Лекция 7. Жанры публичной речи
Традиционно риторика подразделяется на общую, изучающую речь вне зависимости от сферы ее использования, и частную, учитывающую сферу функционирования красноречия: политику, педагогику, дипломатию, средства массовой информации и т.д. Для того чтобы речь была успешной, оратору важно точно представлять ее родовые и жанровые параметры (речевой жанр — понятие более частное, по сравнению с видом публичной речи).
Еще во времена Античности были выявлены особенности политической (или совещательной), судебной, торжественной (или эпидейктической) речи. Существовали и другие подходы к определению вида публичной речи. Например, Цицерон связывал вид речи с типом оратора (велеречивого, сдержанного и т.д.).
Современная риторика выделяет следующие виды красноречия, в зависимости от сферы его использования: политическое, академическое, педагогическое, судебное, военное, дипломатическое, религиозное, социально-бытовое. У каждого из видов публичной речи есть отличительные черты.
Политическое красноречие демонстрирует желание и возможность оратора повести массу слушателей за собой, призвать к действию, представительствовать от имени народа. А. Ф. Кони писал, что "...политическая речь должна представлять не мозаику, не поражающую тщательным изображением картину, — не изящную акварель, а резкие контуры и рембрандтовскую светотень" ("Советы лекторам"). Достоинствами речи политического оратора являются лаконичность и афористичность. Массовость его аудитории (нередко митинговой) предполагает неизбежное упрощение действительности, представление ее в форме противопоставлений (друг — враг, черное — белое, правда — ложь, победа — поражение, бедность — богатство и т.п.); политический оратор, выступая перед большой аудиторией, всегда стремится продемонстрировать отсутствие сомнения. Для политической речи характерны манипулятивные приемы (см. п. 11.3). И сегодня многие политические ораторы, например В. Жириновский, дают "установку на внушение": "Политику нужно иметь лицо и уметь говорить! Я способен овладевать аудиторией — не каждому это дано. Я завораживаю зал — люди хлопают на каждую хорошую фразу" ("Аргументы и факты". 1996. М 18).
В общественном сознании прочно утвердилось представление о том, что тип политика можно определить по характеру его речевого поведения. Известный специалист в области риторики А. К. Михальская разработала подход, позволяющий создавать риторические портреты известных политических деятелей. Она предлагает учитывать комплекс черт: жесты, мимику, излюбленные слова, частотность их употребления, сдвиги в их значении, способы развертывания мысли, приемы и средства воздействия на адресата, характер юмора.
Речевые жанры, которыми должен владеть политик, — это доклад, парламентская речь, приветственное и заключительное слово, выступление на заседании, собрании, митинге и др. Он должен выработать навыки участия в пресс-конференции и брифинге, беседе, дискуссии, дебатах.
Судебное красноречие формировалось на протяжении многих веков. Не случайно речи адвокатов и обвинителей прошлого — от Античности до минувшего века — внимательно изучаются и по сей день служат образцом для будущих юристов. Судебное красноречие призвано в состязании сторон склонить участников судебного процесса (прежде всего судей и присяжных) па свою сторону. Важнейшими качествами речи адвоката или прокурора являются логичность, умение оперировать фактами, представляя их наиболее эффективным для поставленной цели способом. При этом важным оказывается и принцип "Доказать не значит убедить", подчеркивающий чрезвычайную значимость эмоциональной стороны речи.
Академическое красноречие (речь ученого, лектора, учителя) прежде всего демонстрирует умение оратора мыслить публично, вовлекая в этот мыслительный процесс аудиторию. Это красноречие преимущественно позитивное, несмотря на возможный дискуссионный характер изложения, так как призвано пробуждать в слушателях радость узнавания нового. Лектор, преподаватель не просто передает знания, а приводит слушателей к пониманию нового и нередко сложного для восприятия объекта или явления, устанавливая с аудиторией диалогические отношения. В арсенале лектора должны присутствовать приемы и средства популярного изложения. Искусством общения с аудиторией владели выдающиеся ученые и лекторы М. К. Мамардашвили, Н. Я. Эйдельман, Д. С. Лихачев, Л. Н. Гумилев, Ю. М. Лотман и др.
