Общие направления развития страны на современном этапе (2008-2012 годы)
Важным этапом в плане укрепления стабильности и преемственности власти становятся президентские выборы 2008 г. В качестве кандидатов на должность президента были выдвинуты кандидатуры лидера думских коммунистов Г. А. Зюганова и лидера ЛДПР В. В. Жириновского, а также А. В. Богданова, рассчитывавшего собрать часть правого электората. Кроме того, в качестве кандидата выставлял свою кандидатуру представитель либеральных прозападных кругов, бывший премьер Μ. М. Касьянов. Впоследствии Центральная избирательная комиссия не допустила его к выборам, сославшись на многочисленные нарушения в ходе сбора подписей в его поддержку.
Кандидатом на пост Президента РФ становится Д. А. Медведев. Его кандидатура была напрямую поддержана В. В. Путиным. Весомо прозвучало решение Путина согласиться возглавить Правительство после своего ухода с президентского поста. Это еще более укрепило позиции в предвыборной гонке Д. А. Медведева, который в глазах многих граждан страны превращался в преемника В. В. Путина. Президентские выборы прошли 2 марта 2008 г. По данным ЦИК, за Д. А. Медведева было подано 70% голосов, а 7 мая он вступил в должность Президента Российской Федерации. Еще днем позже Государственная дума утвердила внесенную новым Президентом Д. А. Медведевым кандидатуру В. В. Путина на посту Председателя Правительства Российской Федерации. Проблема преемственности власти и стабильности правящего слоя была решена.
Возглавив государство, Д. А. Медведев обозначил свои приоритеты во внутренней и внешней политике. 12 июня 2008 г. им была принята новая концепция внешней политики России. Во многом в ней был закреплен курс прежнего руководства страны – исходить из безусловного приоритета интересов России.
Очень скоро новому Президенту представилась возможность делом доказать приверженность такому подходу к вопросам внешней политики. Это было связано с чрезвычайно опасной ситуацией, сложившейся на южных рубежах Российской Федерации – на Кавказе. 8 августа 2008 г. М. Саакашвили в Грузии начал военную агрессию против одной из самопровозглашенных кавказских республик – Южной Осетии, которая во времена Советского Союза являлась автономией в составе Грузинской ССР.
Позже, когда в 1991–1992 гг. в Тбилиси к власти пришли радикальные националисты, они провозгласили лозунг "Грузия для грузин". В Южной Осетии и других грузинских автономиях Абхазии и Аджарии начались этнические чистки негрузинского населения. Это спровоцировало автономии на отделение и провозглашение независимости. Переговоры о статусе Южной Осетии и Абхазии не давали тех результатов, которые ожидал официальный Тбилиси. После государственного переворота 2004 г., названного "революцией роз", М. Саакашвили при прямой поддержке некоторых реакционных кругов США, Израиля, Польши, Украины, Чехии и Прибалтийских государств начинает подготовку силового решения вопроса. Произошло полное перевооружение грузинской армии, ставшей, по мнению многих военных экспертов, одной из лучших на постсоветском пространстве.
За несколько часов до начала агрессии М. Саакашвили громогласно заявил, что готов к новому раунду переговоров с мятежными провинциями и предоставлению им самой широкой автономии в составе Грузии. Как показали дальнейшие события, это был лишь дипломатический жест, направленный на обман мировой общественности: план нападения на Южную Осетию уже был составлен и утвержден. План получил циничное название "Чистое поле" и предусматривал полное уничтожение и вытеснение осетинского народа с мест его проживания.
Вслед за разгромом Южной Осетии М. Саакашвили планировал повторить аналогичную операцию против независимой Абхазии. В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. грузинские крупнокалиберные орудия системы залпового огня "Град" и военная авиация обрушили на столицу Южной Осетии город Цхинвал ураган огня. Началось широкомасштабное наступление грузинской армии. На улицы Цхинвала пошли грузинские танки.
Время агрессии было выбрано очень удачно – в этот день в Пекине начались летние Олимпийские игры, и внимание всех мировых средств массовой информации было сосредоточено на этом событии. В действиях западных СМИ прочитывается не только растерянность перед внезапностью совершенной режимом Саакашвили авантюры, но и вполне определенное стремление замолчать причины и характер агрессии. Это делалось для того, чтобы позже обвинить в развязывании войны Россию.
