Общественное движение
Проводимые в России реформы 1860–1870-х гг., несмотря на их значимость, были ограниченны и противоречивы, что способствовало усилению идейно-политической борьбы и привело к окончательному оформлению трех направлений в общественном движении: революционного, либерального, консервативного (схема 164).
Консерватизм (в переводе с франц. и лат. – сохранять) как общественное идейно-политическое течение отстаивал сохранение и незыблемость традиционных основ и устоев в обществе. Сторонники консерватизма стояли на страже самодержавия, которое, по их мнению, являлось важнейшим стержнем государства, ратовали за свертывание реформ и проведение контрреформ, сохранение помещичьего землевладения. Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский и др.
Схема 164
Оплотом и одновременно сферой распространения консерватизма считались чиновно-бюрократический государственный аппарат, церковь, значительная часть периодической печати. Консервативный традиционализм признавался официальной идеологией России до 1917 г.
Либерализм (в переводе с лат. – свободный) как общественно-политическое течение возник прежде всего в среде интеллигенции, которая выступала за введение конституционных начал в политико-правовую систему, демократические свободы и продолжение реформ. Либералы были противниками революции и отстаивали эволюционный путь развития страны, поэтому они были готовы к сотрудничеству и компромиссам с самодержавием. Их деятельность в основном состояла в подаче на имя императора "всеподданнейших адресов" – ходатайств с предложениями программ возможных преобразований в работе земских учреждений и т.п. Идеологическое обоснование российского либерализма можно найти в трудах К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина и др.
Либеральное общественное движение было достаточно аморфно, не имело какой-либо устойчивой организационной структуры. Между его различными группами существовали серьезные разногласия.
Печатным органом западнических либералов был влиятельный журнал "Вестник Европы", которым руководил М.М. Стасюлевич. Постоянными авторами издания были писатели И.А. Гончаров, Д.Н. Мамин-Сибиряк, М.Е. Салтыков-Щедрин, историки В.И. Герье, С.М. Соловьев и др.
Представители славянофильского либерализма группировались вокруг журнала "Русская беседа", во главе которого стоял А.И. Кошелев.
В конце 1870-х гг. земские либералы (И.И. Петрункевич и С.А. Муромцев) выдвинули идею учреждения в России земского представительства при верховной власти. В значительной степени это было связано с тем, что в конце царствования Александра II ключевые посты в исполнительной власти занял М.Т. Лорис-Меликов. Основу программы его деятельности составляла идея сотрудничества с либеральными кругами общества, перевод их из оппозиции в лагерь союзников по борьбе с революционным движением. Ему удалось установить дружеские отношения с историком и издателем журнала "Русская старина" М.И. Семевским, профессором правоведения А.Д. Градовским, известным юристом М.Ф. Кони, либералом К.Д. Кавелиным и др.
28 января 1881 г. М.Т. Лорис-Меликов представил императору доклад, называемый иногда историками и публицистами без достаточных оснований "конституцией Лорис-Меликова". Суть проекта состояла в учреждении подготовительных комиссий с привлечением к участию в них представителей земских органов. Комиссиям предстояло обсуждать законопроекты, высказывать свое мнение до момента их внесения в Государственный совет. Конечно, данный проект нельзя назвать конституцией, так как он полностью сохранял принцип неограниченной самодержавной власти и кардинально не затрагивал политическую систему страны.
Александр II в основном одобрил проект, но 1 марта 1881 г. в результате террористического акта он был убит народовольцами. Вступивший на престол Александр III и его реакционное окружение отвергли предложение М.Т. Лорис-Меликова, ушедшего вскоре в отставку.
Самыми активными в общественном движении были представители революционного направления, которые стремились к коренному переустройству общества, преимущественно насильственным путем. Идейной основой этого служила теория особого, некапиталистического развития России путем общинного социализма, идеологами которого были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они критиковали капитализм и предполагали, что ячейкой будущего социалистического общества должна стать крестьянская община. Эти теоретические воззрения повлияли на формирование нового радикального течения – народничества (схема 165).
Пути достижения нового справедливого общества были сформулированы другими идеологами революционного народничества, заложившими основы трех идейных течений:
ü бунтарского (анархистского). Его идеолог М.А. Бакунин (1814– 1876) считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и поэтому его надо поднять на революцию, которая должна уничтожить государство и создать вместо него федерацию самоуправляющихся общин и ассоциаций;
ü пропагандистского. Его основатель П.Л. Лавров (1823–1900) утверждал, что народ не готов к революции, поэтому главное внимание он уделял длительной пропаганде социалистических идей и считал, что "разбудить" крестьянство должна передовая часть российской интеллигенции;
ü заговорщического. Теоретик этого течения П.Н. Ткачев (1844– 1885) в своих воззрениях о возможной революции в России делал акцент на заговор с целью государственного переворота силами профессиональных революционеров. Захват власти, по его мнению, должен быстро вовлечь народ в социалистическое переустройство.
