Лекция I. Общие основы дидактики

В результате изучения главы студент должен:

знать

• основные трактовки дидактики в различные исторические периоды;

• объект исследования дидактики как педагогической науки, характеристики и функции сферы образования;

• предмет исследования дидактики и его составляющие процессы;

• основные категории процесса обучения;

• особенности связи дидактики с другими науками;

• основные задачи дидактики и изучаемые ею закономерности образовательного процесса;

уметь

• различать объект и предмет исследования дидактики, выделять их специфические характеристики;

• описывать двусторонность обучения и его личностный характер;

• определять роль и место дидактики в системе гуманитарных наук и социальной сфере;

владеть

• основными сведениями о становлении предмета дидактики;

• исходными понятиями и категориями дидактики.

Третье тысячелетие выделяет образование в качестве одной из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности. Повышение социальной роли образования в ΧΧI в. тесно связано с поиском парадигм общества будущего. На индивидуальном уровне образование играет уникальную и незаменимую роль формирования человеческой личности, ее духовно-ценностных ориентаций.

Образование как сфера человеческой жизнедеятельности и культурной практики изучается многими науками: философией, социологией, культурологией, психологией и т.д.

Однако предмет этих и других наук связан с образованием косвенным или производным порядком. Но существует особая научно-педагогическая дисциплина, которая напрямую связана с процессом образования, целиком сосредоточена на изучении этого процесса и служит для его совершенствования. Такой дисциплиной является исторически сложившаяся в процессе становления человеческой цивилизации наука – дидактика.

Этимологически понятие "дидактика" имеет свои истоки в греческом языке, в котором didaktikos означает "поучающий, относящийся к обучению", didasko – "изучающий". Данное понятие было введено в педагогический арсенал известным немецким ученым Ратке (Ратихием) (1571 – 1635), который рассматривал дидактику как искусство обучения, т.е. своего рода практическое умение. Трактовка этой категории изменялась в различные исторические периоды:

Я. Л. Коменский (1592–1670) как первый разработчик научных основ дидактики в своем фундаментальном трактате "Великая дидактика" высказал идею о том, что дидактика представляет собой "универсальное искусство обучения всех всему", "формирование нравов в направлении всесторонней моральности";

И. Ф. Гербарт (1762–1841), разрабатывая теоретические основы дидактики, понимал ее как внутреннюю, целостную и непротиворечивую теорию "воспитывающего обучения", объединяющую процесс преподавания и учения;

К. Д. Ушинский (1824–1870) выдвинул проблему необходимости установления связей между теорией и практикой обучения, психологией и педагогикой на основе единства чувственного и рационального в познании;

Дж. Дьюи (1859–1952) основное внимание обращал на активную роль ребенка в процессе обучения, принцип практической деятельности па основе личного опыта и формирования способности к интеллектуальной деятельности.

Данные концепции в их историческом развитии оказали безусловное влияние на становление дидактики как научной дисциплины, изучающей теории преподавания и учения. Одновременно дидактику можно рассматривать как исторически сложившуюся научную дисциплину, создание которой было связано с необходимостью систематической и организованной передачи обобщенного опыта последующим поколениям. В связи с этим И. Марев – известный болгарский философ и педагог – условно выделяет следующие исторические этапы становления дидактики.

Первый период – до Я. А. Коменского; он характеризуется как этап донаучного "педагогического и дидактического творчества", ситуативного, непосредственного осмысления дидактического процесса, "воспитательных традиций и обычаев" в условиях господства средневековой схоластики.

Второй период – от Я. А. Коменского до появления кибернетики как общей теории о процессах управления (1950) – отмечен плодотворным развитием педагогических и дидактических теорий, формированием основных законов и закономерностей.

Третий период – с появления кибернетики, составляющей одно из ведущих направлений развития научно-технической революции, до наших дней. Это был переломный этап, когда была намечена тенденция на решение назревших научных и социальных задач по созданию и интеграции количественных и качественных теорий в педагогике и дидактике, по созданию и использованию новых дидактических материалов, технических обучающих средств, образовательных и контролирующих программ.

