Общество московских художников
В 1928 г. было создано Общество московских художников (ОМХ), куда вошли в основном уже знакомые нам "бубнововалетовцы" (А. В. Куприн, И. И. Машков, А. В. Лентулов, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк, А. А. Осмеркин, С. В. Герасимов, И. Э. Грабарь, А. В. Шевченко, А. В. Фонвизин, А. Д. Древин, В. Ф. Рындин, II. М. Чернышев и др.). Члены ОМХ стремились передать материальное богатство мира с помощью энергичной лепки объемов, смелой светотеневой моделировки, пластической выразительности формы как в живописи, так и в рисунке.
1920-е гг. очень плодотворны для Π. П. Кончаловского. Он работает в области жанра, портрета, пейзажа, натюрморта. Интерес к вещности, передаче разности фактур предметов, их оттенков он принес с собой еще из "Бубнового валета". С поразительным совершенством он передает великолепие покрытых росой роз, скромную красоту полевых букетов, буйство цветущей сирени, роскошь плодов, но теперь в этом уже нет условности кубистических построений, все становится более реалистичным. "Живопись для меня не только источник радости. Это источник жизни и силы", – писал художник. Не только природа, но и все неповторимые особенности человеческих характеров интересуют Кончаловского. Его приход к живописи реалистического толка связан прежде всего с жанром портрета. Он пишет людей, близких ему духовно и просто хорошо знакомых, кого он мог наблюдать изо дня в день: "Автопортрет с женой" (1923, ПТ), портреты "О. В. Кончаловской", жены художника (1925), и дочери Наташи ("Я. Я. Кончаловская", 1925). Материальная осязаемость, полнозвучный, звонкий цвет, т.е. богатая живописно-пластическая характеристика, не заслоняет самое главное – суть характера, какую-то большую цельную идею, как, например, радость расцветающей жизни, живой ум, задор в улыбающемся лице на портрете дочери. Величественность, пластическую мощь и выразительность передает Кончаловский в новгородских пейзажах {"Новгород. Антоний Римлянин", 1925). Насыщенные зеленый, оливковый, лиловый, серебристо-серый цвета придают образу торжественность и праздничность. Строгая конструктивная основа, композиционная продуманность сочетаются с богатством живописных колористических возможностей в передаче поверхности и фактуры формы, все вместе способствует монументальности и величественности образов. Эти черты характерны и для натюрмортов Кончаловского, в которых "мертвая природа" выступает во всем ее изобилии, родня их с картинами фламандского мастера XVII в. Снейдерса, хотя они и написаны совершенно по-другому.
Поразительны но своей пластической мощи натюрморты И. И. Машкова "Снедь московская. Мясо, дичь", "Хлебы. Снедь московская" (оба – 1924, ГТГ), прославляющие жизнь во всей ее полноте. Они по справедливости стали классикой советского искусства.
Художественная жизнь союзных республик
Художественные общества возникли в 1920-е гг. и в союзных республиках – на Украине, в Белоруссии, Армении, Грузии, Азербайджане. В 1927 г. состоялась выставка "Искусство пародов СССР", где кроме названных республик были представлены художники Туркмении, Узбекистана, Киргизии, Дагестана, Башкирии, Крайнего Севера. В Армении помимо М. С. Сарьяна интересно работали О. К. Татевосян ("Старый Самарканд", 1929), Г. М. Гюрджян; в Грузии – Д. Н. Какабадзе ("Имеретин", 1919), К. К. Магалашвили (портрет скульптора "Я. И. Николадзе", 1922), В. Д. Гудиашвили ("Нико Пиросмани", 1928). Заявляют о себе художники Азербайджана, Средней Азии, Украины, Белоруссии (А. Н. Волков. "Гранатовая чайхана", 1924; Б. Ю. Нурали. "Портрет Халиджи", 1926; С. М. Агаджанян. "Автопортрет", 1926).