Лекция I. Общие основы дидактики
В результате изучения главы студент должен:
знать
• основные трактовки дидактики в различные исторические периоды;
• объект исследования дидактики как педагогической науки, характеристики и функции сферы образования;
• предмет исследования дидактики и его составляющие процессы;
• основные категории процесса обучения;
• особенности связи дидактики с другими науками;
• основные задачи дидактики и изучаемые ею закономерности образовательного процесса;
уметь
• различать объект и предмет исследования дидактики, выделять их специфические характеристики;
• описывать двусторонность обучения и его личностный характер;
• определять роль и место дидактики в системе гуманитарных наук и социальной сфере;
владеть
• основными сведениями о становлении предмета дидактики;
• исходными понятиями и категориями дидактики.
Третье тысячелетие выделяет образование в качестве одной из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности. Повышение социальной роли образования в ΧΧI в. тесно связано с поиском парадигм общества будущего. На индивидуальном уровне образование играет уникальную и незаменимую роль формирования человеческой личности, ее духовно-ценностных ориентаций.
Образование как сфера человеческой жизнедеятельности и культурной практики изучается многими науками: философией, социологией, культурологией, психологией и т.д.
Однако предмет этих и других наук связан с образованием косвенным или производным порядком. Но существует особая научно-педагогическая дисциплина, которая напрямую связана с процессом образования, целиком сосредоточена на изучении этого процесса и служит для его совершенствования. Такой дисциплиной является исторически сложившаяся в процессе становления человеческой цивилизации наука – дидактика.
Этимологически понятие "дидактика" имеет свои истоки в греческом языке, в котором didaktikos означает "поучающий, относящийся к обучению", didasko – "изучающий". Данное понятие было введено в педагогический арсенал известным немецким ученым Ратке (Ратихием) (1571 – 1635), который рассматривал дидактику как искусство обучения, т.е. своего рода практическое умение. Трактовка этой категории изменялась в различные исторические периоды:
Я. Л. Коменский (1592–1670) как первый разработчик научных основ дидактики в своем фундаментальном трактате "Великая дидактика" высказал идею о том, что дидактика представляет собой "универсальное искусство обучения всех всему", "формирование нравов в направлении всесторонней моральности";
И. Ф. Гербарт (1762–1841), разрабатывая теоретические основы дидактики, понимал ее как внутреннюю, целостную и непротиворечивую теорию "воспитывающего обучения", объединяющую процесс преподавания и учения;
К. Д. Ушинский (1824–1870) выдвинул проблему необходимости установления связей между теорией и практикой обучения, психологией и педагогикой на основе единства чувственного и рационального в познании;
Дж. Дьюи (1859–1952) основное внимание обращал на активную роль ребенка в процессе обучения, принцип практической деятельности па основе личного опыта и формирования способности к интеллектуальной деятельности.
Данные концепции в их историческом развитии оказали безусловное влияние на становление дидактики как научной дисциплины, изучающей теории преподавания и учения. Одновременно дидактику можно рассматривать как исторически сложившуюся научную дисциплину, создание которой было связано с необходимостью систематической и организованной передачи обобщенного опыта последующим поколениям. В связи с этим И. Марев – известный болгарский философ и педагог – условно выделяет следующие исторические этапы становления дидактики.
Первый период – до Я. А. Коменского; он характеризуется как этап донаучного "педагогического и дидактического творчества", ситуативного, непосредственного осмысления дидактического процесса, "воспитательных традиций и обычаев" в условиях господства средневековой схоластики.
Второй период – от Я. А. Коменского до появления кибернетики как общей теории о процессах управления (1950) – отмечен плодотворным развитием педагогических и дидактических теорий, формированием основных законов и закономерностей.
Третий период – с появления кибернетики, составляющей одно из ведущих направлений развития научно-технической революции, до наших дней. Это был переломный этап, когда была намечена тенденция на решение назревших научных и социальных задач по созданию и интеграции количественных и качественных теорий в педагогике и дидактике, по созданию и использованию новых дидактических материалов, технических обучающих средств, образовательных и контролирующих программ.
