Лекция I. Общие основы педагогики
В результате изучения данной главы обучающийся должен:
– знать предмет педагогики; возникновение, развитие и современное состояние педагогики: категории педагогики: систему педагогических наук; педагогические течения:
– уметь выделять педагогические проблемы из комплекса других проблем; идентифицировать проявление педагогических категорий; отличать гуманистическую педагогику от авторитарной; анализировать педагогические инновации;
– владеть понятийным аппаратом современной педагогики; методами анализа эдукационного и робурсационного процесса.
Диагностические индексы:
Минимально необходимое время (в минутах) изучения материала темы – 144.
Трудность (в условных единицах от 1.00) изучаемого материала – 0,64.
Время (в минутах), необходимое для полноценного усвоения знаний, – 236.
Предмет педагогики
Человек приходит в мир как биологическое существо. Это лишь модель будущего человека – умного, добродетельного, духовного. Чтобы новорожденное существо "очеловечилось", ему нужно пройти нелегкий путь развития. Должен состояться процесс "очеловечивания", результатом которого станет homo sapiens. Если этот процесс не происходит, то биологическое существо, которое родилось со всеми возможностями в будущем стать человеком, им так и не становится. История развития человечества знает немало примеров, когда по тем или иным причинам существа, рожденные людьми, человеком так и не становились.
Благодаря чему происходит "очеловечивание"? Немало причин влияют на этот процесс и его результат, но самая главная среди всех – воспитание. Воспитанием человек создается, приобретает свои наилучшие и наихудшие качества. Все в человеке от воспитания. Какое воспитание – такой и человек.
Издавна известна сила воспитания, которое представляет собой второе и главное рождение человека. В народе с незапамятных времен говорят: "Не та мать, которая родила, а та, что воспитала".
Для воспитания подрастающих поколений в современном мире создаются специальные учебно-воспитательные заведения. Об этом процессе издавна заботятся хорошо подготовленные специалисты.
Как следствие исторического развития практики возникла отдельная наука о воспитании, основы которой мы начинаем изучать. Нет ей равных среди всех наук и отраслей человеческой деятельности, потому что судьба человека и человечества в руках двух сил – природы и воспитания.
Наука о воспитании человека называется педагогикой. Свое название она получила от греческих слов "пайдос" – дети и "аго" – вести. В дословном переводе "пейдагогос" означает "детоводитель". Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле этого слова брал за руку ребенка своего хозяина и провожал его в школу. Нередко учительствовал в этой школе другой раб, только ученый, которого в Риме называли "педотрибом", а в Грециии – "дидаскалом". Работа учителя оплачивалась на месте, в зависимости от того, какой урок заказывал ученик – однодрахмовый или двудрахмовый.
Постепенно слово "педагогика" стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства "вести ребенка по жизни", т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Долго воспитание действительно оставалось искусством, науки о воспитании не было. Однако со временем накопление знаний о человеке и его воспитании привело к возникновению особой науки. Теория освободилась от простого описания событий, ситуаций, конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, выделила самые существенные связи и зависимости. Педагоги начали осуществлять процессы воспитания, опираясь на научные основы. Так педагогика из воспитательного искусства превратилась в науку о воспитании, образовании и обучении детей. Но искусство, творческий подход, как мы увидим дальше, в воспитании сохранились.
Иногда употребляется старинное народное название педагогики – воспитатика. Оно долго не использовалось, вероятно, в связи с тем, что приобрело негативный оттенок. Главным педагогическим средством был ивовый или березовый прут, который в народе ласково-шутливо назывался "воспитателем". В церкви батюшка поучал: "Не жалей воспитателя и березовой каши для любимого чада...", переиначивая наставление Библии: "Отец, пожалевший розги для своего сына, потерял его".
Понимание педагогики как науки о воспитании детей сохранилось вплоть до середины XX в. В отечественном учебнике для педагогических институтов 1954 г., например, еще писалось: "Самым распространенным определением педагогики, сложившимся еще на заре ее развития и сохранившимся до наших дней, явилось такое определение: педагогика есть наука о воспитании детей". Однако в последние десятилетия такой подход развенчан окончательно: в квалифицированном педагогическом руководстве, может быть, не меньше чем дети, нуждаются взрослые, которые понимают, что жизнь стремительно уходит, добиться хочется многого, а воспитания недостает. Подтверждающих это исторических примеров множество. Главным мотивом, побудившим когда-то прусского короля Фридриха пригласить к своему двору знаменитого Вольтера, было желание пополнить образование, получить интеллектуальный импульс для более содержательного использования оставшихся лет жизни. Александр Македонский – достойный ученик Аристотеля говорил: "Не меньше я обязан учителю своему, как и отцу: от отца я подучил жизнь, а от Аристотеля то имею, что жизнь мою хорошо прожить могу". Непреклонный авторитет своего учителя Сенеки признавал своенравный Нерон. "Сам же Сенека, – пишет К. Д. Ушинский, – был одной из главных причин ужасной нравственной порчи своего страшного воспитанника".
Краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики – наука о воспитании человека. Понятие воспитания здесь употребляется в самом широком смысле, включая обучение, образование, развитие. Однако расширение пределов педагогики вступает в противоречие с историческим названием науки, поэтому для педагогической науки все чаще употребляются новые названия: андрогогика (от греч. andros – мужчина и ???agoge – вести) и антропогогика (от греч. ???antropos – человек и ???agoge – вести).
Во все времена педагоги искали лучшие пути помощи людям в реализации заложенных природой возможностей, формировании новых качеств. Тысячелетиями накапливались необходимые знания, создавались, проверялись и отмирали педагогические системы, пока не остались наиболее жизнеспособные, приносившие ощутимую пользу людям. Постепенно окрепла и наука о воспитании, главной целью которой стало накопление и систематизация новых научных знаний о воспитании человека.
Споры вокруг вопроса о том, наукой или искусством является педагогика, не стихают, несмотря на то что никто не оспаривает ни ее предмет – воспитание, ни наличие достаточно четко сформулированных закономерностей. Дело в том, что главное назначение науки – познание истины. Познает ли объективную истину педагогика или пытается лишь приспособить открытия других наук для разработки собственных методов воспитания человека? Являются ли методы, системы, формы организации воспитательного процесса объективной истиной или они только феномены практической деятельности, которые могут в принципе быть любыми? Задаваясь такими вопросами, приходим к выводу, что педагогика принадлежит к так называемым нормативным наукам, в отличие от "чистой" фундаментальной науки, называемой на Западе "sciense". Сегодня педагогика настолько теоретически окрепла, что заняла достойное место среди основных наук современности. Учебники педагогики выходят в разделе "Основы наук".
Размышляя о назначении науки, великий русский ученый Д. И. Менделеев пришел к выводу, что у каждой научной теории две основные и конечные цели – предвидение и польза. Не является исключением из общего правила и педагогика, функция которой познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики сначала рождаются в педагогических лабораториях.
При определении воспитания и науки о нем – педагогики – будем исходить из положения, что ни общества, ни воспитания "вообще" не существует, а есть конкретное общество на определенном этапе исторического развития и есть воспитание, направленность и уровень которого объективно отражают достигнутый уровень развития этого общества. Несмотря на то что педагогика занимается "вечными" проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматривается как прикладная тука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Педагогика выполняет социальный заказ. Она развивается быстрее или медленнее в зависимости от потребностей и поддержки общества.
Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.