Однако ни расчеты военных преступников в Тбилиси, ни расчеты их западных вдохновителей не оправдались. Российское руководство приняло решение прийти на помощь Южной Осетии, большинство граждан которой давно уже приняли российское гражданство. Д. А. Медведев позже вспоминал, как непросто было принимать решение о вводе российских войск в Южную Осетию.
Д. А. Медведев выступил с обращением, в котором отмечалось: "Сегодня ночью в Южной Осетии грузинские войска, по сути, совершили акт агрессии против российских миротворцев и мирных жителей... Действия грузинской стороны привели к человеческим жертвам...
В соответствии с Конституцией и федеральным законодательством как Президент Российской Федерации я обязан защищать жизнь и достоинство российских граждан, где бы они не находились... Мы не допустим безнаказанной гибели наших соотечественников. Виновные понесут заслуженное наказание"[1].
Военная операция по принуждению агрессора к миру привела к полному разгрому армии М. Саакашвили и всей военной инфраструктуры. Уже к 12 августа, всего за пять дней, все основные задачи, которые ставило политическое руководство РФ перед российской армией, были с честью выполнены. Военная авантюра режима М. Саакашвили стоила осетинскому народу огромных жертв. Был почти полностью разрушен город Цхинвал, погибло, по приблизительным оценкам, не менее полутора тысяч человек – преимущественно мирных жителей.
В ходе боевых действий наши потери составили 64 человека убитыми, 323 человека получили ранения. Урон грузинской армии оказался существенно выше, но официальный Тбилиси попытался замолчать это. Пятидневная война, как ее стали называть, стала первой в постсоветской истории страны войной с внешним агрессором, посягавшим на жизнь и свободу российских граждан. Важнейшим результатом войны за свободу и независимость Южной Осетии и Абхазии стало их официальное признание Российской Федерацией.
В связи с этим 26 августа 2008 г. Д. А. Медведевым было оглашено заявление. В нем отмечалось: "Президенты Южной Осетии и Абхазии, основываясь на результатах референдумов и решениях республиканских парламентов, обратились к России с просьбой о признании государственного суверенитета Южной Осетии и Абхазии. Совет Федерации и Государственная дума проголосовали в поддержку этих обращений... Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООП, декларацией 1970 года о принципах международного права..., Хельсинским Заключительным актом 1975 года, другими основополагающими международными документами – я подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии. Россия призывает другие государства последовать ее примеру. Это нелегкий выбор, но единственная возможность сохранить жизни людей"[2].
Одним из негативных последствий войны с Грузией и дипломатического признания двух новых кавказских государств стало наметившееся охлаждение взаимоотношений со странами Запада, особенно с американской администрацией, возглавляемой Дж. Бушем-младшим. Однако надежды некоторых новых членов НАТО, призывавших к полной дипломатической изоляции Российской Федерации, не оправдались – страны Старой Европы (прежде всего Франция, Германия, Италия) решительно не поддержали подобных планов.
В свою очередь Д. А. Медведев осудил попытки диктовать Российской Федерации, какую внешнюю политику ей проводить, а также претензии Дж. Буша на мировое господство Соединенных Штатов. Так, выступая 8 октября 2008 г. на Конференции по мировой политике в Эвиане, он подверг критике проводимый американским руководством курс после 11 сентября 2001 г. и свержения режима талибов в Афганистане, когда, по его справедливому утверждению, "началась череда односторонних действий".
Вскоре взаимоотношения с Западом начали нормализоваться. Проявлением этого стали предложения Д. А. Медведева по созданию новой, более эффективной системы европейской безопасности, а также постоянное участие российского лидера в заседаниях Большой восьмерки.
Российско-американские отношения получили новый импульс после победы на президентских выборах в США нового президента от демократической партии Барака Обамы. Новая американская администрация объявила о перезагрузке в отношениях между нашими странами. Важнейшим результатом наметившихся перемен стало подписание 8 апреля 2010 г. в Праге Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений.
