Общеизвестные (классические) теории лидерства
В современном менеджменте признаются полезными многие теории, определяющие стиль руководства и предлагающие рекомендации, как следует поступать лидеру, чтобы получить желаемое поведение своих последователей, какие факторы он должен принимать во внимание, организуя работу подчиненных, как их воспринимать и как на них влиять. Знакомство с этими классическими теориями способно расширить кругозор лидера, пополнить набор его инструментов, повысить его эрудицию и профессионализм. Эти теории отражают взгляды их авторов на особенности личностных, профессиональных качеств и поведения в разных ситуациях лидеров 1–2-го уровней, т.е. руководителей организаций и подразделений в организациях. Согласно Профессиональному стандарту "Управление организацией", разработанному Национальным агентством развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей, это управленцы 5–8-го уровней.
Краткое описание общеизвестных теорий лидерства
Приведем краткие описания особенностей некоторых из общеизвестных теорий в табл. 1.4.
Таблица 1.4
Общеизвестные теории лидерства
Название теории и ее авторы |
Основания, критерии типологии |
Основные факторы успеха |
1. Теория черт, теория великой личности, 1948 г. Р. М. Стогдилл |
Оценивались качества человека, способствующие успеху в роли лидера: особенности личности (креативность, уверенность в себе), физические параметры (возраст, энергичность), способности (объем знаний, свободное владение речью), социальные качества (популярность, коммуникабельность) и качества, связанные с работой (стремление добиться высоких результатов, упорство в преодолении трудностей) |
Интеллект, инициативность, навыки взаимодействия, уверенность в себе, стремление взять на себя ответственность, честность. Позже дополнены: агрессивность (в некоторых источниках ассертивность, независимость, устойчивость к стрессам). Доказано: значение отдельного качества часто зависит от конкретной ситуации. Само наличие определенных качеств не гарантирует успеха |
2. Поведенческая теория, университет Огайо |
Поведение, ориентированное на уважение (на людей), означает, что лидер внимателен к подчиненным, уважает их идеи и чувства и устанавливает взаимное доверие. Уважительные лидеры дружественны, открыты в общении, поощряют работу в командах и заботятся о благополучии сотрудников. Поведение, ориентированное на структуризацию, означает ориентацию лидера на задачу, "на дело", направление трудовой деятельности подчиненных на достижение цели. Лидеры, использующие этот стиль, в основном дают инструкции, уделяют большое внимание планированию и отчетности и составляют подробные графики работ |
Руководитель может иметь один из четырех стилей: высокий уровень структуризации – невысокая степень уважительности, высокий уровень структуризации – высокая степень уважительности, невысокий уровень структуризации – невысокая степень уважительности, невысокий уровень структуризации – высокая степень уважительности. Но ситуация может продиктовать любой из стилей, хотя, в целом, последний наиболее часто эффективнее других |
3. Поведенческая теория, Мичиганский университет |
В мичиганских исследованиях применялся термин "руководитель, ориентированный на сотрудников (людей)". Менее эффективные руководители, ориентированные на работу (дело). Они не уделяли много внимания достижению целей и человеческим потребностям, но были сосредоточены на соблюдении графика работ, снижении расходов и достижении экономичного производства |
Более эффективен руководитель, ориентированный на людей. Такой руководитель устанавливает высокие цели и проявляет поддерживающее поведение по отношению к подчиненным |
4. Поведенческая теория, "управленческая решетка", Роберт Блейк и Джейн Моутон, Техасский университет |
Рассматриваются пять стилей поведения руководителя в организации в осях "Интерес к делу и интерес к людям" (убогий менеджмент, власть – подчинение с ориентацией на дело, типичная организация со средним компромиссным уровнем заботы об интересах дела и людей, "дом отдыха" с преобладающей ориентацией па благополучие людей, команда). Командный менеджмент (работа в команде): выполнение заданий обеспечивается за счет лояльности сотрудников, взаимозависимость и общность целей способствуют установлению доверия и уважения |
Командный менеджмент часто рассматривается как наиболее эффективный стиль, который рекомендуют использовать менеджерам, потому что он позволяет сплотить сотрудников для выполнения заданий |
