Общероссийские объединения муниципальных образований
На федеральном уровне межмуниципальное сотрудничество может осуществляться через создание единого общероссийского объединения муниципальных образований, а также посредством формирования иных объединений муниципальных образований, необходимых для реализации и защиты их нрав и законных интересов. Единое общероссийское объединение муниципальных образований является добровольной формой межмуниципального сотрудничества, членами которого могут быть региональные советы муниципальных образований, а также иные межмуниципальные объединения.
Так же как и для региональных советов муниципальных образований, в отношении единого общероссийского объединения муниципальных образований Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает запрет на вмешательство (в том числе путем ограничений) в деятельность муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ, иных объединений муниципальных образований.
Вместе с тем, учитывая статус данной организации, закон наделяет ее особым правом: единое общероссийское объединение муниципальных образований в порядке, определяемом Президентом РФ, представляет предложения по составу кандидатов в представители Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы.
В настоящее время на федеральном уровне в качестве общероссийского объединения муниципальных образований действует Общероссийский Конгресс муниципальных образований, который учрежден 7 июля 2006 г. решением 79 советов муниципальных образований субъектов РФ. Как следует из сто устава, целями данного объединения являются: организация взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Федерации; выражение и защита общих интересов муниципальных образований; представление интересов муниципальных образований в федеральных органах государственной власти, в совещательных органах и иных учреждениях, созданных в целях содействия решению вопросов государственной политики, затрагивающих интересы местного самоуправления, в общероссийских и межрегиональных общественных объединениях, в организациях, осуществляющих хозяйственную деятельность в сферах, касающихся интересов местного самоуправления; обеспечение муниципальных образований информацией о деятельности органов и организаций, касающейся интересов местного самоуправления; организация сотрудничества муниципальных образований с международными организациями и иностранными юридическими лицами.
Для достижения поставленных целей Конгресс решает следующие задачи: вступает во взаимоотношения с органами государственной власти, органами местного самоуправления, международными организациями, юридическими и физическими лицами; участвует в формировании федеральных и региональных целевых программ, направленных на развитие местного самоуправления, осуществляет общественный контроль за их реализацией; участвует в формировании законодательства, влияющего или могущего влиять на деятельность муниципальных образований, включая подготовку изменений в нормативные правовые акты, поправок в их проекты, а также подготовку проектов правовых актов; осуществляет сбор, изучение и анализ информации по вопросам организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации; содействует развитию межмуниципального сотрудничества, в том числе организует методическое и экспертное содействие советам муниципальных образований субъектов РФ; осуществляет подготовку и представление высшим органам государственной власти ежегодного доклада о состоянии и развитии местного самоуправления; осуществляет международные связи по вопросам местного самоуправления и др.
Наряду с Конгрессом на федеральном уровне действуют и другие межмуниципальные объединения. Среди них следует назвать, прежде всего, Союз российских городов, созданный 10 июня 1991 г. и объединивший к настоящему времени более 80 городов – центров субъектов РФ и других городских муниципальных образований. Свою миссию он связывает главным образом с формированием корпоративного интереса городов, согласованием их позиций и действий, обеспечивающих достижение основных целей и задач на базе консолидации всех сил и направлений. К актуальным задачам Союза относится: содействие устойчивому развитию городов – точек экономического роста и центров социального развития; анализ социально-экономического развития городов для выявления перспективных направлений развития и создания условий для их реализации; содействие федеральным органам власти в раскрытии и использовании потенциала городов в качестве "локомотивов" роста для социально-экономического развития государства; создание площадки городам – членам Союза для обмена и изучения положительного опыта; разработка рекомендаций городам-членам и предложений органам государственной власти всех уровней, обеспечивающих эффективную реализацию социально-экономического развития городов для повышения уровня жизни населения в Российской Федерации.
Одним из направлений деятельности Союза российских городов является научно-методическая работа, которая ведется по следующим направлениям:
– организация и проведение международных, всероссийских, региональных мероприятий по переподготовке, стажировке и повышению квалификации руководителей и специалистов муниципальных образований;
– развитие международного, всероссийского и регионального сотрудничества по обмену наиболее передовым и результативным опытом руководителей и специалистов муниципальных образований;
– содействие муниципальным служащим в определении учебных заведений, содержащих прогрессивные образовательные технологии, базовые методики, современные учебные программы и курсы, осуществляющих подготовку специалистов в области местного самоуправления.
В настоящее время Союз российских городов реализует целый ряд социально значимых проектов, включая проекты "Здоровые граждане – здоровые города", "Реструктуризация и развитие моногородов", "Города России – Олимпийскому Сочи!", "Города России – точки экономического роста".
В 1995 г. был создан Российский союз местных властей – также достаточно представительная ассоциация. Инициатива органов местного самоуправления по созданию Российского союза местных властей как общероссийского объединения муниципальных образований, активно содействующего становлению в России института местного самоуправления, была одобрена Правительством РФ. Российскому союзу местных властей выделялись средства из федерального бюджета для организации взаимодействия с территориальными ассоциациями органов местного самоуправления.
Союз малых городов России создан в 1991 г. Он призван объединить малые и средние российские города (с населением до 100 тыс. человек). У этих городов есть специфические проблемы: они отстают по уровню социально-экономического развития от больших городов, в них сказываются негативные демографические процессы, приводящие к сокращению численности населения, сохраняется низкий уровень социальной активности и др.
Важную вспомогательную роль в налаживании межмуниципального взаимодействия, выражении и отстаивании интересов местного самоуправления во взаимоотношениях с государственной властью играет общероссийская общественная организация "Всероссийский совет местного самоуправления", учрежденная 31 мая 2006 г. Членами организации являются не муниципальные образования, а физические лица – представители органов местного самоуправления, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, депутаты региональных законодательных (представительных) органов государственной власти, представители общественных организаций и др. К настоящему времени региональные отделения Совета созданы в 81 регионе России. Основные задачи Совета состоят в содействии реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления, создании условий для формирования эффективной системы местного самоуправления, обеспечении высокого качества и комфортных условий жизни граждан, содействии развитию различных форм и механизмов гражданского участия в работе органов государственной власти и местного самоуправления и др.