Удивительно мастерство популярного изложения Ю. М. Лотмана, который использовал разнообразные средства диалогизации и речевого контакта (они выделены в его поздравлении первокурсникам Тартуского университета): "Давайте подумаем! Я не случайно так сказал, это слово любил философ Сократ. Своих учеников Сократ никогда не учил правильному, никогда на вопрос учеников не отвечал: "Поступайте так". Он говорил: "Давайте подумаем!". А что значит "подумаем"? — Вы не знаете, как поступить, я тоже не знаю, как вам поступить. Вы пришли не как школьники, получить правильный ответ, вы пришли к коллеге посоветоваться, подумать вместе. А вместе думать действительно лучше. Именно различия во мнениях помогают продвигаться к истине".
Принципы популярного изложения сформулировал В. В. Одинцов: перевод с абстрактного, научного языка на язык, доступный аудитории (изоморфный, т.е. аналогичный, подобный); конкретизация высказывания; художественность изложения, предполагающая варьирование типов речи и точек зрения, диалогизацию монолога, проблемность содержания.
В. В. Одинцов систематизировал также представления о различных способах объяснения понятий. Ими являются: демонстрация предмета или явления, перечисление их признаков, указание на объем понятий, сравнение, аналогия, толкование значения слова с опорой на различные сира ночные издания и словари.
Популярное изложение не упрощает знание, а делает его необходимым для слушателей, по-настоящему своим, помогает преодолеть барьеры его восприятия. О его сущности глубоко и точно сказал писатель А. Битов: "Довести что-то до прозрачности и ясности, не унизив свою тему и не упростив предмет, — это невероятный подвиг слова! "Популяризация" теперь стала закавыченным словом. Стала одной из униженных истин... Но когда Гаспаров, заикаясь, догоняя эхом каждое слово, начинает рассказывать про Древнюю Грецию — кажется, что человек там был. И речь начинает завораживать, как открывшийся объем ущелья, долины... Популяризация ведь действительно не шарлатанство, а способ просто, честно и серьезно объяснить то, что именно ты делаешь. Упрощение — не такая уж простенькая вещь. Когда ясно объясняешь суть того, о чем думал десятилетиями, незнающему, мысль становится богаче. Такая популяризация — точеный, сильный мускул самой сути".
Заметим, что сегодня истинной популяризации нередко противостоит лженаучное просветительство. По мнению публициста И. Петровской, "лженаука — это атака на разум, и огромную роль з этом играет околонаучная пропаганда и популяризация ложных идей через телевидение, на которую "ученые с большой дороги" не жалеют денег. Да и само ТВ, надо признать, не скупится на создание всяких околонаучных опусов, подобных "Плесени" и "Тайнам любви". А потом еще и гордится ими!"
Жанры устного академического красноречия — это лекция, доклад, сообщение, слово на открытии и закрытии научного заседания, конференции и др. Так же как и политик, ученый должен владеть навыками диалогического общения в дискуссии, беседе, интервью.
Особый вид красноречия — религиозное, имеющее давнюю традицию. Религиозное красноречие подразумевает, во-первых, наличие у оратора полномочий проповедника и, во-вторых, соответствующего духовного настроя адресата. В христианстве основные жанры религиозного красноречия — это проповедь, исповедь, молитва.
Проповедь определяется в словаре "Культура русской речи" как наставительная речь, обращенная к прихожанам, которую священник произносит в храме после литургии.
В ней он разъясняет слушателям то или иное положение христианского вероучения, тс или иные нравственные ценности с позиций церкви. Традиционно проповедь насыщена религиозной терминологией и лексикой морально-этической тематики, архаизмами, славянизмами, цитатами из Священного писания. Заметим, что сегодня актуальна тенденция приближения проповеди к слушателю, в ней все чаще используются приемы диалогизации изложения. Актуальной для современного религиозного красноречия является и проблема обновления традиционно архаичной церковной речи. Публичные проповеди произносятся теперь не только в храме, но и по телевидению, что предполагает умение религиозного оратора общаться с огромной аудиторией.