5. Ситуационная теория, Ф. Фидлер |
Ситуация, в которой осуществляется руководство, может анализироваться на основе использования трех элементов: это качество взаимоотношений между руководителем и подчиненными, структура задания и должностная власть. Каждый из указанных элементов рассматривается как благоприятный или неблагоприятный для руководителя |
Во-первых, руководитель должен знать о себе, ориентирован ли он на выполнение заданий или на взаимоотношения. Во-вторых, лидер должен диагностировать ситуацию и определить, благоприятны или неблагоприятны отношения с подчиненными, хорошо или плохо структурированы задания и какова сила его должностной власти |
6. Ситуационная теория, П. Херси и Б. Бланчард |
При определении приемлемого стиля руководства внимание сосредоточивается на характеристиках сотрудников, степени их готовности к выполнению задания. Внушающий (telling) стиль, который по сути своей является жестко директивным, отражает высокую заботу о производстве и низкий уровень заботы о людях. В данном случае руководитель отдает четкие распоряжения о том, как должны выполняться задания. Для убеждающего (selling) стиля характерен высокий уровень заботы и о производстве, и о людях. В рамках этого стиля руководитель разъясняет свои решения подчиненным и дает им возможность задать вопросы и уяснить для себя, как следует выполнять задания. Стиль соучастия (партисипативный стиль) предполагает комбинацию высокого уровня заботы о людях и низкого уровня заботы о производстве. Лидер делится своими идеями с подчиненными и дает им шанс и возможность соучаствовать в принятии решений. Делегирующий стиль отражает небольшой уровень заботы как о производстве, так и о людях. Лидер редко отдает распоряжения и оказывает слабую поддержку сотрудникам, возлагает ответственность за решения и их выполнение на подчиненных. |
Эта ситуационная модель легче для понимания, чем модель Фидлера, но в ее рамках рассматриваются характеристики только сотрудников и оставляются без внимания особенности ситуации. Руководители тщательно оценивают уровень готовности подчиненных и решают, какой стиль – внушающий, убеждающий, соучастия или делегирования – применять |
6. Ситуационная теория, П. Херси и Б. Бланчард |
Низкий уровень готовности. Эффективен внушающий стиль. Средний уровень готовности. Эффективен стиль убеждения. Высокий уровень готовности. Эффективен стиль соучастия (партисипативный). Очень высокий уровень готовности. Когда подчиненные достаточно опытны, хорошо обучены и готовы взять на себя ответственность за выполнение своих заданий, может эффективно использоваться делегирующий стиль |
|
7. Теория "Путь – цель", М. Эванс и Р. Хаус |
Лидер должен установить причину недостаточного стремления подчиненных к исполнению задания (неуверенность подчиненных, неясность задания, недостаток интереса к заданию, неадекватное вознаграждение), подобрать соответствующий стиль (поддерживающий, директивный, ориентированный на достижения, соучастие), разъяснить цели, указать пути их достижения, придать подчиненным уверенности, усилить стимулирование и тем самым способствовать тому, что сотрудники приложат больше усилий, возрастет их удовлетворенность трудом и будут достигнуты лучшие результаты |
Руководитель побуждает подчиненных к достижению целей организации, разъясняя эти цели, помогая увидеть свою выгоду, определить и облегчить пути достижения личных и организационных целей |
8. Ситуационная теория, В. Врум и Ф. Йеттон |
Два подвида автократического стиля управления, два подвида консультативного стиля и групповой стиль в зависимости от характера взаимодействия руководителя с подчиненными в процессе принятия решения: – стиль автократический А1: руководитель принимает решения единолично на основе имеющейся у него информации; – автократический А2: роль подчиненных сводится к сбору информации для руководителя, который на ее основе принимает единоличные решения; – стиль консультативный К1: руководитель обсуждает проблему с ограниченным кругом подчиненных в процессе индивидуальных контактов и принимает решение с учетом или без учета их мнения; – консультативный К2: руководитель проводит групповое обсуждение проблемы, собирает и обобщает высказанные мнения и предложения, принимает решение единолично с учетом или без учета предложений подчиненных; – стиль групповой Г2: руководитель организует и проводит групповое обсуждение проблемы и обеспечивает принятие коллективного решения |