За многовековую историю существования дидактики как науки сложились различные подходы к рассмотрению взаимодействия между категориями "педагогика" и "дидактика". Так, например, но мнению М. Гераскова и И. Марева, дидактика и педагогика могут быть соотнесены по следующим концептуальным позициям:

– педагогика и дидактика – перекрещивающиеся (родственные) понятия;

– педагогика и дидактика находятся в соотношениях целого и части;

– "дидактика" – более широкое по объему понятие, чем понятие "педагогика";

– педагогика и дидактика являются отдельными самостоятельными дисциплинами.

В трудах М. А. Данилова, В. Оконя, Μ. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной сложился подход, в соответствии с которым дидактика рассматривается как часть педагогики. Согласно этому подходу дидактика как особый педагогический способ теоретического понимания мира является научной областью педагогики, исследующей принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения.

Объект исследования дидактики как науки представляет собой взаимосвязь собственно процесса образования и обучения как явлений объективной педагогической реальности, где обучение выступает в качестве образовательного средства.

Образование есть понятие, означающее специальную сферу социальной жизни, уникальную систему, своеобразный социокультурный феномен, способствующий накоплению знаний, умений и навыков и интеллектуальному развитию человека.

В начале XX в. было проанализировано понятие "образование". Проведя лингвистический анализ, Д. Д. Галанин выделил общий момент: под словом "образование" подразумевается процесс придания человеку определенного образа тем или иным путем. Этот процесс зависит от внутренних и внешних факторов, т.е. от свойств самого человека и характера воспитательных воздействий. Поэтому необходимо различать в понятии "образование" две стороны: собственно образование и обучение. Под "собственно образованием" Д. Д. Галанин понимал тот психологический процесс, который побуждает человека к расширению своего умственного кругозора. Под "обучением" – процесс усвоения чужой мысли, приобретение того или иного рода знаний, навыков, а также и тот внутренний процесс усвоения, который происходит внутри человека, когда он знакомится с мыслями других людей, с жизнью природы и теми фактами, которые дает эта жизнь как в сфере людских отношений, так и в сфере вообще окружающей жизни природы.

В современной дидактике в качестве ведущих тенденций развития образования рассматриваются:

• признание готовности учащихся не только к социальной адаптации, но и к активному освоению ситуации социальных перемен;

• адаптация образовательного процесса к возрастающим запросам, потребностям личности и общества в соответствии с национальными и культурными традициями;

• массовый и непрерывный характер образования в кросскультурном мировом пространстве.

Религиозный смысл понятия образования подчеркивается Е. П. Белозерцевым. Исходным этимологическим моментом выступает "образ Божий", обозначающий лик, личину человека, форму человеческого бытия в смысловом поле исторически сложившихся нравов, ценностей и национальных идеалов социума.

Образование рассматривается также как сущностная характеристика этноса, общества, человеческой цивилизации, способ их самосохранения и развития, т.е. давать человеку образование – это значит изменять его, преобразовывать, развивать его личность; заниматься самообразованием – преобразовывать собственную личность, формировать ее под влиянием собственных намерений и работы над собой.

В работах Б. С. Гершунского, Е. И. Казаковой, Б. Т. Лихачева, А. П. Тряпицыной образование трактуется как понятие, включающее следующие аспекты:

образование как процесс, т.е. целостное единство обучения, воспитания, развития, саморазвития личности; сохранение культурных норм с ориентацией на будущее состояние культуры; создание условий для полноценной реализации внутреннего потенциала индивида и его становления в качестве интегрированного члена общества, выполняя функцию соединения поколений в общем событийном пространстве;

образование как социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному, культурному функционированию и совершенствованию общества посредством специально организуемой целенаправленной социализации и инкультурации отдельных индивидов, выраженный в системе, включающей образовательные учреждения, органы управления ими, образовательные стандарты, обеспечивающие их функционирование и развитие;

образование как результат, т.е. уровень общей культуры и образованности подрастающего поколения, освоения того духовного и материального потенциала, который был накоплен человеческой цивилизацией в процессе своего эволюционного развития и нацелен на дальнейший социальный прогресс.

В. А. Кирсанов и А. А. Киринюк определяют теорию образования как науку по системной гармонизации существующих у общества полезностей с целью максимизации потенциала личности (личностей) при совершении ею (ими) действий для получения социально значимых результатов.

