассматривается органами международного сообщества в качестве одного из элементов реализации права на свободу объединения, которое отнесено к основным правам человека. Так, ст. 20 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) провозглашает свободу ассоциаций и подчеркивает, что никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию. Отдельно провозглашается право каждого человека создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 23). Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), также провозглашая данное право, допускает его ограничение для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции. В свою очередь Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) дополняет перечень допустимых ограничений данного права лицами, входящими в состав администрации государства.
Декларация МОТ 1998 г. об основополагающих принципах и правах в сфере труда относит принцип свободы объединения и действенного признания права на ведение коллективных переговоров к числу основополагающих принципов, защищаемых государством по самому факту членства соответствующего государства в МОТ, вне зависимости от ратификации или нератификации гарантирующих это право конвенций МОТ.
ОГЛАВЛЕНИЕ права на объединение раскрывается в Конвенции МОТ № 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948 г.). Данная конвенция признает право трудящихся и работодателей без какого бы то ни было различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих организаций. Соответствующие организации имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Государственные власти обязаны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению, в том числе в рамках процедуры приобретения указанными организациями прав юридического лица.
В целом Конвенция МОТ № 87 направлена на обеспечение независимости организаций трудящихся и работодателей от государства. Однако право работников на объединение может ограничиваться не только государством, но и другой стороной трудовых отношений – работодателем. Это неудивительно, поскольку работодатель, как правило, рассматривает организации работников как предпосылку ограничения его фактического господства в сфере труда. Как следствие, работодатель стремится либо воспрепятствовать объединению работников, либо, если воспрепятствовать объединению работников невозможно, поставить такое объединение под свой контроль [1].
Обеспечению независимости организаций работников от работодателя посвящена Конвенция МОТ № 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949 г.). Согласно данной конвенции трудящиеся пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда. Организации трудящихся и работодателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов. Эта защита распространяется на вопросы создания и деятельности организаций или управления ими. В частности, как вмешательство рассматриваются действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций трудящихся под господством работодателей или организаций работодателей либо поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.
Российское правовое регулирование представительства работников основано на вышеприведенных актах международного права. Так, ст. 30 Конституции РФ провозглашает право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. При этом никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Трудовой кодекс РФ предусматривает, что представлять в отношениях социального партнерства работников могут две группы представителей: 1) профсоюзные представители (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов) и 2) иные представители, не относящиеся к профессиональным союзам. Универсальными представителями работников, имеющими право представлять интересы работников в рамках социально-партнерского взаимодействия любого уровня, являются профсоюзные представители. Иные представители вправе представлять работников в отношениях социально партнерства исключительно на уровне организации.
В соответствии со ст. 29 ТК интересы работников на локальном уровне представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками, а на иных уровнях – соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.