Удалось также развязать некоторые давние узлы и на постсоветском пространстве. В частности, переговоры с новым президентом Украины В. Ф. Януковичем позволили подписать Харьковское соглашение о продлении базирования российского Черноморского флота в Севастополе после 2017 г.
Во внутренней политике на действиях нового президента сказывалась его приверженность либеральным ценностям. Уже в первом своем публичном заявлении в должности президента 7 мая 2008 г. Д. А. Медведев заявил о том, что своей основной задачей считает дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, создание новых гражданских возможностей.
С самого начала Президент Д. А. Медведев сформулировал, что социальной силой, на которую он намерен опираться, является бизнес, прежде всего крупные, а также средние и мелкие предприниматели. Защиту их прав, прежде всего права собственности и свободной предпринимательской деятельности, он считает важнейшей своей задачей.
Этот подход проявился уже в мае 2008 г., когда Медведев подписал указ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности"[3].
Приоритетный учет интересов бизнес-сообщества, прежде всего банковской олигархии и крупных компаний, определял экономическую политику властей в период острой фазы стартовавшего в 2008 г. мирового кризиса. В основном антикризисные мероприятия в этот период сводились к мощной финансовой поддержке банков за счет государственных средств. Результатом стало серьезное сокращение золотовалютных резервов и Стабилизационного фонда Российской Федерации.
Несмотря на весь комплекс антикризисных мероприятий, поданным Росстата, опубликованным в январе 2009 г., масштаб падения доходов населения практически удвоился, почти достигнув 12%, а рост реальных зарплат составлял 4,6%. Годовые темпы падения ВВП и реального производства составляли, по разным оценкам, до 10%. В то же самое время, по данным журнала "Форбс" (Forbes), количество долларовых миллиардеров в нашей стране за годы кризиса почти удвоилось, увеличившись с 32 до 62 человек.
Д. А. Медведев продолжил политику своих предшественников по укреплению вертикали власти. Одним из важнейших шагов Президента стала самая масштабная с 1993 г. конституционная реформа. В послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 г. он предложил продлить полномочия Президента РФ до шести лет, а депутатов нижней палаты парламента – до пяти лет. Предложения Д. А. Медведева встретили полярные оценки.
Оппозиция увидела в конституционной реформе очередные шаги но "завинчиванию гаек". Такую же полемику в обществе вызвали и некоторые другие реформаторские замыслы Д. А. Медведева, в частности Закон "О полиции"[4]. Это первый закон, проект которого был размещен в Интернете для его обсуждения в формате сетевого общения. После публикации проекта закона летом 2010 г. в Сети появились тысячи предложений, поправок и комментариев.
Большие усилия прилагались в 2008–2010 гг. для борьбы с коррупцией. Как показывает обнародованный 23 сентября 2008 г. доклад за 2008 г. международной неправительственной организации по борьбе с коррупцией, коррупция вошла в организм российской государственности очень глубоко, стала, по сути, одной из ее непременных составных частей. В результате Российская Федерация оказалась на 147 месте по уровню коррупции.
Положение с коррупцией дало повод для решительных высказываний Президента. Так, 30 сентября 2008 г., выступая на заседании Совета по противодействию коррупции, Д. А. Медведев отметил, что борьба с коррупцией должна стать одним из важнейших направлений модернизации российского государства.
Другим предложением Д. А. Медведева стало упразднить государственные корпорации. Такую организационную форму он считает в современных условиях в целом бесперспективной. По его мнению, корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством, а в будущем или сохранятся в государственном секторе, или реализовываться частным инвесторам.
Такая "либерально-демократическая" модернизация Д. А. Медведеву в качестве вероятной перспективы развития страны в обозримом будущем. По его мнению, в XXI в. нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация, и это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии.
Еще одним направлением модернизации определено развитие наукоемких технологий, разработка и внедрение нанотехнологий, компьютерной техники. С целью форсирования в Российской Федерации развития новых технологий еще при Президенте В. В. Путине была учреждена Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 139-Φ3 "Российская корпорация нанотехнологий" (Роснано), которую возглавил А. Б. Чубайс. 27 июля 2010 г. был принят еще один закон, призванный регулировать это направление внутренней политики российского руководства – Федеральный закон № 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий"[5].