Как уже отмечалось, в качестве основного образовательного средства выступает процесс обучения. Понятие "обучение" более точно отражает организационно-деятельностную основу образовательного процесса, направленного на создание целого комплекса различных условий для познавательного, культурного, физического, нравственного развития личности и социальных групп.

В. Оконь рассматривает обучение как "совокупность действий (внешних и внутренних), позволяющих людям узнавать природу, общество и культуру, принимать участие в их формировании и одновременно обеспечивающих многостороннее развитие навыков, способностей и талантов, интересов и симпатий, убеждений и жизненных установок, а также приобретение профессиональной квалификации". Процecc обучения – это "трансформация длительных исторических процессов развития (процессы усвоения, процессы познания) в индивидуальные", т.е. целенаправленный, специально организованный, двусторонний процесс, выполняющий три важнейшие функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

В исследованиях Л. II. Лесохиной и Т. В. Шадриной определяется взаимосвязь функций обучения и образования (табл. 1.1). В качестве функций образования выделяются: человекообразующая, технологическая и гуманистическая.

Таблица 1.1

Соотношение функций образования и обучения

Функции образования

Функции обучения

Человекообразующая: обеспечение определенного уровня знаний, грамотности; состояния эмоционально-волевой сферы, поведенческих ориентаций, готовности к выполнению разных социальных ролей, видов деятельности и т.д.

Образовательная: овладение знаниями о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; общими и специальными умениями и навыками, опытом репродуктивной и преобразующей деятельности; миропонимание и мировоззрение личности

Технологическая: обеспечение "базы жизни"; формирование навыков и умений трудовой, общественной, хозяйственной,

профессиональной деятельности; развитие коммуникативности в разных видах деятельности и т.д.

Развивающая: развитие речи, обогащение словарного запаса, функционального и смыслового значения речи; развитие эмоций, чувств, воли, воображения, операций анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования; двигательной культуры, способностей и дарований и т.д.

Гуманистическая: воспитание людей в духе мира, высокой нравственности, культуры, понимания приоритетов общечеловеческих ценностей: жизни, труда, самого человека, природы и т.д.

Воспитательная: воспитание культуры чувств, культуры мышления, нравственных норм, эстетических идеалов и вкусов, трудолюбия, ответственности и т.д.

Полноценность и действенность образовательного процесса определяются двусторонним и личностным характером обучения. В дидактическом плане двусторонность обучения означает глубокое сопряжение и взаимосвязь в образовательном процессе деятельностей преподавания и учения. Личностный характер обучения подразумевает внутренний план протекания этого сложного процесса, который заключается в феномене саморазвития.

Преподавание как деятельность педагога представляет собой систему действий, направленных на организацию условий для учебно-познавательной деятельности учеников. По мнению Л. М. Фридмана, преподавание включает следующие этапы: подготовительный (планирование учебного процесса, его содержания и технологии); собственно обучающий (вводно-мотивационная и операционно-познавательная деятельность); контролирующий и аналитико-корректировочный (деятельностный подход к обучению).

Учение как деятельность ученика – это целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая, преобразующая деятельность по овладению, переработке, хранению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание личности. В учении выделяются следующие компоненты; содержательно-операционный (знание и способы аналитико-синтетической деятельности); ориентировочный (принятие цели, норм и правил учебно-познавательной деятельности); энергетический (воля, эмоции); мотивационно-оценочный (отношение человека к учебной деятельности и осваиваемым знаниям).

Саморазвитие отражает личностный аспект процесса обучения. Саморазвитие участников процесса обучения (педагога и учащихся) рассматривается как активное, последовательное, прогрессивное и необратимое изменение психологического статуса личности на основе потребности в самосовершенствовании.

Ч. Куписевич отмечает, что общая дидактика исследует диаду "преподавание – учение" как систематически и планомерно организованный процесс, реализуемый и в самом учебном заведении, и за его пределами. Общая дидактика занимается анализом любого процесса обучения, организуемого сознательно, реализуемого систематически и планомерно, иначе говоря, исследованием всего того, что определяет процесс преподавания и учения. При этом под процессом обучения понимается совокупность связанных между собой действий учеников и учителя, взаимно обусловливающих друг друга и подчиненных достижению общей цели: осуществлению у учеников и педагогов определенных сравнительно устойчивых изменений. Под предметом исследования общей дидактики Ч. Куписевич рассматривает процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Таким образом, предметом дидактики выступает сложный процесс преподавания и учения. При этом важнейшим моментом приложения усилий дидактики как педагогической науки выступает обеспечение связи между преподаванием и учением. Именно по наличию такой связи можно судить об эффективности процесса обучения в целом.

