Общество и государство

Государство есть продукт общества на известной ступени его развития.

"Гражданское общество" — широкая категория; она включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства: экономические, социальные, идеологические, нравственные, религиозные, культурные, семейные и др.

Г. Гегель так раскрывает ОГЛАВЛЕНИЕ понятия "гражданское общество":

1) определение потребностей индивида и их удовлетворения посредством труда этого индивида, а также удовлетворение потребностей других членов общества той же трудовой деятельностью;

2) сохранение свободы во "всеобщем", т.е. в обществе, защита собственности посредством правосудия;

3) внимание к личности, к ее интересам как к интересам общества с помощью полиции и корпораций.

Таким образом, гражданское общество включает в себя целенаправленную трудовую деятельность индивидов, свободу предпринимательства и другие свободы, собственность, правильное взаимодействие личности и общества, четко работающую судебную систему, осуществляющую защиту на основе права, деятельность полиции и корпораций.

Важная характеристика государства, как мы видели, состоит в том, что оно представляет собой особую структурную организацию, которая имеет специальный аппарат в лице людей, обладающих публично-властными полномочиями и профессионально занимающихся выполнением функций управления, руководства и охраной экономического, социального и политического порядка. Именно эта характеристика государства как организации публичной власти наряду с другими его специфическими чертами делает государство не просто политической организацией общества, а его особой политической организацией.

Являясь продуктом общества, государство в каждую эпоху отражает его природу, и в то же время обладает определенной самостоятельностью по отношению к обществу и к правящим группам, стоящим у власти. Это объясняется тем, что интересы государства не всегда совпадают с интересами всего общества, интересы бюрократов как обособленной (и обычно имеющей привилегии) группы лиц зачастую не совпадают с интересами отдельных социальных групп. Поэтому, представляя общество, государство не забывает о собственных интересах. Кроме того, возводимая в закон воля правящей "элиты" в развитых европейских странах нередко подвергается корректировке в силу того, что структуры государства выражают интересы и других социальных групп.

Господство права и верховенство закона в своем конкретном содержании реализуют в правовом государстве принцип "вся власть закону", который является основным императивом государственно-организованного общества. Господство права — это подчинение правовым предписаниям, принятым в установленном порядке, не допуская произвола, злоупотребления правом. Верховенство закона — признание обществом закона в качестве основополагающего, подчинение ему всех подзаконных актов.

Такие признаки правового государства также характеризуют это государственное образование как обеспечивающее, даже обслуживающее гражданское общество. Только в этом смысле можно говорить о государстве как форме гражданского общества, которое только в этой связке и в этом смысле является ОГЛАВЛЕНИЕм правового государства.

По мнению Б. М. Лазарева, для правового государства характерно: действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; правовая защищенность человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было; возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона; ограничение государственной власти; наличие развитого гражданского общества.

Гражданское общество в известном смысле противостоит государству, поскольку имеет самостоятельную экономическую основу в виде частной собственности и представляет социальную сферу, регулируемую частным правом, где присутствие государства является минимальным. Субъекты общественных отношений выступают здесь как свободные, равноправные, независимые, строящие отношения с партнерами на основе своего добровольного выбора. С другой стороны, гражданское общество имеет рычаги воздействия на государство через свободные СМИ, политические партии, институт лоббирования, наконец, через выборы и референдум.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации.

Термин "правовое государство" (нем. rechtstaat) введен в научный оборот немецким юристом Р. фон Молем и прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.

Его основополагающими качествами являются:

а) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

б) верховенство правового закона;

в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властен.

В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом, но не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции. На качественно новую ступень обоснование идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии И. Канта (1724—1804). Согласно сформулированному им в "Метафизике нравов" знаменитому определению государства оно представляет собой "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Хотя философ не употреблял еще термина "правовое государство", он использовал такие близкие по смыслу понятия, как "правовое гражданское общество", "прочное в правовом отношении государственное устройство", "гражданско-правовое состояние". Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона. В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б. П. Чичерин, П. И. Новгородцев, М. М. Ковалевский, Н. М. Коркупов, Б. А. Кистяковский и др.

В англоязычной литературе термин "правовое государство" не используется — его эквивалентом является термин rule of law (господство, правление права), который впервые в этом смысле использовал профессор Оксфордского университета Альбер Венн -Дайси (1835—1922) в работе "Основы конституционного права" (1855).

Основными признаками правового государства являются следующие (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Признаки правового государства

В Конституции РФ закреплены задача построения правового государства (ст. 1) и все основополагающие принципы правовой государственности. Понятно, что гражданам Российской Федерации и Российскому государству на этом пути придется решать много проблем. И важнейшей из них является формирование зрелого гражданского общества.

Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством — одно не существует без другого. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма.

Гражданское общество это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это "область действия частных интересов" (Г. Гегель). В то же время "гражданское общество" — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии "учредить", "декретировать", "установить" своими законами желательный для него образ гражданского общества.

Гражданское общество — это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательное условие возникновения гражданского общества — появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает нрава и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей. Гражданское общество имеет сложную структуру, которая включает в себя: хозяйственные, экономические, этнические, религиозные и правовые отношения. Гражданские связи представляют собой отношения конкуренции и солидарности между юридически равноправными партнерами. Полное достижение принципов правового государства и развитого гражданского общества является идеалом, который недостижим, но к которому нужно стремиться. Таким образом, правовое государство может существовать только вместе с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И коль скоро такое общество складывается, в той же степени складывается и правовое государство. В этом его смысл, социальное назначение, будущее правового государства в существовании и развитии гражданского общества. В Конституции Российская Федерация провозглашается демократическим правовым государством (ч. 1 ст. 1). Декларируется высшая ценность прав человека, идеологический и политический плюрализм, а также разнообразие форм собственности, независимость суда, верховенство Конституции, соответствующей международным стандартам в области прав человека и т.д.