В рамках модернизации науки и образования в Российской Федерации активно проводится также широкомасштабная реформа образования, так и не получившая безоговорочной поддержки в обществе. Ее наиболее заметными проявлениями является переход к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), а также перестройка высшей школы в соответствии с Болонской системой образования, внедренной в странах ЕЭС. Критика со стороны общества заставила Президента и правительство пойти на некоторые уступки и коррекцию реформы, однако ее общие принципы были поддержаны парламентским большинством и неукоснительно проводятся в жизнь.
Одним из важнейших мероприятий в сфере науки стало предложение Д. А. Медведева создать в Российской Федерации современный научно-технологический комплекс в Сколково. Предполагается приоритетное финансирование нового центра, превращение его в один из мировых центров развития науки и техники. В целом, позитивно оценив данное предложение, российская научная общественность выразила некоторую озабоченность.
В частности лауреат Нобелевской премии в области физики, депутат Государственной думы от КПРФ, академик Ж. И. Алферов, выдвинутый Президентом России в качестве одного из двух научных руководителей Центра инноваций в Сколково, высказал пожелание, чтобы развитие Сколково не привело к недофинансированию и стагнации отечественной науки в целом.
В советский период существовали научные городки, которые до 1991 г. официально именовались закрытыми административно-территориальными образованиями. Советские научные городки представляли собой сплав опыта старших поколений ученых, некоторые из которых имели еще дореволюционный опыт работы, с энергией и напором талантливой молодежи. Это позволяло быстро растить национальные молодые кадры на прочном фундаменте многовековой отечественной науки. Целью наукоградов было решение лучшими силами отечественной науки базовых теоретических и практических задач оборонного значения.
Создание инновационного города Сколково – это принципиально новое явление. Предусмотрено создание международного инновационного центра с привлечением молодых ученых из разных стран. Став своего рода локомотивом, Сколково поможет объединить усилия государства и бизнеса и ускорить переход Российской Федерации от сырьевой экономики к современному постиндустриальному обществу, обеспечить реализацию президентской программы модернизации; в конечном итоге сделает более быстрым вхождение страны в мировое сообщество демократических государств.
В послании Президента Д. А. Медведева отмечалось, что "резидентами “Сколково” стали более 300 компаний, занимающихся передовыми исследованиями и разработками. Заключены соглашения о партнерстве с ведущими мировыми компаниями, которые создают в Сколково свои исследовательские центры"[6].
Декабрь 2011 г. оказался насыщенным для России важными внутри и внешнеполитическими событиями. Наконец завершился восемнадцатилетний период вступления России во Всемирную торговую организацию, что будет способствовать дальнейшей интеграции России в мировую экономику и модернизации страны на основе международного технологического опыта.
Важным событием декабря 2011 г. стало проведение выборов в Государственную думу, по итогам которых явка избирателей составила свыше 60%, четыре политические партии прошли семи процентный рубеж и создали свои фракции в новой Государственной думе. Председателем Государственной думы нового состава стал С. Нарышкин.
Внепарламентская оппозиция, не прошедшая в Государственную думу, провела в декабре 2011 г. митинги с призывом не признавать результаты голосования и провести повторные выборы.
Председатель Конституционного суда РФ В. Д. Зорькин предупредил о недопустимости повторения событий начала 90-х гг. XX в., подчеркнув, что необходимо всем силам действовать в рамках конституционного поля.
Руководство страны в лице Президента Д. А. Медведева, Председателя кабинета министров В. В. Путина неоднократно заявляло о необходимости продолжения курса на модернизацию страны, в том числе модернизацию политической системы России. В послании Президента России Д. А. Медведева от 22 декабря 2011 г. были подведены предварительные итоги развития прошедшего периода и определены задачи и основные направления модернизации политической системы России, цель которой "дать всем активным гражданам законную возможность участия в нашей политической жизни"[6].
В качестве конкретных мер проведения политической реформы были сформулированы: переход к выборам руководителей субъектов федераций, введение упрощенного порядка регистрации партий, изменение в системе выдвижения кандидатов и проведения выборов в Федеральное собрание, расширение представительства всех политических партий в избирательных комиссиях, усиление гласности и контроля со стороны общества за их деятельностью.