Схема 165
На долгие годы второй половины XIX – начала XX в. эта утопическая теория народнического социализма стала теоретическим и программным базисом для многих радикально-революционных течений и политических партий.
В то же время необходимо отметить, что революционный радикализм во многом проистекал из особенностей социально-экономического и политического развития страны (ограниченность реформ, самодержавие, полицейский произвол, отсутствие политических свобод, общинно-коллективистский уклад жизни большинства населения). Отсутствие гражданского общества способствовало тому, что в России могли возникать только тайные организации.
С 1861 г. до середины 1870-х гг. происходило формирование народнической идеологии и создание тайных революционных кружков (схема 166).
Это возникло как результат неудовлетворенности крестьянской реформой 1861 г. Первой тайной организацией стала "Земля и воля" (1861–1864), создателями и руководителями которой были Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Н.А. Слепцов, Н.Н. Обручев, Н.И. Утин и др. Они поддерживали связи с редакцией газеты А.И. Герцена и Н.И. Огарева "Колокол", с комитетом русских офицеров в Польше, создали ряд местных организаций в Москве, Петербурге, Казани, выпускали революционные прокламации. В 1864 г. "Земля и воля" приняла решение о самороспуске.
С середины 1860-х гг. начали появляться и другие тайные кружки. В 1863–1866 гг. действовал кружок Н.А. Ишутина и И.А. Худякова, член которого Д. Каракозов в апреле 1866 г. совершил покушение на Александра II. Тайную организацию "Народная расправа" в 1869 г. создал С.Г. Нечаев, использовавший провокационные методы в своей революционной деятельности, что привело к убийству студента И. Иванова, заподозренного в предательстве.
Крупной народнической организацией считался кружок под названием "чайковцы" (руководители М.А. Натансон, Н.В. Чайковский, С.Л. Перовская и др.), представители которого выступили инициаторами "хождения в народ".
Активная борьба народников с самодержавной системой началась в середине 1870-х гг. В 1874–1876 гг. на основе идей теоретиков народничества многие молодые разночинцы организовали "хождение в народ" с целью просвещения и пропаганды революционных идей. Но закончилось это крахом: крестьяне не поняли их благородных порывов.
В 1876 г. была образована новая тайная организация "Земля и воля". В ее программе предусматривались свержение самодержавия революционным путем, передача всей земли крестьянам и введение мирского самоуправления. Во главе организации стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. При участии "Земли и воли" в 1876 г. в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация, где выступил Г.В. Плеханов. В 1877 г. многие землевольцы предприняли второе "хождение в народ". Они селились в деревнях на более длительный срок в качестве мастеровых, врачей, учителей. Но их пропаганда также не давала желаемых результатов. Часть народников стала склоняться к террористической борьбе. В.И. Засулич в мае 1878 г. совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, а С.М. Кравчинский в августе того же года убил шефа жандармов Н.В. Мезенцева.
Схема 166
Внутри "Земли и воли" определились два направления. Представители первого направления ("политики"), разочаровавшись в пропаганде, выступали за применение террора в качестве основного метода борьбы, а представители второго ("деревенщики") – за продолжение работы в деревне. В августе 1879 г. на съезде "Земли и воли" произошел раскол на две самостоятельные организации:
"Черный передел" (1879–1881), лидерами которой остались Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод, продолжавшие стоять на платформе мирной пропаганды народнических идей в деревне;
"Народная воля" (1879–1881), во главе которой встали А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Ее члены, разочаровавшись в революционных возможностях крестьянства, сделали ставку на борьбу с царским правительством при помощи террора, пытаясь создать в стране политический кризис. По их мнению, он мог привести к всенародному восстанию и приходу к власти революционеров либо к уступкам со стороны самодержавия и введению конституции, что обеспечивало народникам возможность проведения легальной пропаганды социалистических идей. Члены "Народной воли" организовали несколько покушений на императора Александра II. 1 марта 1881г. от взрыва бомбы на набережной Екатерининского канала в Петербурге царь погиб. Длительная борьба, которую вела "Народная воля", завершилась цареубийством, но революционного взрыва не последовало. Народ остался инертен, усилились полицейские репрессии, и подавляющая часть революционных народников была разгромлена.