Общественные институты контроля за качеством производства и обслуживания
Динамика развития всех социальных процессов не могла не отразиться и на институте солидарности. Развитие общества формирует каналы обмена информацией как новое условие и форму ее проявления, а экономическая сфера становится новым полем ее проявления. Каналами распространения информации о качестве обслуживания стали СМИ, включая Интернет, газеты, телевидение. Каждый из них, исходя из своих возможностей, выявил способы аккумуляции и трансляции на публику соответствующих данных и (или) качественных (описательных) суждений.
Стержневым направлением здесь является политика. Информация о правительстве и лидерах, выборах и реформах — все это основное ОГЛАВЛЕНИЕ СМИ.
Не менее значимо и производственное направление жизни общества. Основой информации о нем являются показатели успешности предприятий, фиксируемые в виде курса их акций на биржах. Интернет и газеты организовали постоянный мониторинг качества работы предприятий — рейтинги. Всемирную известность и мировое признание получили, например, рейтинги банков (и других финансовых институтов) и вузов. В области туризма практическую значимость приобрели сайты отзывов посетителей отелей, пользователей турами. Они объективно и честно описывают потенциальным потребителям качество обслуживания, полученное их предшественникам.
Западное общество уже давно начало внедрять социальный контроль за сферой производства и обслуживания в практику, причем в разных формах и технологиях. Системы контроля в разных странах имеют различные структуры, что отражает специфику традиций и исторического опыта, но всюду оно задействует сочетание общественных (государственных), коллективных и индивидуальных субъектов (табл. 17.4).
Таблица 17.4. Технологии и методы социального контроля, применяемые различными субъектами
Субъекты контроля |
Технологии |
Методы |
Государство (общество) |
Государственный контроль (надзор) |
Создание органов надзора при правительстве, издание законов и актов, регулирующих качество обслуживания, разработка норм и регламентов, обучение передовому опыту в высшей школе и др. |
Общественные независимые ассоциации (организации) |
Союз потребителей, общества защиты прав потребителей, независимые ассоциации гражданского контроля, наблюдатели (контроль за качеством выборов в органы власти) и др. |
|
Коллективы и группы |
Профессиональные ассоциации |
Профессиональная экспертиза качества, профессиональные объединения, специализированные СМИ и сайты в Интернете, создающие рейтинги качества, списки нерадивых обслуживающих организаций, организация сети "тайных покупателей" отраслевой направленности |
Научные экспертные сообщества |
Разработка и внедрение в практику управления научных методов и методик оценки качества |
|
Субъекты контроля |
Технологии |
Методы |
Региональные независимые ассоциации контроля |
Создание региональных коммуникационных сетей, например Интернет, по оценке качества обслуживания, организация сети "тайных покупателей" региональной направленности |
|
Индивиды |
Жалобы, предложения, участие в работе сетей, контролирующих качество: туризм, образование, здравоохранение, гостиничный бизнес, государственные услуги |
На уровне государства контроль производства осуществляют соответствующие министерства. В западных странах они, используя технологии аутсорсинга, перепоручают производство независимым агентствам, акцентируя внимание на контроле и анализе.