За многовековую историю существования дидактики как науки сложились различные подходы к рассмотрению взаимодействия между категориями "педагогика" и "дидактика". Так, например, но мнению М. Гераскова и И. Марева, дидактика и педагогика могут быть соотнесены по следующим концептуальным позициям:
– педагогика и дидактика – перекрещивающиеся (родственные) понятия;
– педагогика и дидактика находятся в соотношениях целого и части;
– "дидактика" – более широкое по объему понятие, чем понятие "педагогика";
– педагогика и дидактика являются отдельными самостоятельными дисциплинами.
В трудах М. А. Данилова, В. Оконя, Μ. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной сложился подход, в соответствии с которым дидактика рассматривается как часть педагогики. Согласно этому подходу дидактика как особый педагогический способ теоретического понимания мира является научной областью педагогики, исследующей принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения.
Объект исследования дидактики как науки представляет собой взаимосвязь собственно процесса образования и обучения как явлений объективной педагогической реальности, где обучение выступает в качестве образовательного средства.
Образование есть понятие, означающее специальную сферу социальной жизни, уникальную систему, своеобразный социокультурный феномен, способствующий накоплению знаний, умений и навыков и интеллектуальному развитию человека.
В начале XX в. было проанализировано понятие "образование". Проведя лингвистический анализ, Д. Д. Галанин выделил общий момент: под словом "образование" подразумевается процесс придания человеку определенного образа тем или иным путем. Этот процесс зависит от внутренних и внешних факторов, т.е. от свойств самого человека и характера воспитательных воздействий. Поэтому необходимо различать в понятии "образование" две стороны: собственно образование и обучение. Под "собственно образованием" Д. Д. Галанин понимал тот психологический процесс, который побуждает человека к расширению своего умственного кругозора. Под "обучением" – процесс усвоения чужой мысли, приобретение того или иного рода знаний, навыков, а также и тот внутренний процесс усвоения, который происходит внутри человека, когда он знакомится с мыслями других людей, с жизнью природы и теми фактами, которые дает эта жизнь как в сфере людских отношений, так и в сфере вообще окружающей жизни природы.
В современной дидактике в качестве ведущих тенденций развития образования рассматриваются:
• признание готовности учащихся не только к социальной адаптации, но и к активному освоению ситуации социальных перемен;
• адаптация образовательного процесса к возрастающим запросам, потребностям личности и общества в соответствии с национальными и культурными традициями;
• массовый и непрерывный характер образования в кросскультурном мировом пространстве.
Религиозный смысл понятия образования подчеркивается Е. П. Белозерцевым. Исходным этимологическим моментом выступает "образ Божий", обозначающий лик, личину человека, форму человеческого бытия в смысловом поле исторически сложившихся нравов, ценностей и национальных идеалов социума.
Образование рассматривается также как сущностная характеристика этноса, общества, человеческой цивилизации, способ их самосохранения и развития, т.е. давать человеку образование – это значит изменять его, преобразовывать, развивать его личность; заниматься самообразованием – преобразовывать собственную личность, формировать ее под влиянием собственных намерений и работы над собой.
В работах Б. С. Гершунского, Е. И. Казаковой, Б. Т. Лихачева, А. П. Тряпицыной образование трактуется как понятие, включающее следующие аспекты:
образование как процесс, т.е. целостное единство обучения, воспитания, развития, саморазвития личности; сохранение культурных норм с ориентацией на будущее состояние культуры; создание условий для полноценной реализации внутреннего потенциала индивида и его становления в качестве интегрированного члена общества, выполняя функцию соединения поколений в общем событийном пространстве;
образование как социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному, культурному функционированию и совершенствованию общества посредством специально организуемой целенаправленной социализации и инкультурации отдельных индивидов, выраженный в системе, включающей образовательные учреждения, органы управления ими, образовательные стандарты, обеспечивающие их функционирование и развитие;
образование как результат, т.е. уровень общей культуры и образованности подрастающего поколения, освоения того духовного и материального потенциала, который был накоплен человеческой цивилизацией в процессе своего эволюционного развития и нацелен на дальнейший социальный прогресс.
В. А. Кирсанов и А. А. Киринюк определяют теорию образования как науку по системной гармонизации существующих у общества полезностей с целью максимизации потенциала личности (личностей) при совершении ею (ими) действий для получения социально значимых результатов.
Как уже отмечалось, в качестве основного образовательного средства выступает процесс обучения. Понятие "обучение" более точно отражает организационно-деятельностную основу образовательного процесса, направленного на создание целого комплекса различных условий для познавательного, культурного, физического, нравственного развития личности и социальных групп.