Наряду с устными жанрами, в разных видах красноречия развиваются соотносимые с ними жанры письменной речи. Так, произнесенный доклад нередко соотносится со статьей аналогичного содержания, выступление оппонента на защите диссертации — с письменным отзывом и т.д. О своеобразии устной лекции выразительно сказал философ М. К. Мамардашвили: "Мы ходим как бы кругами, сжимая дело с разных сторон, и поэтому неизбежны кое-какие повторения, но то, что не годится в письменном тексте, то, наверное, хорошо в устном, потому что помогает вспомнить то, что говорилось раньше" ("Психологическая топология пути"). Такие жанры, как лекция, доклад, сообщение и некоторые другие, присутствуют в разных видах красноречия. Современные лингвисты, опираясь на идеи выдающегося филолога и культуролога М. М. Бахтина, предлагают следующую характеристику речевых жанров: речевые жанры — это модели словесного оформления типичных ситуаций социального взаимодействия людей (К. Ф. Седов). Следование нормам речевого жанра предполагает осознанный контроль за выбором темы и используемыми речевыми средствами.
В основе разнообразных жанров публичной речи лежат так называемые первичные речевые жанры — жанры повседневной речи, на формирование и состав которых влияют различные ситуации общения. В зависимости от коммуникативной цели выделяются следующие первичные речевые жанры:
— информативные (передающие информацию);
— императивные (выражающие волеизъявление);
— оценочные (дающие положительную или отрицательную оценку);
— этикетные (служащие для выражения разнообразных форм речевого этикета).
Развернутая характеристика этих жанров представлена в словаре "Культура русской речи". Перечислим их основные особенности.
Простейшие информативные жанры — это сообщение, вопрос, заявление, возражение, опровержение. На их основе формируются более сложные вторичные жанры: доклад, лекция, экзаменационное собеседование и др.
Жанр доклада представлен в научной, деловой и политической сфере. По сравнению с сообщением он содержит больший объем информации, его цель — анализ проблемы, ситуации. В деловой и политической сферах с докладом, как правило, выступает высокое должностное лицо. В деловой и научной сферах он адресуется коллегам, поэтому содержит минимум разъяснений, по предполагает обсуждение (прения).
Лекция обычно адресована не коллегам, а ученикам (школьникам, студентам, аспирантам) или просто людям, желающим познакомиться с той или иной проблемой. Лектор отличается от докладчика тем, что его роль заключается, как уже говорилось, не только в передаче информации, но и в пробуждении желания добывать ее самостоятельно, что особенно важно сегодня, когда слушателям доступны самые разнообразные информационные ресурсы. Таким образом, лекция предполагает отнюдь не пассивную роль адресата. В зависимости от степени сложности информации, от принципов ее подачи, лекция бывает научной и научно-популярной.
Жанр лекции складывался на протяжении нескольких столетий. Еще в XIX в. лекция именно читалась по написанному или напечатанному тексту. В средневековой Европе студенты (ваганты) бродили от университета к университету, слушая лекции профессоров. Ученые книги, по которым они читались, были очень дорогими и поэтому приковывались к кафедре цепью. В отечественной академической риторике долгое время господствовали латынь и немецкий язык. Первую лекцию на русском языке прочитал М. В. Ломоносов в середине XVIII в.
Особый тип современной лекции — Нобелевская, в которой лауреат премии не только благодарит за присуждение ему Нобелевской премии, но и выражает свое философское и творческое кредо, основу мировоззрения.
Императивные жанры — это просьба, совет, рекомендация, предложение, приглашение, наказ, инструкция, приказ, требование, распоряжение, указ, обещание, клятва, угроза и ряд других. Они отличаются разной степенью категоричности, которая, однако, противопоказана просьбе.
Просьба, характеризуемая той или иной степенью дипломатичности, может иметь косвенное выражение, например в форме вопроса ("Не могли бы вы сказать, который час?") или при помощи формы сослагательного наклонения ("Занимался бы ты побольше").
Наказ — это некие предписания адресанта адресату, обычно накануне расставания (например, наказ педагогов выпускникам). В деловом общении этот жанр трансформируется в наказ избирателей депутату, где формулируются основные задачи, которые он призван решить.