В 2012 г. Россия вступила в условиях предвыборной президентской кампании с надеждами на продолжение курса модернизации страны, политических и социально-экономических преобразований. В ней приняли участие лидеры всех парламентских партий: В. В. Жириновский (ЛДПР), С. М. Миронов ("Справедливая Россия"), Г. А. Зюганов (КПРФ), В. В. Путин ("Единая Россия") и в качестве независимого кандидата М. Д. Прохоров.
В ходе предвыборной кампании и состоявшихся дебатов каждый из кандидатов имел возможность донести свою программу до избирателя. Важную роль в борьбе за голоса избирателей сыграли публикации программных документов В. В. Путина по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики: "Демократия и качество государства", "Строительство справедливости. Социальная политика для России", "Быть сильным, гарантии национальной безопасности для России" и др.[8]
Для проведения честных выборов и предупреждения обвинений со стороны оппозиции в их фальсификации на всех избирательных участках были установлены видеокамеры, с помощью которых в день выборов осуществлялась видеотрансляция в Интернет. Кроме того, на избирательных участках присутствовали наблюдатели как от международных организаций, так и политических партий.
Итоги состоявшихся 4 марта 2012 г. выборов Президента Российской Федерации были опубликованы 7 марта в постановлении ЦИК Российской Федерации "О результатах выборов Президента Российской Федерации"[9]. В выборах приняли участие 71,7 млн избирателей, голоса которых распределились следующим образом: В. В. Жириновский – 6,22%; Г. А. Зюганов – 17,18%; С. М. Миронов – 3,85%; М. Д. Прохоров – 7,98%, В. В. Путин – 63,60%. В результате В. В. Путин уверенно победил в первом туре. Попытки части оппозиции подвергнуть сомнению результаты выборов оказались безуспешными.
Итоги выборов в значительной мере были закономерны и отразили желание со стороны общества политической стабильности и те позитивные изменения, которые произошли за прошедший период. В соответствии с положениями, сформулированными в Обращении Президента Д. А. Медведева в декабре 2011 г. Федеральному собранию по реформированию политической системы, 3 апреля 2012 г. был подписан закон, упрощающий порядок регистрации политических партий, а с июня 2012 г. вводится система прямых выборов губернаторов.
Особенно богатым на политические события стал май 2012 г.: 7 мая состоялось официальное вступление В. В. Путина в должность Президента Российской Федерации; 8 мая Д. А. Медведев Указом Президента РФ "О Председателе Правительства Российской Федерации" был утвержден на посту премьер-министра[10]. Этому предшествовало голосование в Государственной думе, где кандидатуру Д. А. Медведева на пост премьер-министра поддержали 66,4% депутатов.
15 мая новый глава Правительства представил Президенту РФ предложение по структуре и составу Правительства, а 22 мая после проведенных консультаций Президент РФ В. В. Путин подписал Указ "О новом составе кабинета министров"[11]. Произошло радикальное (на 75%) обновление Правительства. Из 21 министров только 4 входили в состав предыдущего Правительства. Средний возраст Правительства составил 47 лет.
На первом заседании Правительства Д. А. Медведев определил семь приоритетов работы на ближайшую перспективу: завершение подготовки и принятие государственной программы по ключевым направлениям социально-экономического развития; внесение в парламент трехлетнего бюджета на 2013–2015 гг.; обеспечение повышения зарплаты работникам социальной сферы; улучшение инвестиционного климата в стране; реформирование государственной службы; осуществление курса на приватизацию государственных компаний; обеспечение экспертизы проектов решений Правительства в рамках экспертного совета и общественных советов.
23 мая 2012 г. указом В. В. Путина утвержден новый состав Администрации Президента. Руководителем Администрации Президента назначен С. Б. Иванов, в качестве помощников президента назначены многие из министров предыдущего Правительства: Т. А. Голикова, Э. С. Набиуллина, Ю. П. Трутнев, А. А. Фурсенко, И. О. Щеголев. Таким образом, завершился процесс формирования структуры и состава государственной власти, которая сочетает в себе как элементы преемственности, так и новизны.