Общение в системе межличностных и общественных отношений. Межличностные отношения
В одной из трактовок общения, данной А. Λ. Леонтьевым, общение представлено "как реализация или актуализация общественного отношения"[1]. Также А. А. Леонтьев, вслед за В. Н. Мясищевым, разграничивает понятие общественного отношения и его "личностный", психологический коррелят, возникающий в реальном процессе общения как производное от его психологической организации, а именно взаимоотношение между людьми[2].
На сегодняшний день, согласно социально-психологическому взгляду, именно в общении происходят реализация и развитие системы человеческих отношений, как общественных, так и межличностных. Таким образом, в самой материальной жизнедеятельности людей находятся корни общения. По этому поводу А. Н. Леонтьев писал: "В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу"[3].
В приведенных высказываниях особенно важна мысль о том, что в реальном общении даны и межличностные отношения людей, т.е. выявляются их эмоциональные привязанности, неприязнь и пр., а также в ткань общения встраиваются и общественные (экономические, социальные, политические и др.), т.е. безличные по своей природе, отношения.
Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений – процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. имеет место и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны[4].
Такое двойственное понимание природы общения (в широком и узком смысле слова) установило некоторую логику понимания связи межличностных и общественных отношений. Прослеживается историческое изменение форм общения, т.е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений. Здесь, выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные.
Пример 1.1
Крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных отношений. Вместе с тем этот же крестьянин торгуется с покупателем и тем самым "личностно" общается с ним, причем средством этого общения выступает человеческая речь[5].
В данном примере на поверхности выступает форма непосредственного общения – коммуникация, за ней стоит общение, обусловленное товарно-денежными общественными отношениями. При социально-психологическом анализе можно абстрагироваться от "второго плана", но в реальной жизни этот "второй план" общения всегда присутствует. Хотя сам по себе он и является предметом исследования главным образом социологии[6].
Обратимся непосредственно к межличностным отношениям, которые в основном и проявляются в реальной жизни и складываются между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека и делятся на виды: 1) официальные и неофициальные; 2) деловые и личные; 3) рациональные и эмоциональные; 4) субординационные и паритетные[7]. Подробно виды межличностных отношений мы разберем в следующих параграфах.
Согласно рассмотренной ранее структуре отношений (см. рис. 1.1) можно предположить, что для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью любых отношений. Однако в действительности ОГЛАВЛЕНИЕм межличностных отношений является определенный вид общественных отношений (определенная социальная деятельность). Несмотря на то что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные отношения.
Пример 1.2
Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как "злой преподаватель", как "хитрый торговец" и т.д.[8]
Осознание усложняется тем, что межличностные отношения – наша действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то "чистых" общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники выступают в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности с фиксированным положением не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей (межличностная роль)[9]. Данные групповые связи строятся на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений[10].
Пример 1.3
В обыденной жизни хорошо известны примеры межличностных ролей: про отдельных людей в группе говорят, что он "рубаха-парень", "свой в доску", "козел отпущения" и т.д.
Стоит отметить, что межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, что является существенным отличием от природы общественных отношений. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического "климата" группы.
В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня, эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. В социальной психологии обычно исследуются именно чувства как более продолжительные во времени и устойчивые психологические характеристики личности. В природе существует огромное разнообразие этих чувств, но все их можно объединить в две большие группы:
1) конъюнктивные чувства – сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;
2) дизъюнктивные чувства – сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству, и т.д.[11]
Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп, и личностей в частности.
Проблема анализа межличностных отношений в группе заключается в том, что практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает другой ряд – ряд общественных отношений. Следуя традиционной социальной психологии, обращающей свое внимание преимущественно на межличностные отношения, был разработан арсенал методических средств, главным из которых считается метод социометрии американского исследователя Дж. Морено[12]. Сущность метода сводится к выявлению системы "симпатий" и "антипатий" между членами группы, т.е. к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных "выборов" из всей группы по заданному критерию. Все данные о таких "выборах" заносятся в особую таблицу – социометрическую матрицу или представляются в виде особой диаграммы – социограммы, после чего рассчитываются "социометрические индексы", как индивидуальные, так и групповые. При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы в системе ее межличностных отношений[13].