Лекция 3. Общественные блага и критерии эффективности

В главе рассматриваются свойства общественных благ и причины участия государства в их производстве. Дается инструментарий анализа действий государства: критерии оценки эффективности, функция общественного благосостояния, принцип второго лучшего.

В результате изучения материалов данной главы студент должен:

знать

• свойства общественных благ, условия эффективного производства общественных благ, основные критерии оценки эффективности и справедливости тех или иных мер государственной политики;

уметь

• выявлять противоречия между эффективностью и справедливостью, использовать функцию общественного благосостояния для объяснения различных действий государства;

• применять принцип второго лучшего при решении оптимизационных задач;

владеть

• навыками графического анализа частного и общего равновесия в производстве общественных благ.

Экономика благосостояния (англ. – welfare economics) представляет собой отрасль науки, в которой инструментарий микроэкономического анализа используется для одновременного определения эффективного распределения ресурсов (аллокационная эффективность) и связанного с ним распределения доходов в обществе. Основным объектом анализа в этой сфере является общественное благосостояние, определение которого в настоящее время базируется на концепции методологического индивидуализма. Индивидуальные функции полезности тем или иным образом агрегируется в функцию общественного благосостояния, которая, с одной стороны, учитывает благополучие индивидов в терминах Парето-оптимальности, а с другой – включает в качестве параметров распределение доходов и благ между индивидами. В экономике благосостояния выделяют два направления – позитивную теорию, которая рассматривает "размер пирога" (экономическую эффективность), и нормативную теорию, которая связана с "дележом" уже существующего пирога (распределением доходов или социальной эффективностью).

Общественные блага

В гл. 1 уже рассматривались основные изъяны рынка, препятствующие его эффективному функционированию и вызывающие необходимость государственного вмешательства. В контексте экономики благосостояния наибольший интерес представляют общественные блага.

Общественные блага обладают двумя свойствами: несоперничеством и неисключаемостью.

Несоперничество означает, что увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, получаемой каждым из них. Несоперничество можно рассматривать как предельный случай позитивных экстерналий. Предельные издержки предоставления общественного блага индивидуальному потребителю равны нулю, поскольку количество производимого блага не меняется. Следовательно, появление дополнительного потребителя представляет собой Парето-улучшение: он улучшает свое положение за счет потребления общественного блага, при этом положение всех остальных не ухудшается.

Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей. Поставщик общественного блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым потребителем в отдельности. Характер блага не позволяет предотвратить его потребление индивидом, отзывающимся платить, а введение санкций обернулось бы ущербом для добросовестных пользователей и возможные Парето-улучшения не были бы реализованы.

Блага, которым оба свойства присущи в высокой степени, называются чистыми общественными благами. Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется лишь в ограниченной степени, налицо смешанное общественное благо.

Примерами чистых общественных благ могут служить национальная оборона или законодательство. Так, увеличение численности населения само по себе не требует изменения масштабов стратегических ядерных сил. В отличие, например, от продуктов питания все элементы оборонной системы "потребляются" населением страны в целом. Имеется в виду, что они приносят выгоды каждому, причем размер этих выгод не зависит от количества потребителей. В то же время отдельный житель страны фактически не может быть выведен из-под "ядерного зонтика".

Примеры обороны и законодательства показательны, помимо прочего, в том отношении, что чистые общественные блага – это, как правило, не обычные материальные продукты, а относительно сложные институциональные устройства, зачастую увязывающие воедино целый ряд видов деятельности, материальных и нематериальных элементов. Скажем, боеприпасы как таковые не являются общественными благами. Отдельный винтовочный патрон не обладает ни неис- ключаемостью, ни несоперничеством в потреблении. Однако боеприпасы выступают в роли компонентов чистого общественного блага, а именно оборонной системы.

