Лекция 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• понятие и правовую основу государственной гражданской службы;
• понятие и классификацию должностей государственной гражданской службы;
• понятие и виды классных чипов государственных гражданских служащих;
уметь
• анализировать нормативные правовые акты, регулирующие государственную гражданскую службу;
владеть
• основными понятиями в области государственной гражданской службы;
• навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими государственную гражданскую службу.
Понятие государственной гражданской службы. Ее правовая основа
Государственная служба – комплексный правовой и социальный институт, функционирующий посредством осуществления отдельными гражданами (государственными служащими) профессиональной деятельности по реализации компетенций (полномочий) государственных органов на государственных должностях. В Федеральном законе "О системе государственной службы Российской Федерации" дано следующее определение понятия "государственная служба"[1]: "профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
– Российской Федерации;
– федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
– субъектов РФ;
– органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;
– лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
– лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации".
Необходимо помнить, что "должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов", – это так называемые государственные должности Российской Федерации, а "должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации", – это так называемые государственные должности субъектов РФ"[2].
Например, к государственным должностям РФ согласно Конституции РФ отнесены следующие:
– Президент РФ (ст. 11, 80);
– Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ (ст. 101);
– заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ (ст. 101);
– Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 101);
– заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 101);
– Председатель Правительства РФ (ст. 103, 110);
– заместитель Председателя Правительства РФ (ст. 110);
– федеральный министр (ст. 110);
– судья Конституционного Суда РФ (ст. 128);
– судья Верховного Суда РФ (ст. 128);
– судья федерального суда (ст. 128);
– Генеральный прокурор РФ (ст. 129);
– прокурор субъекта РФ (ст. 129);
– прокурор прокуратуры РФ (ст. 129);
– Председатель Центрального банка РФ (ст. 83);
– Полномочный представитель Президента РФ (ст. 83);
– Председатель Счетной палаты РФ (ст. 103);
– заместитель Председателя Счетной палаты РФ (ст. 102);
– аудитор Счетной палаты РФ (ст. 102, 103);
– Уполномоченный по правам человека (ст. 103).
Другие государственные должности в Российской Федерации устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ. К примеру, должность руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ отнесена Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 "О государственных должностях Российской Федерации"[3] к числу государственных должностей РФ, при том что ее наименование и правовой статус определяются законодательством субъектов РФ.
Всего же в Сводном перечне наименований государственных должностей, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами, утвержденном вышеупомянутым Указом Президента РФ № 32, содержится 35 государственных должностей РФ. Эти должности включены в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы[4].
В соответствии с Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 должности федеральной государственной гражданской службы, учреждаемые федеральными законами и указами Президента РФ, подлежат включению в вышеуказанный Реестр.
Что касается субъектов РФ, то реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ утверждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы постоянной совершенствуется. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"[5] в Реестр введены две новые должности:
– заместитель министра регионального развития РФ по федеральному округу;
– заместитель федерального министра – руководитель (директор) федерального агентства.
В связи с реформой судебной системы РФ и объединением Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ Указом Президента РФ от 25 июля 2014 г. № 529[6] признаны утратившими силу абз. 28–30 Сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32. В частности, исключены из указанного перечня должности:
– Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
– первого заместителя, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
– судьи Высшего Арбитражного Суда РФ.
Система государственной службы включает в себя виды и уровни государственной службы. К видам государственной службы отнесены:
1) государственная гражданская служба;
2) военная служба;
3) правоохранительная служба.
Обратить внимание