Общественная экологическая экспертиза
Общественная экологическая экспертиза является одним из важнейших способов участия общественности в механизме принятия экологически значимых решений. Являясь разновидностью экологической экспертизы, она организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями и объединениями, основным направлением деятельности которых (по их уставу) является охрана окружающей среды и проведение общественной экологической экспертизы.
Объектами общественной экологической экспертизы являются те же объекты, что и государственной, за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Граждане и общественные объединения вправе получать от уполномоченных государственных органов, проводящих экспертизу конкретных объектов, информацию о результатах ее проведения.
Несмотря на ограниченность возможностей общественной экологической экспертизы, она является почти единственным механизмом общественного контроля за ходом государственной экологической экспертизы. Назрела и необходимость постановки вопроса о закреплении права экспертов на доступ к документации под их персональную ответственность за сохранение конфиденциальности.
Как нам кажется, подобный подход был бы уместен и в случае, когда объект экспертизы содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Известен прецедент, имевший место еще до принятия Закона об экологической экспертизе, когда группа экспертов с необходимой формой допуска проводила общественную экспертизу закрытого объекта[1].
В настоящий момент общественная экологическая экспертиза тех же объектов, что и государственная, может проводиться до, либо одновременно с государственной экологической экспертизой.
Можно выделить два условия проведения общественной экологической экспертизы.
Во-первых, необходима регистрация в установленном порядке заявления о ее проведении. Для этого необходимо написать заявление, указав наименование общественной организации, юридический адрес и адрес местонахождения, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, сведения об объекте общественной экологической экспертизы и сроке се проведения. Данное заявление должно быть зарегистрировано в семидневный срок.
Во-вторых, необходимо указание в уставе этих общественных объединений в качестве основного вида деятельности охрану окружающей среды и проведение общественной экологической экспертизы.
Общественные экологические объединения, проводящие общественную экологическую экспертизу, имеют право: получать от заказчика предусмотренную законом документацию, подлежащую экологической экспертизе; знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы; участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы; обращаться к Правительству РФ, органам исполнительной власти субъекта РФ по вопросам приостановки хозяйственной деятельности предприятия, в прокуратуру по фактам нарушения требований экологической безопасности, в организации строящихся объектов и действующих производств с целью выявления возможной экологической опасности, в природоохранные организации.
В качестве примера реализации данных правомочий можно привести следующие общественные экологические экспертизы.
Во-первых, это экспертизы, проводимые при поддержке общественной организации ЭКОЛАЙН – проекта завода по переработке гептила (Сергиев Посад), проекта рекультивации карьера в п. Коренево (Люберецкий район), плана застройки микрорайона "Д" Троицка и др. Во-вторых, Российским экологическим союзом в 2002 г. была проведена общественная экологическая экспертиза проектов "Северной нефти" по обустройству Черпаюского и Хасырейского месторождений вала Гамбурцева. В данном случае экспертная комиссия пришла к выводу о том, что по объему и содержанию проекты соответствуют требованиям экологического законодательства[2].
Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, но, независимо от такого признания может публиковаться в средствах массовой информации. Данное заключение обязательно направляется федеральному органу исполнительной власти и органу исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.
Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных объединений, организующих и проводящих эту экспертизу. Источниками необходимых средств могут стать общественные экологические фонды, добровольные пожертвования, гранты благотворительных организаций, а также средства, выделяемые по решению соответствующих органов местного самоуправления.