Руководитель выбирает стиль управления в зависимости от ситуационных параметров: 1) наличие или отсутствие явно предпочтительного решения; 2) наличие или отсутствие опыта в решении подобных задач и необходимой информации; 3) степень структурированности проблемы (когда удается выявить факторы, влияющие на ее решение); 4) отношение подчиненных к внедрению решения (многое ли зависит от отношения подчиненных); 5) прогноз поведения подчиненных в случае единоличного принятия решения руководителем; 6) степень разделения подчиненными целей организации и мотивируют ли их эти цели; 7) возможность развития конфликтной ситуации в связи с обсуждением и принятием того или иного варианта решения |
9. Трансакционное лидерство |
Трансакционные (деловые) лидеры разъясняют подчиненным требования их роли и задания, пути их выполнения, инициируют создание структур, планов, графиков выполнения, обеспечивают приемлемые вознаграждения и стараются учитывать социальные потребности сотрудников |
Трансакционные лидеры трудолюбивы, терпимы, честны, в совершенстве владеют навыками менеджмента, уделяют много внимания планам, графикам работ и бюджету, преданы своей организации, соблюдают ее нормы и хранят ее ценности |
10. Харизматическое лидерство |
Харизматический лидер обладает способностью воодушевлять и мотивировать подчиненных так, что они превышают свои обычные трудовые нормы, несмотря на трудности и личные жертвы. Сотрудники отодвигают на второй план собственные интересы ради интересов своего отдела или организации. В отличие от трансакционного, харизматический лидер менее предсказуем. Харизматические лидеры часто обладают искусством провидческого лидерства. Такие лидеры зажигают сердца подчиненных, говоря им о том, что они должны выйти за пределы своего "я" и не ограничиваться собственными интересами |
Харизматический лидер обычно оказывает влияние путем: 1) создания привлекательного видения будущего, к которому стремятся сотрудники; 2) формирования системы корпоративных ценностей, которую поддерживает весь персонал; 3) установления отношений взаимного доверия. Он создает атмосферу, благопри – ятную для изменений, постоянно предлагает новые идеи, которые захватывают воображение сотрудников, стимулируют их и заставляют работать изо всех сил |
11. Трансформационное лидерство |
Трансформационные (трансформирующие) лидеры похожи на харизматических, но отличаются от последних специфической способностью инициировать изменения |
Управляя подчиненными, трансформационные руководители полагаются не только на точные правила и материальные |
11. Трансформационное лидерство |
и внедрять инновации, благодаря выявлению потребностей и интересов сотрудников, помощи им в нахождении новых способов решения старых проблем и поощрению подчиненных подвергать сомнению существующее положение вещей. Руководители этого типа привносят существенные изменения в работу сотрудников и организации в целом |
стимулы, они концентрируют внимание на видении будущего, общих ценностях и идеях, чтобы построить взаимоотношения, па придании значимости различным видам деятельности и нахождении общего языка с подчиненными, вовлекая их в процесс изменений |
12. Интерактивное руководство, женский подход к лидерству |
Менеджер основывает свою работу в большей степени на достижении консенсуса, установлении сотрудничества, и влияние осуществляется скорее на базе взаимоотношений, чем на силе позиции и официальной власти |
Интерактивный лидер хорошо разбирается в технологии, но считает основой успеха эффективное взаимодействие (интеракции) между сотрудниками |
13. Виртуальное лидерство |
Они должны создавать достаточно устойчивые структуры и давать указания, чтобы сотрудники ясно понимали, чего от них хотят. Но в то же время руководители вынуждены доверять виртуальным работникам в том, что касается самостоятельного выполнения заданий, не устанавливая при этом жесткого контроля и наблюдения |
Эффективный виртуальный лидер указывает ясные цели, устанавливает график выполнения заданий, определяет способы коммуникации и координирует работу сотрудников. Однако он не регламентирует детали повседневной деятельности. Руководитель проявляет дополнительную заботу, чтобы наладить их связь друг с другом и с организацией |
14. Лидерство-служение (одна из форм идеального лидерства) |