В. Оконь рассматривает обучение как "совокупность действий (внешних и внутренних), позволяющих людям узнавать природу, общество и культуру, принимать участие в их формировании и одновременно обеспечивающих многостороннее развитие навыков, способностей и талантов, интересов и симпатий, убеждений и жизненных установок, а также приобретение профессиональной квалификации". Процecc обучения – это "трансформация длительных исторических процессов развития (процессы усвоения, процессы познания) в индивидуальные", т.е. целенаправленный, специально организованный, двусторонний процесс, выполняющий три важнейшие функции: образовательную, воспитательную и развивающую.
В исследованиях Л. II. Лесохиной и Т. В. Шадриной определяется взаимосвязь функций обучения и образования (табл. 1.1). В качестве функций образования выделяются: человекообразующая, технологическая и гуманистическая.
Таблица 1.1
Соотношение функций образования и обучения
Функции образования |
Функции обучения |
Человекообразующая: обеспечение определенного уровня знаний, грамотности; состояния эмоционально-волевой сферы, поведенческих ориентаций, готовности к выполнению разных социальных ролей, видов деятельности и т.д. |
Образовательная: овладение знаниями о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; общими и специальными умениями и навыками, опытом репродуктивной и преобразующей деятельности; миропонимание и мировоззрение личности |
Технологическая: обеспечение "базы жизни"; формирование навыков и умений трудовой, общественной, хозяйственной, профессиональной деятельности; развитие коммуникативности в разных видах деятельности и т.д. |
Развивающая: развитие речи, обогащение словарного запаса, функционального и смыслового значения речи; развитие эмоций, чувств, воли, воображения, операций анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования; двигательной культуры, способностей и дарований и т.д. |
Гуманистическая: воспитание людей в духе мира, высокой нравственности, культуры, понимания приоритетов общечеловеческих ценностей: жизни, труда, самого человека, природы и т.д. |
Воспитательная: воспитание культуры чувств, культуры мышления, нравственных норм, эстетических идеалов и вкусов, трудолюбия, ответственности и т.д. |
Полноценность и действенность образовательного процесса определяются двусторонним и личностным характером обучения. В дидактическом плане двусторонность обучения означает глубокое сопряжение и взаимосвязь в образовательном процессе деятельностей преподавания и учения. Личностный характер обучения подразумевает внутренний план протекания этого сложного процесса, который заключается в феномене саморазвития.
Преподавание как деятельность педагога представляет собой систему действий, направленных на организацию условий для учебно-познавательной деятельности учеников. По мнению Л. М. Фридмана, преподавание включает следующие этапы: подготовительный (планирование учебного процесса, его содержания и технологии); собственно обучающий (вводно-мотивационная и операционно-познавательная деятельность); контролирующий и аналитико-корректировочный (деятельностный подход к обучению).
Учение как деятельность ученика – это целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая, преобразующая деятельность по овладению, переработке, хранению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание личности. В учении выделяются следующие компоненты; содержательно-операционный (знание и способы аналитико-синтетической деятельности); ориентировочный (принятие цели, норм и правил учебно-познавательной деятельности); энергетический (воля, эмоции); мотивационно-оценочный (отношение человека к учебной деятельности и осваиваемым знаниям).
Саморазвитие отражает личностный аспект процесса обучения. Саморазвитие участников процесса обучения (педагога и учащихся) рассматривается как активное, последовательное, прогрессивное и необратимое изменение психологического статуса личности на основе потребности в самосовершенствовании.
Ч. Куписевич отмечает, что общая дидактика исследует диаду "преподавание – учение" как систематически и планомерно организованный процесс, реализуемый и в самом учебном заведении, и за его пределами. Общая дидактика занимается анализом любого процесса обучения, организуемого сознательно, реализуемого систематически и планомерно, иначе говоря, исследованием всего того, что определяет процесс преподавания и учения. При этом под процессом обучения понимается совокупность связанных между собой действий учеников и учителя, взаимно обусловливающих друг друга и подчиненных достижению общей цели: осуществлению у учеников и педагогов определенных сравнительно устойчивых изменений. Под предметом исследования общей дидактики Ч. Куписевич рассматривает процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.