Взаимосвязь преподавания и учения отмечается большинством ученых как необходимый и непреложный момент образовательного процесса. Согласно словарю американского наследия (American heritage dictionary, 1985), термин "преподавать" означает "побуждать кого-либо к учению посредством примера или опыта". Данное определение полагает отношение между активностью преподавания и поведением обучаемых. Таким образом, преподавание осуществляется только во взаимодействии преподавателя и учеников, которые стараются освоить опыт культуры.

В отношении понятия "учение" не существует такого определения, которое безоговорочно приняли бы все ученые. Большинство авторов сходится на том, что учение предполагает приобретение элементов новых знаний, навыков, убеждений, чувств и поступков, а также изменение уже существующих.

Рассматривая процесс учения, американский исследователь Р. Л. Хон выделяет следующие его особенности:

• учение предполагает определенные изменения в поведении или способность реализовать эти изменения в будущем;

• учение должно сопровождаться относительно постоянными изменениями в поведении;

• учение – процесс, о наличии которого можно судить по изменениям в выполнении действий, он является внутренним процессом, который невозможно непосредственно наблюдать со стороны;

• учение осуществляется через упражнение или опыт, от учения следует отличать изменения в поведении, обусловленные генетически, а также возрастные изменения;

• учение не тождественно мышлению, учение ведет к определенному результату, в то время как мышление есть процесс, в котором применяются уже освоенные навыки.

Основная задача дидактики – конструирование общей стратегии организации бинарного процесса преподавания и учения в целях оптимизации соотношений между ними и преодоления существующих противоречий.

Все многообразие противоречий между процессами преподавания и учения, по мнению немецкого педагога Л. Клингберга, можно свести к следующим трем:

1) между постоянно растущим объемом содержания образования и соответственно ограниченными возможностями его передачи и усвоения;

2) между преимущественно фронтальной передачей учебного материала и его первичным индивидуальным освоением;

3) между социальными педагогическими и дидактическими позициями обучающих и обучаемых.

В ходе процесса обучения происходит как освоение всего человеческого опыта в области теории, искусства, техники и т.д., обобщенного и приведенного в систему, так и осознание собственных возможностей потенциального развития.

Целенаправленный процесс обучения представляет собой сложную систему действий и деятельностей преподавания и учения. При этом сопряженность данных деятельностей обеспечивается наличием общих элементов (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Структурные характеристики процесса обучения (по Ч. Куписевичу)

Компонент

ОГЛАВЛЕНИЕ

Признаки

Планомерность, систематичность, активность учащегося субъекта, нацеленного на результат

Источник

Достаточно сильные мотивы, например: стремление удовлетворить определенные познавательные потребности, решить ту или иную задачу и т.д.

Результаты

Приобретение учащимся субъектом определенных знаний, умений и навыков, влияющих на новые формы поведения человека или позволяющих их сформировать

Предмет

Природная, социальная, техническая и культурная действительность

Важно иметь в виду, что процесс обучения обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. Его сущность определяется посредством реализации основных функций: вооружения учеников системой научных знаний, позволяющих судить об окружающем мире, являющихся основой личностного мировоззрения и материалом для психического развития, формирования духовных потребностей как основы духовной жизни, эмоциональноволевой и действенно-практической сфер, т.е. приоритетного развития в человеке подлинно человеческого духовного начала, которое одновременно становится стимулом учебной деятельности.

Методологическим основанием дидактики выступает четырехуровневый комплекс научных оснований:

философский (науковедческий), связанный с основными нормативами организации процедуры научного познания;

общенаучный, отражающий сущность используемых подходов (системный, деятельностный, аксиологический, культурологический, герменевтический и др.);

частнонаучный (конкретно-научный), предполагающий ориентацию на основные принципы и закономерности данной сферы деятельности;

уровень конкретного исследования, определяющий логику отбора частных методик, адекватных поставленным познавательным задачам.

Исходным положением для дидактики становится теория познания (гносеология). Это определяет связь дидактики с философией как одним из источников наполнения образовательного содержания в области проявления социальных законов.

