Лекция 10. ОБЩЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
В результате изучения главы 10 студент должен:
знать ОГЛАВЛЕНИЕ понятия "общение"; основные особенности вербальной и невербальной коммуникации; значение закономерностей социальной перцепции в восприятии и понимании людьми друг друга; роль взаимодействия в процессе общения;
уметь выделять основные элементы коммуникационной цепи; различать значение имеющихся форм невербальной коммуникации; объяснять роль первого впечатления о человеке; оценивать позитивные и негативные стороны конфликтного взаимодействия;
владеть основами распознавания различных механизмов общения.
Понятие об общении
Известно, что труднее всего определять те понятия, которые широко употребляются. Именно так происходит с понятием "общение".
До сих пор на страницах отечественной психологической литературы ведется полемика по поводу определения этого понятия. Если же говорить о проблеме общения в целом, то следует прежде всего подчеркнуть ее специфичность в отечественной социальной психологии. Сам термин "общение" не имеет точного аналога в традиционной (западной) социальной психологии и, как отмечает Г. М. Андреева, "ОГЛАВЛЕНИЕ его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности" [8, с. 75].
Поэтому в отечественной литературе встречаются такие терминологические обороты, как "деятельность общения" или "коммуникативная деятельность". Впрочем, и здесь возможна полемика, поскольку иногда общение определяют не только как деятельность, но и условие деятельности или ее сторону.
Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия. Подобный подход к пониманию общения и его структуры был впервые сформулирован Б. Д. Парыгиным в начале 1970-х гг. Им были выделены "несколько основных параметров" процесса общения:
1) психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга;
2) обмен информацией посредством вербального или невербального общения;
3) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга [82, с. 221].
В соответствии с таким подходом в отечественной социальной психологии стало общепринятым выделение в структуре общения трех сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Правда, сегодня, отмечает Парыгин, этот подход "нуждается в дополнении новыми компонентами при характеристике структуры общения" [83, с. 342].
Исследования общения имеют давние традиции в отечественной психологии. О важности этой проблематики для изучения моральных чувств говорил еще И. М. Сеченов. Первым у нас стал проводить эксперименты с целью изучения некоторых сторон общения В. М. Бехтерев. Внесли свой вклад в разработку проблем общения А. Ф. Лазурский, Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев. Рассматривая вопрос о психологической структуре человека как субъекта деятельности (т.е. производящего материальные и духовные ценности), Б. Г. Ананьев подчеркивал роль общения. Он отмечал, что общение является важнейшей деятельностью, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития ставшей самостоятельным видом деятельности.
В настоящее время проблемы общения находятся в центре внимания многих отечественных психологов. Рассматривается общение в онтогенезе как один из факторов психического развития личности, связь потребности в общении с другими человеческими потребностями, значение общения для регуляции поведения личности, взаимосвязь общения и эмоциональной сферы личности, особенности психических процессов в условиях общения и т.д.
Поскольку субъектом общения выступает человек, очень важным является определение его функций в процессе общения.
В. Н. Панферов, занимающийся разработкой данной проблематики как на теоретическом, так и эмпирическом уровне, выделяет следующие шесть функций человека как субъекта общения [80].
Коммуникативные функции
В процессе общения посредством этих функций осуществляется взаимосвязь людей на уровнях индивидуального, группового и общественного взаимодействия. Эта взаимосвязь достигается благодаря речи и другим естественным выразительным средствам человека (мимике, пантомиме, жестам, голосу, предметным действиям человека), а также техническим средствам (письму, печати, телеграфу, радио, телевидению и др.). Коммуникативные функции служат также целям социальной интеграции людей в различные формы общностей.
Информационные функции
В процессе общения накапливается ОГЛАВЛЕНИЕ практического опыта людей и происходит передача информации от одного человека другому. Информационная функция здесь осуществляется в единстве с коммуникативной. По целям сообщения информация может подразделяться в самом общем виде на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Если передаются только сведения об объекте, то информация имеет осведомительное назначение. Если сообщение рассчитано на побуждение какого-либо человека к конкретному действию, то эта информация приобретает регуляторную нагрузку. Если же информация направлена на пробуждение каких-либо чувств, то она приобретает эмоциональный характер.
Когнитивные функции
В процессе общения происходит осмысление воспринятых значений посредством представления, воображения и мышления. Когнитивные функции проявляются в процессах познания человека человеком. Эти функции реализуются более полно при взаимопонимании участников общения. В целом, от содержания взаимной интерпретации людей зависят возникающие между ними отношения. Так когнитивные функции общения связываются с эмотивными.
Эмотивные функции
Проявляются в переживании человеком своих отношений с другими людьми. Эти переживания находят вторичное выражение в различных видах взаимоотношений (симпатии – антипатии, любви – ненависти, дружбе – вражде и др.). Эмоционально насыщенные взаимоотношения определяют психологический фон взаимодействия, приносят радость или огорчение, являются для многих высшей ценностью, целью и смыслом жизни.
Конативные функции
Обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны со стремлением человека к тем или иным ценностям, выражают его побудительные силы, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения. Посредством обмена мыслями и чувствами происходит координация взаимодействия партнеров по общению.
Креативные функции
Направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Этому служат специальные механизмы психической деятельности, способствующие взаимовлиянию партнеров. К ним относятся: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение. Благодаря данным механизмам происходят изменения во взглядах, поведении и качествах личности.
Предложенная В. Н. Панферовым классификация функций человека как субъекта общения позволяет осуществлять обобщение различных явлений психики человека, исходя из логики их функционирования в процессе общения.