Значимость институционального контекста можно пояснить на следующем примере. Концерт, исполняемый в зале, допуск в который осуществляется по билетам, отличается от концерта, исполняемого в общественном парке и доступного для всех посетителей этого парка. В принципе, концерт является смешанным общественным благом, но его свойства, характерные для общественных благ, способны проявляться в различной степени в зависимости от конкретных условий. Каждый из посетителей, приобретая билет, оплачивает, по сути, услугу, оказываемую ему лично. Эта услуга представляет собой частное благо, поскольку конкретное место в зале может быть занято только одним посетителем. Выручка поставщика зависит от количества проданных билетов (услуг), причем билеты на один и тот же концерт обычно имеют разные цены в зависимости от расположения мест в зале. Это свидетельствует о неполной однородности услуг, оказываемых одновременно целой совокупности индивидов. Концерт, таким образом, выступает в роли "пучка" индивидуальных услуг, не вполне идентичных друг другу, причем каждая из этих услуг продается и покупается отдельно.

Для смешанных общественных благ чаще всего характерно, что размеры "пучка" услуг, которые фактически могут быть реализованы за плату, меньше потенциального количества услуг, которое в принципе способно обеспечить данное благо. Чтобы пояснить это, достаточно сравнить, например, заполненный до отказа концертный зал и мост, через который изредка проезжают автомобили. Если на конкретный концерт все билеты проданы, он фактически не обладает свойствами общественного блага (даже смешанного).

А незагруженный мост является смешанным общественным благом, хотя за проезд по нему может быть установлена плата.

Пожалуй, наиболее яркие примеры общественных благ имеют место в тех случаях, когда полезное действие блага по самой своей сути обращено к целым группам людей и потому неразложимо на индивидуальные услуги, которые могли бы потребляться независимо друг от друга. Таково, например, действие законодательства. Оно было бы бесполезно для отдельного индивида, если бы не было одновременно обращено ко всем другим членам общества. Другой пример – услуги регулировщика уличного движения. Отдельный водитель получает пользу от этих услуг только потому, что и все остальные водители, находящиеся в зоне деятельности регулировщика, воспринимают те же услуги. Подобные примеры явным образом контрастируют с ситуациями, когда имеет место всего лишь совместное потребление индивидуальных услуг: прослушивание концерта, поездка в автобусе и т.п.

Своеобразное промежуточное положение между частными и общественными благами занимают блага, обладающие особыми достоинствами, или социально значимые блага [1], о которых уже говорилось в гл. 1. Например, профилактическая прививка представляет собой услугу, которая оказывается конкретному индивиду. Вместе с тем она уменьшает вероятность не только заболевания его самого, но и, в конечном счете, вероятность возникновения эпидемии. В силу наличия позитивного внешнего эффекта оптимальный уровень производства такого рода благ не достигается за счет одной лишь заинтересованности непосредственных потребителей в их приобретении. Потребление благ, обладающих особыми достоинствами, зачастую субсидируется государством, а иногда и полностью финансируется за счет общественных средств или даже является принудительным.

Учитывая свойства общественного блага, можно заключить, что его создание предполагает согласованные коллективные действия. В самом деле, лишь в сравнительно редких случаях общественные блага создавались на индивидуальной основе. Это происходило, например, когда энтузиаст-одиночка, не пользовавшийся общественным финансированием, делал научное открытие, которое становилось впоследствии всеобщим достоянием.

Однако закономерной является иная ситуация, когда общественное благо не может быть создано без трудового либо финансового вклада всех или подавляющего большинства его потенциальных пользователей. Между тем добровольное участие в коллективных действиях не обеспечивается автоматически. В связи с производством общественных благ возникает проблема безбилетника. Ее существование обусловлено характерной для общественных благ неисключаемостью. Если общественное благо будет создано, то пользу от него получат не только участники производства и финансирования, но и другие индивиды. Таким образом, рациональной стратегией для индивида будет стремление преуменьшить свое участие в оплате общественного блага, поскольку индивид не может быть исключен из потребления, даже если он не внес плату. Государство же способно предоставлять общественные блага, поскольку оно обладает законным правом принуждения и может собирать налоги, из которых и будет финансироваться производство.