Общественные и частные интересы брюссельских лоббистов: общественные организации и корпорации
Спектр интересов, которые преследуют европейские лоббисты, весьма широк и соответствует тем функциям, которые выполняют европейские институции. Одна из наиболее значимых классификаций интересов основывается на характере интереса: является ли он общественным или частным. Она позволяет и лоббистов разделить на две основные категории: тех, которые преследуют частные интересы, а это в большинстве случаев корпорации или их объединения; и тех, кто преследует интересы общества, а это, как правило, общественные организации.
Несмотря па ожидаемое доминирование корпоративных лоббистов в ЕС, общественные интересы часто оказывают серьезное влияние на европейскую политику ЕС.
Мнение экспертов
Многие наблюдатели отмечают, что лоббистские группы, специализирующиеся на охране окружающей среды, защите прав людей и животных, входят в число самых влиятельных.
К тому же многие образованы самим ЕС, а примерно 59% НКО, представляющих общественные интересы, получили европейское финансирование. Не последнюю роль в повышении значимости общественных интересов играют Еврокомиссия, Европарламент, а также Европейский суд, формирующие европейскую повестку дня. В других случаях продвижению общественных интересов способствуют государства – члены Евросоюза. В то же время частные интересы часто находятся в конфликте между собой, что затрудняет их реализацию.
Такое положение общественных организаций характерно только для ЕС и имеет свою историю. Дело в том, что скепсис и негативные оценки перспектив евроинтеграции, выраженные при образовании ЕС и подписании Маастрихтского договора, привели к дефициту легитимности ЕС. Среди государств – будущих членов ЕС было распространено опасение, что ЕС станет инструментом доминирования и продвижения частных интересов, и в первую очередь государств – инициаторов создания ЕС. Чтобы развеять эти опасения ЕС был вынужден уделять значительную долю своего внимания социетальным интересам.
Общественные интересы, в свою очередь, делятся на четыре категории: окружающая среда, потребительские интересы, региональные интересы, интересы разного рода обществ и сообществ (женщины, защитники животных и т.п.).
Окружающая среда
Вопросы, связанные с окружающей средой, находятся па транснациональном уровне, поэтому они одними из первых стали регулироваться ЕС и, соответственно, лоббироваться. Первой европейской организацией по защите окружающей среды стала организация под названием "Европейское бюро окружающей среды, ЕБОС" (European Enviromental Bureau)"[1]. Бюро было создано еще в 1974 г. и включало в себя 25 представителей европейских государств. Финансирование ЕБОС осуществляется за счет ЕС. В настоящий момент в нем состоит 141 членская организация из 31 страны, объединяющих 15 млн чел. Официальный годовой бюджет организации достигает 2,5 млн евро. Декларируемая сфера интересов Европейского бюро окружающей среды включает в себя более 15 пунктов от изменения климата до загрязнения ртутью.
Прочие организации по защите окружающей среды также носят транснациональный характер.
Их значительное присутствие в Брюсселе, в том числе Greenpeace и WWF, говорит о том, что центр принятия решений по окружающей среде переместился из национальных государств в ЕС.
Альянсы в ЕС
Между организациями но защите окружающей среды нет конкуренции – существует негласное соглашение но распределению сфер, исключение составляет разве что сбор финансовых средств. Поэтому они легко создают альянсы и тактические коалиции, что очень важно для эффективного продвижения интересов.
Эти организации сильны в формировании повестки для Еврокомиссии, однако им не всегда хватает ресурсов, чтобы доводить свои требования до детализированного составления документов.
Финансирование организаций по защите окружающей среды зависит от способности мобилизации общественной поддержки, а поскольку единого общественного мнения Европы не существует, им приходится опираться на общественные мнения, бытующие в тех или иных европейских странах. Из-за этого усиливаются национальные отделения в ущерб концентрации ресурсов, необходимых для коллективных действий на уровне ЕС. К тому же работа в Брюсселе – довольно затратна, много средств уходит на коммуникации, транспорт, переводы, и ее эффективность бывает сложно оценить по причине реализации политики на национальном уровне. Это еще больше усиливает ориентацию организаций по защите окружающей среды на национальный уровень. Наконец, кропотливое участие в работе множественных органов Европейской комиссии, не всегда является для них привлекательным, потому что организации данного типа ориентированы на массовое участие, а их стратегии носят более конфронтационный характер, что выражается в критике ЕС, его целей и институтов. Они попросту не принимают концепцию "экологической модернизации", исповедуемой ЕС. Естественно, в таких условиях институты ЕС часто "отвечают взаимностью".