Таким образом, предметом дидактики выступает сложный процесс преподавания и учения. При этом важнейшим моментом приложения усилий дидактики как педагогической науки выступает обеспечение связи между преподаванием и учением. Именно по наличию такой связи можно судить об эффективности процесса обучения в целом.
Взаимосвязь преподавания и учения отмечается большинством ученых как необходимый и непреложный момент образовательного процесса. Согласно словарю американского наследия (American heritage dictionary, 1985), термин "преподавать" означает "побуждать кого-либо к учению посредством примера или опыта". Данное определение полагает отношение между активностью преподавания и поведением обучаемых. Таким образом, преподавание осуществляется только во взаимодействии преподавателя и учеников, которые стараются освоить опыт культуры.
В отношении понятия "учение" не существует такого определения, которое безоговорочно приняли бы все ученые. Большинство авторов сходится на том, что учение предполагает приобретение элементов новых знаний, навыков, убеждений, чувств и поступков, а также изменение уже существующих.
Рассматривая процесс учения, американский исследователь Р. Л. Хон выделяет следующие его особенности:
• учение предполагает определенные изменения в поведении или способность реализовать эти изменения в будущем;
• учение должно сопровождаться относительно постоянными изменениями в поведении;
• учение – процесс, о наличии которого можно судить по изменениям в выполнении действий, он является внутренним процессом, который невозможно непосредственно наблюдать со стороны;
• учение осуществляется через упражнение или опыт, от учения следует отличать изменения в поведении, обусловленные генетически, а также возрастные изменения;
• учение не тождественно мышлению, учение ведет к определенному результату, в то время как мышление есть процесс, в котором применяются уже освоенные навыки.
Основная задача дидактики – конструирование общей стратегии организации бинарного процесса преподавания и учения в целях оптимизации соотношений между ними и преодоления существующих противоречий.
Все многообразие противоречий между процессами преподавания и учения, по мнению немецкого педагога Л. Клингберга, можно свести к следующим трем:
1) между постоянно растущим объемом содержания образования и соответственно ограниченными возможностями его передачи и усвоения;
2) между преимущественно фронтальной передачей учебного материала и его первичным индивидуальным освоением;
3) между социальными педагогическими и дидактическими позициями обучающих и обучаемых.
В ходе процесса обучения происходит как освоение всего человеческого опыта в области теории, искусства, техники и т.д., обобщенного и приведенного в систему, так и осознание собственных возможностей потенциального развития.
Целенаправленный процесс обучения представляет собой сложную систему действий и деятельностей преподавания и учения. При этом сопряженность данных деятельностей обеспечивается наличием общих элементов (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Структурные характеристики процесса обучения (по Ч. Куписевичу)
Компонент |
ОГЛАВЛЕНИЕ |
Признаки |
Планомерность, систематичность, активность учащегося субъекта, нацеленного на результат |
Источник |
Достаточно сильные мотивы, например: стремление удовлетворить определенные познавательные потребности, решить ту или иную задачу и т.д. |
Результаты |
Приобретение учащимся субъектом определенных знаний, умений и навыков, влияющих на новые формы поведения человека или позволяющих их сформировать |
Предмет |
Природная, социальная, техническая и культурная действительность |
Важно иметь в виду, что процесс обучения обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. Его сущность определяется посредством реализации основных функций: вооружения учеников системой научных знаний, позволяющих судить об окружающем мире, являющихся основой личностного мировоззрения и материалом для психического развития, формирования духовных потребностей как основы духовной жизни, эмоциональноволевой и действенно-практической сфер, т.е. приоритетного развития в человеке подлинно человеческого духовного начала, которое одновременно становится стимулом учебной деятельности.
Методологическим основанием дидактики выступает четырехуровневый комплекс научных оснований:
– философский (науковедческий), связанный с основными нормативами организации процедуры научного познания;
– общенаучный, отражающий сущность используемых подходов (системный, деятельностный, аксиологический, культурологический, герменевтический и др.);
– частнонаучный (конкретно-научный), предполагающий ориентацию на основные принципы и закономерности данной сферы деятельности;
– уровень конкретного исследования, определяющий логику отбора частных методик, адекватных поставленным познавательным задачам.
Исходным положением для дидактики становится теория познания (гносеология). Это определяет связь дидактики с философией как одним из источников наполнения образовательного содержания в области проявления социальных законов.
