Общие информационные требования, используемые в экологии
Постановка и решение задачи выделения экологических информационных требований из различных отраслей российского права приводит к выводу о присутствии комплексов информационных требований применительно к природопользованию и охране окружающей среды в законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в гражданском законодательстве, в законодательстве о градостроительной деятельности, о гидрометеорологической службе. Их выявление, вычленение, анализ и использование в целях охраны окружающей среды – актуальная проблема экологического права; этим реализуется и проявляется основной принцип единой государственной экологической политики.
Поскольку охрана здоровья граждан является основной целью сохранения благоприятной для здоровья окружающей среды и организации рационального природопользования, в ст. 8 ФЗ о санитарно- эпидемиологическом благополучии указывается, что граждане имеют право получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продуктов производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В ст. 19 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утверждены Верховным советом РФ 22.06.1993 г. № 5487–I)[1] предусматривается, что граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Немало информационных требований, связанных с защитой прав граждан на здоровье и на природные ресурсы, содержится в федеральных нормативных правовых актах, регулирующих такую сферу благополучия граждан, как радиационную. В ст. 23 ФЗ о радиационной безопасности указывается, что граждане и общественные объединения вправе получать объективную информацию от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения в пределах выполняемых ею функций, о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.
В ст. 13 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ"Об использовании атомной энергии"[2] предусматривается, что организации, в том числе общественные объединения, и граждане вправе в установленном законодательством РФ порядке запрашивать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, организаций в пределах их компетенции информацию по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Нельзя не обратить внимания на нечеткость формулировок в виде "в установленном порядке" (где, кем он установлен?), "соответствующих органов" (каких именно?), "в пределах их компетенции" (чьей – органов или организаций?), которые размывают права, обязанности и ответственность участников правоотношений, свидетельствуют о частичной нерешенности информационного обеспечения в этой области охраны окружающей среды.
Граждане вправе бесплатно получать информацию о радиационной обстановке в данном регионе от организаций системы государственного контроля над радиационной обстановкой на территории РФ, а граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получение соответствующего документа о дозе полученного облучения; причем граждане РФ имеют право на посещение в ознакомительных целях ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Надо признать, что природоохранные нормы, направленные на охрану здоровья, нуждаются в дальнейшем развитии и конкретизации. Надо продолжать исследования, которыми выявляются и вычленяются эколого-правовые требования информационного характера, содержащиеся в других отраслях российского права; Вперед задача юриспруденции – не исключая из этих отраслей права, включить их в экологическое право, приспособить для более полной реализации его законодательных требований.