Угроза направлена в будущее, сообщает о негатив-пых последствиях невыполнения предписаний, нацелена на результат. Она так же, как и просьба, может иметь прямой характер ("Я вам покажу! Вы еще об этом пожалеете!") и косвенный — в форме вопроса, предупреждения, сообщения ("Лучше бы вам промолчать!"; "Вы забыли, с кем имеете дело?").
Оценочные жанры подразделяются на хвалебные (комплимент, похвала и др.) и хулительные (упрек, замечание, выговор). И те, и другие стимулируют изменение поведения адресата в самых разных сферах (бытовой, деловой, научной, педагогической).
Сопоставим, например, хвалебные речевые жанры комплимент и похвалу. Объектом комплимента может быть только лицо, а похвалы — как лицо, так и вещи, события, явления. Комплимент — это лестная, нередко дипломатичная, характеристика, высказанная какому-либо лицу, похвала — отзыв одобряющий.
Похвала предполагает наличие аргумента ("Молодец, что наконец-то прочитал "Войну и мир""). Похвала рациональна и объективна, она может совмещаться с другими жанрами (ответом, представлением, благодарностью и др.): "Таня, спасибо за замечательное выступление!" Для выражения похвалы рекомендуется использовать так называемые я-послания: "Я горжусь тобой, ты у меня такой умный, смелый!" Тем самым повышается самооценка адресата, он ощущает себя единым целым с говорящим. Похвала, особенно ребенку, должна быть конкретной: "Ты молодец! Решил два примера!"
Комплимент — речевой жанр, выражающий одобрение, уважение, признание или восхищение и содержащий любезные, приятные слова, лестный отзыв. Комплимент должен быть искренним, нельстивым (следует помнить, что неискренние комплименты могут служить одним из инструментов речевой манипуляции). Он необходим для установления и развития контакта в общении. Мы сами становимся лучше, развиваемся интеллектуально и эмоционально, когда учимся видеть хорошее в других и словесно выражать свои чувства. Комплимент должен быть уместным. Использование положительной оценки по отношению к незнакомому человеку или к человеку, занимающему более высокое социальное положение, может привести к коммуникативной неудаче.
Комплимент отличается от похвалы установкой на образность и высокую экспрессивность оценки. В нем могут использоваться разнообразные риторические приемы (гипербола, градация, метафора и др.). Приведем примеры представления гостей ведущими телевизионных программ:
Разрешите представить нашего первого гостя. Он — любвеобильный страж порядка, будущий Наполеон, мастер спорта но самбо, самый привлекательный мужчина Петербурга и Ленинградской области, будущий народный артист России, диджей, актер, телеведущий — Дмитрий Нагиев;
...Вы слишком красивы для этого платья. Ваш типаж вообще самый привлекательный в актерской породе, в актерском кастинге. Вы сами по себе настолько совершенны, что вам необходимо очень тонкое обрамление!
Адресатом похвалы может выступать как женщина, так и мужчина, в комплименте же роль адресата принадлежит преимущественно женщине, в общении с которой очень важна эмоциональная сторона, в том числе оценка внешности, привлекательности, обаяния собеседницы. Мужчины же в большей мере воспринимают рациональную похвалу своим действиям и поступкам.
Комплимент требует ответной реакции. Стандартные формулы "Спасибо за комплимент", "Спасибо за вашу высокую оценку" нередко сопровождаются и выражением скромности адресата: "Вы преувеличиваете мои заслуги", "Вашу оценку я отношу ко всему нашему коллективу" и т.п.
Очень важно уметь не только хвалить, но и порицать. Хулительные речевые жанры можно расположить в следующей последовательности, отражающей усиление степени порицания: упрек, замечание, строгое замечание, выговор и строгий выговор.
Разумеется, любая отрицательная оценка, даже самая легкая, неприятна адресату, но она бывает необходима не только в деловой, научной, политических сферах, но и для поддержания искренних межличностных отношений.
