ВВЕДЕНИЕ
Формирование грамотного экономиста или бизнесмена невозможно без освоения основ экономической теории, без представления о тенденциях развития экономической жизни. Поэтому изучению этой дисциплины уделяется большое значение при подготовке квалифицированных экономических кадров. Особенностью современного этапа экономической жизни России является укрепление и развитие рыночных отношений, формирование стабильного, эффективного рыночного хозяйства. Рынок - это не только форма экономических отношений, новые связи в производстве, но и определенное экономическое сознание, мышление, психология. Основой такого мышления служит знание тенденций развития экономики, сущности и механизмов действия экономических законов, умение использовать эти знания на практике. Условием получения таких знаний и выработки умения ими пользоваться является изучение экономической теории, которая не только служит базой для разработки современной экономической политики, но и помогает каждому субъекту рыночных отношений понять суть происходящих процессов.
Уметь мыслить по-новому необходимо любому специалисту, работающему в условиях рынка, но прежде всего это нужно экономисту, в какой бы области он не работал. Развитие рынка коренным образом меняет требования к экономическим дисциплинам, изменяет ОГЛАВЛЕНИЕ и характер труда специалиста. Главное заключается в том, что в рыночных отношениях экономист перестает быть простым механическим исполнителем, его работа успешна только лишь в том случае, если он способен самостоятельно анализировать ситуацию, принимать решения и нести за них ответственность, проявлять инициативу.
Необходимость изучения экономической теории обусловлена тем, что она является теоретической и методологической основой всех конкретных экономических дисциплин. Поэтому освоение конкретных наук, методов управления экономикой на разных уровнях хозяйствования и в разных сферах деятельности невозможно без знания основ экономической теории. Благодаря освоению этой науки специалист может мыслить масштабно, увидеть не отдельную экономическую проблему, а ее место и взаимосвязи с другими элементами экономической системы.
Настоящий учебник состоит из трех разделов. Первый раздел "Общие основы экономического развития" дает основные понятия, тенденции, категории и законы экономического развития. Второй раздел посвящен проблемам микроэкономики и рассматривает экономическую систему с точки зрения отдельного субъекта и законов его поведения в меняющихся рыночных условиях. В третьем разделе рассматривается экономическая система в целом, т. е. макроэкономика, выясняются закономерности и тенденции ее развития.
Основная цель данного учебника - сформировать у студентов научное экономическое мировоззрение и мышление, умение анализировать экономическую ситуацию и закономерности поведения хозяйствующего субъекта в рыночных условиях, помочь студентам овладеть категориальным аппаратом, использовать экономические знания для понимания движущих сил и анализа экономических процессов. После каждой главы даются вопросы для самоконтроля. В конце учебника - список литературы, которую можно использовать при подготовке к семинарам, при написании курсовых и контрольных работ.
Лекция I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Лекция 1. Введение в экономическую теорию
Зарождение экономической теории и ее функции
С первых шагов становления человеческого общества проблема обеспечения человека всем необходимым для жизни выходит на первое место и становится основной, глобальной проблемой всех времен и народов. Для того чтобы жить, человек должен постоянно потреблять, ему нужны пища, одежда, обувь, жилье и многое другое. Единственный источник, откуда все это можно взять, - окружающая среда, поэтому постоянно человек приспосабливал все, что его окружало, к своим потребностям. Этот процесс взаимодействия человека с природой стал основой формирования современных экономических систем.
Термин "экономика" в переводе с древнегреческого означает "искусство управления домашним хозяйством". Но если древние мыслители, и прежде всего Ксенофонт и Аристотель, под этим термином понимали отдельное обособленное хозяйство рабовладельца, являющееся основной экономической ячейкой древнего мира, то в начале XVII в. (1615 г.) вместе с "Трактатом политической экономии" Антуана де Монкретьена приходит новое понимание проблемы. Начинают рассматриваться проблемы хозяйства как государственной, национальной общности, и последующие 150 лет политическая экономия трактуется как наука о хозяйствовании в рамках государства.
Сегодняшнее понятие термина "экономика" двойственно. С одной стороны, под экономикой понимается вся система многофункционального хозяйства отдельной страны (или всего мира) с ее многочисленными отраслями, подотраслями, производствами, с системой развитых связей и отношений. С другой стороны, под экономикой часто понимают систему знаний об этом хозяйстве. Хотя, если быть более точным, в последнем случае речь идет, скорее, о системе экономических наук.