Для учета процессов взаимовлияния общества, образования и производства дидактика использует данные и методы социологии. Физиология высшей нервной деятельности становится особо важной для понимания процесса учения. Знание возрастных процессов развития детей позволяет вырабатывать корректные формы и методы педагогической работы, определять адекватный уровень учебной нагрузки.
Дидактика тесно связана с педагогической, возрастной, социальной психологией, психологией личности, рассматривающими основные подходы к развитию личности в процессе обучения, а также особенности созревания психических функций и закономерности освоения образовательного содержания.
Определенные взаимосвязи существуют между дидактикой и искусством, эстетикой, так как процесс формирования личности совершается и по "законам красоты", на основе специфически эстетического освоения мира.
При рассмотрении комплекса взаимосвязанных дисциплин особое место занимают данные кибернетики как науки об управлении сложными динамическими системами по восприятию, хранению и переработке информации с целью моделирования и исследования психолого-педагогических процессов.
Дидактика связана с лингвистикой посредством общих закономерностей обучения языкам в зависимости от учебных целей, задач и характера изучаемого материала в условиях моно- и билингвизма. Кроме этого лингвистические дисциплины позволяют дидактике выполнять коммуникативную, познавательную и образовательную функции.
Концептуальные основания дидактики, по мнению Б. С. Гершунского и II. С. Розова, составляют следующие принципиальные положения:
• вариативность, т.е. теоретическое признание объективного многообразия технологий обучения и их практической реализации;
• фундаментальность, предполагающая направленность на обобщенные и универсальные знания, формирование общей культуры и развитие научного мышления;
• индивидуализация, обусловленная потребностью в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого отдельного индивида;
• теоретизация, которая относится к общему содержанию образования и к статусу компонентов преподаваемых знаний;
• плюрализация, связанная с необходимостью принимать решения в условиях множественности образования мира;
• аксиологизация, предполагающая систематический учет возможных ценностных ориентаций и систем;
• гуманизация, основанием которой является индивидуально-личностная, ценностно-смысловая, культурологическая и деятельностная ориентация субъектов учебного процесса;
• целостность и интеграция как содержательного, так и технологического компонентов образовательного процесса, ориентирующихся на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, наличие междисциплинарных связей и зависимостей.
В целом комплекс задач, который призвана решать дидактика, можно очертить следующим образом.
1. Генеральная задача•, приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям посредством овладения наиболее значимыми достижениями человеческой цивилизации в целях приобретения прочных и истинных знаний об основных явлениях и закономерностях природы, общества и человека и их осознанной и активной реализации в собственной практической деятельности.
2. Специфические задачи дидактики как теории обучения: определение объема и содержания научного знания, т.е. выявление онтологических основ процесса обучения; формирование технологического инструментария, ориентированного на функции дидактики; выявление прогностически-целевых позиций дидактики, т.е. создание оптимальных условий организации учебного процесса и их коррекция.
3. Специфические задачи технологии обучения•, выявление дидактического конструкта процесса обучения, т.е. его познавательной (гносеологической) сущности; конструирование модели обучения в соответствии с ее структурными характеристиками.
В решении этих задач дидактика опирается на знание определенных закономерностей. Совокупность дидактических закономерностей, по мнению И. Я. Лернера и Μ. Н. Скаткина, можно сгруппировать по следующим основаниям:
• структурные (зависимость методов обучения от способов усвоения различных видов образовательного содержания);
• системные (единство преподавания, учения и содержания образования);
• эволюционные (изменения структуры обучения в зависимости от возрастных и психологических особенностей учащихся, уровня их подготовки);
• функциональные (подготовка учащихся к сохранению, воспроизведению и развитию социального опыта);
• исторические (зависимость от социально-исторических и культурных условий общества).
Таким образом, дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы.
1. Для чего обучать? – Цели образования, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности.
2. Чему обучать? – Определение содержания образования, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу.
3. Как обучать? – Отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности.
В связи с этим основными категориями дидактики являются: процесс обучения, принципы дидактики, ОГЛАВЛЕНИЕ обучения и образования, формы и методы организации учебной деятельности; каждая из них находится во взаимосвязи с другими и рассматривается как часть, элемент целостной научно-дидактической системы.