Умение делать упреки и замечания особенно важно в общении с детьми. Неудачно выраженный упрек приводит к коммуникативной неудаче: ребенок не реагирует на замечание, когда ему просто сообщают о том, что он делает неправильно ("Ты целый день сидишь за компьютером!"; "Ты меня не слушаешь!" и подобные типичные замечания). Столь же неудачными считаются "почему-вопросы", ответ па которые нередко даже не ожидается: "Почему ты не сделал уроки?"; "Почему опять не вымыл посуду?" и т.п. В подобных случаях гораздо эффективнее заменить упреки четкими требованиями и инструкциями ("Выключи компьютер"; "Вымой посуду").
Еще один речевой жанр порицания — выговор — может быть и строгим, и легким. Умение его делать — важная часть деловой риторики. Здесь особенно важно учитывать фактор адресата, чтобы избежать коммуникативной неудачи. Опытный руководитель разным тоном и в разной манере делает выговоры (если они необходимы) флегматикам, холерикам и сангвиникам, заранее продумывая ситуацию общения, то, как будет происходить диалог (при свидетелях или конфиденциально).
Этикетные жанры (приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, соболезнование), казалось бы, знакомы всем, но не всегда точно и уместно используются в речи, не всегда ощущаются нюансы их варьирования. Например, благодарность может выражаться стилистически нейтрально ("Спасибо"), но в официально-деловой сфере приняты и иные, более официальные формы выражения:
"(Я) приношу (свою) благодарность".
"(Я) выражаю (спою) благодарность".
"Примите мою благодарность".
"Разрешите (Позвольте) поблагодарить вас!"
"Хочу от всей души поблагодарить вас".
В речевом жанре "извинение" выражение "Извини(-те)" трактуется как стилистически нейтральное, общеупотребительное, как извинение за малый проступок, тогда как "Прости(-те) (пожалуйста)" может употребляться для выражения извинения за значительную вину.
Формы поздравления также могут быть официальными, стилистически нейтральными, разговорными. В семейной, бытовой сфере используются традиционные поздравления: "С Новым годом!", "С днем рождения!", "С праздником!", а в официально-деловой уместны и подчеркнуто официальные: "Разрешите поздравить вас!", "Позвольте поздравить вас!". Официальные формулы "Примите мои (самые) искренние (сердечные, теплые, горячие) поздравления с..." приняты как в устной, так и в письменной речи.
Речевые жанры изменяются со временем. Особенно очевидны изменения этикетных жанров. Мы уже не выражаем сочувствие или соболезнование формулами "Бог терпел и нам велел", "Бог тебя не оставит" и т.п., не прощаемся так, как прощался Чичиков с семейством Манилова, не представляем родителям своих друзей так, как это делал Аркадий в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети":
— О! это была бы райская жизнь! — сказал Чичиков, вздохнувши. — Прощайте, сударыня! — продолжал он, подходя к ручке Маниловой. — Прощайте, почтеннейший друг! не забудьте просьбы! (Я. В. Гоголь. Мертвые души);
— Папаша, — сказал он [Аркадий. — Примеч. авт., — позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.
— <...> Душевно рад, — начал он [Н. П. Кирсанов. — Примеч. авт.], — и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь... позвольте узнать ваше имя и отчество?
— Евгений Васильев, — отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом... (Я. С. Тургенев. Отцы и дети).
(Подробнее о речевом этикете см. гл. 15.)
В словаре "Культура русской речи" подчеркивается, что некоторые первичные речевые жанры более сложны по своей природе, чем охарактеризованные выше. Например, в шутке (несерьезном высказывании, вызывающем смех) могут использоваться просьба, вопрос, совет. Речевой жанр шутки требует особых качеств и от ее автора, и от адресата — как минимум наличия чувства юмора и готовности к взаимопониманию. Афоризмы, посвященные шутке, раскрывают ее непростой характер и риторический потенциал. Еще Аристотель говорил: "Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела".
Известным острословом, автором шуток был выдающийся британский политик У. Черчилль. Он говорил, например: "Умный человек не делает сам все ошибки — он дает шанс и другим".
На основе первичных жанров создаются вторичные жанры, функционирующие в разных сферах общения (не только в повседневной): например, вопрос лежит в основе депутатского запроса; жалоба — в основе специфического речевого жанра "обращение в инстанции". Их комбинаторика определяет динамичное развитие вторичных речевых жанров в различных публичных сферах, но прежде всего в сфере массовых коммуникаций.