Для учета процессов взаимовлияния общества, образования и производства дидактика использует данные и методы социологии. Физиология высшей нервной деятельности становится особо важной для понимания процесса учения. Знание возрастных процессов развития детей позволяет вырабатывать корректные формы и методы педагогической работы, определять адекватный уровень учебной нагрузки.

Дидактика тесно связана с педагогической, возрастной, социальной психологией, психологией личности, рассматривающими основные подходы к развитию личности в процессе обучения, а также особенности созревания психических функций и закономерности освоения образовательного содержания.

Определенные взаимосвязи существуют между дидактикой и искусством, эстетикой, так как процесс формирования личности совершается и по "законам красоты", на основе специфически эстетического освоения мира.

При рассмотрении комплекса взаимосвязанных дисциплин особое место занимают данные кибернетики как науки об управлении сложными динамическими системами по восприятию, хранению и переработке информации с целью моделирования и исследования психолого-педагогических процессов.

Дидактика связана с лингвистикой посредством общих закономерностей обучения языкам в зависимости от учебных целей, задач и характера изучаемого материала в условиях моно- и билингвизма. Кроме этого лингвистические дисциплины позволяют дидактике выполнять коммуникативную, познавательную и образовательную функции.

Концептуальные основания дидактики, по мнению Б. С. Гершунского и II. С. Розова, составляют следующие принципиальные положения:

вариативность, т.е. теоретическое признание объективного многообразия технологий обучения и их практической реализации;

фундаментальность, предполагающая направленность на обобщенные и универсальные знания, формирование общей культуры и развитие научного мышления;

индивидуализация, обусловленная потребностью в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого отдельного индивида;

теоретизация, которая относится к общему содержанию образования и к статусу компонентов преподаваемых знаний;

плюрализация, связанная с необходимостью принимать решения в условиях множественности образования мира;

аксиологизация, предполагающая систематический учет возможных ценностных ориентаций и систем;

гуманизация, основанием которой является индивидуально-личностная, ценностно-смысловая, культурологическая и деятельностная ориентация субъектов учебного процесса;

целостность и интеграция как содержательного, так и технологического компонентов образовательного процесса, ориентирующихся на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, наличие междисциплинарных связей и зависимостей.

В целом комплекс задач, который призвана решать дидактика, можно очертить следующим образом.

1. Генеральная задача•, приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям посредством овладения наиболее значимыми достижениями человеческой цивилизации в целях приобретения прочных и истинных знаний об основных явлениях и закономерностях природы, общества и человека и их осознанной и активной реализации в собственной практической деятельности.

2. Специфические задачи дидактики как теории обучения: определение объема и содержания научного знания, т.е. выявление онтологических основ процесса обучения; формирование технологического инструментария, ориентированного на функции дидактики; выявление прогностически-целевых позиций дидактики, т.е. создание оптимальных условий организации учебного процесса и их коррекция.

3. Специфические задачи технологии обучения•, выявление дидактического конструкта процесса обучения, т.е. его познавательной (гносеологической) сущности; конструирование модели обучения в соответствии с ее структурными характеристиками.

В решении этих задач дидактика опирается на знание определенных закономерностей. Совокупность дидактических закономерностей, по мнению И. Я. Лернера и Μ. Н. Скаткина, можно сгруппировать по следующим основаниям:

структурные (зависимость методов обучения от способов усвоения различных видов образовательного содержания);

системные (единство преподавания, учения и содержания образования);

эволюционные (изменения структуры обучения в зависимости от возрастных и психологических особенностей учащихся, уровня их подготовки);

функциональные (подготовка учащихся к сохранению, воспроизведению и развитию социального опыта);

исторические (зависимость от социально-исторических и культурных условий общества).

Таким образом, дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы.

1. Для чего обучать? – Цели образования, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности.

2. Чему обучать? – Определение содержания образования, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу.

3. Как обучать? – Отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности.

В связи с этим основными категориями дидактики являются: процесс обучения, принципы дидактики, ОГЛАВЛЕНИЕ обучения и образования, формы и методы организации учебной деятельности; каждая из них находится во взаимосвязи с другими и рассматривается как часть, элемент целостной научно-дидактической системы.