Так как современная экономика чрезвычайно сложное явление, ее изучает множество наук, образующих единую систему знаний. Сюда относятся науки о финансах и деньгах, ценообразование, планирование и прогнозирование, наука об организации производства и управления, маркетинг, менеджмент и проч. Но общей основой всех этих наук является экономическая теория, или, как ее называли раньше, политическая экономия.
Процесс материального производства потребовал взаимодействия людей между собой, обусловил необходимость установления определенных связей и отношений. По существу, он стал материальной базой определенных социально-экономических отношений в обществе. Но данные отношения постоянно совершенствуются, меняются в соответствии с изменением той материальной базы, на которой основывается общественное хозяйство. В результате осмысления общего исторического процесса развития материального производства человечество пришло к выводу, что оно развивается в соответствии с определенными законами и тенденциями. Совокупность данных законов и легла в основу экономической науки.
С углублением знаний о производстве, развитием познавательного аппарата выяснилось, что экономические явления и процессы на поверхности общества часто отражают неполную сущность явления, а в отдельных случаях даже маскируют, затушевывают ее. Необходимость познать эту сущность, отделить форму от содержания, увидеть тенденции развития экономического процесса в целом привела к возникновению специальной науки - экономической теории. Экономическая теория систематизировала все сущностные характеристики экономических явлений, показала их взаимосвязи и взаимозависимости.
Процесс формирования экономической теории как самостоятельной науки предопределил и те основные функции, которая она выполняет. Прежде всего, как и любая наука, экономическая теория выполняет познавательную функцию - изучает и объясняет сущность происходящих в обществе экономических процессов, характеризует отдельные экономические явления. Процесс познания позволяет использовать требования экономических законов в практической деятельности человека, помогает ему принимать управленческие решения, руководить хозяйством. Все это характеризует использование второй функции экономической теории - практической. Несмотря на свой чисто фундаментальный характер, экономическая теория также является практической наукой, без нее невозможны теория и практика управления национальным хозяйством, нельзя создать рациональную финансовую и кредитную систему, организовать учет и контроль за производством, обеспечить слаженное развитие всех отраслей национального хозяйства и достичь желаемых целей.
Долгие годы считалось, что экономическая теория выполняет идеологическую функцию. Если под последней понимать совокупность определенных взглядов и положений, обосновывающих определенное мировоззрение, то это действительно так. Если же считать, что идеологическая функция - это обязанность экономической теории доказывать правильность принятых в верхах решений, то такую функцию истинная наука выполнять не может. На наш взгляд, навязывание такой функции послужило одной из причин того, что в советской экономической теории стали процветать догматические воззрения, преобладали формальные точки зрения, и в итоге сама наука начала отставать от жизни, перестала выполнять свою основную познавательную функцию. В принципе любую науку можно приспособить для целей идеологической работы, идеологической борьбы, особенно науку общественную, каковой является экономическая теория. Но истинная наука всегда объективна, она анализирует сущность явления и законы их развития, которые независимы от воли и сознания людей. На основе этих знаний государством разрабатывается экономическая политика, направленная на реализацию целей развития общества. Когда же наука дает фальсифицированные, специально подогнанные под определенные положения выводы и рекомендации, она перестает быть наукой. Одна из основных задач нашей экономической теории на современном этапе - искоренить догматизм в науке, поставить ее на службу сегодняшним задачам экономического развития. А для этого нужно изучение существующих экономических явлений, тенденций экономического развития, опыта хозяйствования в других странах.
С развитием объективного научного знания усиливается еще одна функция экономической теории - методологическая. Экономическая теория выступает в качестве теоретической базы целой системы научных дисциплин, как отраслевых, так и функциональных. Поэтому, осваивая курс экономической теории, можно создать определенный теоретический задел для изучения конкретных экономических дисциплин, и чем лучше освоен предлагаемый курс, тем легче будет дальнейшее обучение.
Значимость экономической теории особенно возрастает в периоды радикальных хозяйственных реформ. В России этот процесс связан с формированием рыночных отношений, переосмыслением отдельных теоретических положений, новым взглядом на экономическую действительность, изучением тех разделов экономической теории, которые раньше находились под гласным и негласным запретом (теория рыночных отношений, плюсы и минусы рыночного механизма, теория занятости, регулирования и проч.). Познание сущности данных явлений, полное представление о рынке и рыночной экономике позволяют понимать происходящие изменения, принимать обоснованные решения, осуществлять переход к рыночным отношениям с меньшими материальными и моральными потерями.