Деятельность лидера-служителя осуществляется на двух уровнях: она направлена на исполнение целей подчиненных и удовлетворение их потребностей, с одной стороны, и на реализацию генеральных целей или миссии своей организации, с другой. Руководитель этого типа передает полномочия подчиненным, обменивается идеями и информацией с коллегами, признает достижения сотрудников и доверяет им. Они больше думают об интересах организации, чем о собственных |
Лидеры-служители повышают мотивацию сотрудников к труду, связывая ее с организационными целями и миссией. Такие руководители ценят профессионализм других людей, стимулируют их естественное стремление к обучению, рост и творчество, повышение самооценки, принятие ответственности, делятся властью, поощряют участие в решении проблем |
15. Лидер 5-го уровня (по модели Дж. Коллинза) (одна из форм идеального лидерства) |
5-й уровень – самый высокий уровень способностей менеджера. Ключевой характеристикой руководителей 5-го уровня является полное отсутствие эгоцентризма. Менеджеры 5-го уровня выглядят скромными и непритязательными. Хотя они несут полную ответственность за ошибки, плохие результаты или неудачи, руководители этого типа отдают должное в достижении успеха другим людям. Руководители 5-го уровня создают компанию с несколькими сильными лидерами, которые способны идти вперед и развивать достигнутый успех. Руководители 5-го уровня стремятся к тому, чтобы каждый сотрудник полностью раскрыл свой потенциал, а компания стала обучающейся лидерской организацией |
Несмотря на свою скромность, руководители 5-го уровня проявляют решительность в том, что касается достижения высоких результатов организационной деятельности. Они чрезвычайно амбициозны, но не в личном, а в корпоративном плане. Руководители этого типа проявляют себя особенно ярко в сфере планирования. Они формируют сильную команду топ-менеджеров, так что после их ухода компания продолжает процветать |
16. Теория К. Левина |
Стиль руководства может быть авторитарный, демократический или либеральный (попустительский). Автократичный лидер – это тот, который стремится централизовать властные полномочия и опирается на легитимную, вознаграждающую и принуждающую власть. Демократичный лидер делегирует полномочия сотрудникам, стимулирует их участие в решении проблем и опирается на референтную и экспертную власть, чтобы влиять на поведение подчиненных. Несмотря на то что переходить от автократии к демократии и наоборот довольно нелегко, руководители должны адаптировать свой стиль к текущей ситуации |
Группы, возглавляемые автократичными руководителя ми, показы вал и высокие результаты только в присутствии руководителя и под его контролем. Однако члены групп были недовольны закрыты м автократичным стилем руководства, и их враждебность по отношению к лидеру постоянно усиливалась. Группы с демократичными руководителями показывали высокие результаты всегда, при этом члены групп характеризовались скорее позитивными, чем негативными чувствами |
17. Теория Д. МакГрегора |
Теория Дугласа МакГрегора выделяет стиль X и стиль Y, в зависимости от восприятия лидером человеческой сущности: – для стиля X характерно восприятие подчиненных как массы людей, вообще не любящих трудиться, стремящихся избежать работы, лишенных честолюбия, избегающих ответственности, самостоятельности, предпочитающих подчиняться, больше всего стремящихся к защищенности; – руководитель стиля Y исходит из того, что труд есть естественный процесс, присущий человеку; |
Стиль X: нужно заставлять людей трудиться, используя принуждение, угрозу наказания, жесткий контроль. Стиль Y: если люди приобщены к целям организации и разделяют их как собственные цели, то в своей деятельности они будут прибегать к самоуправлению и самоконтролю, при этом приобщение расценивается как акт доверия и несет функцию вознаграждения; способность |
17. Теория Д. МакГрегора |
при соответствующих условиях люди не только не избегают ответственности, но и стремятся к ней |
к творчеству присуща очень многим людям, и задача руководителя – использовать эти способности |
18. Теория Р. Лайкерта |
В числе факторов для классификации различных организационных систем были такие, как природа применяемых мотивационных стимулов, характер коммуникационных процессов, способы принятия решений, установки целей и приоритетов, а также контроля. 1. Организации 1-го типа. Эксплуататорский и авторитарный тип. Менеджеры и лидеры не доверяют своим подчиненным. Мотивация основана на страхе, угрозах и случайных поощрениях. Поток информации направляется сверху вниз, а та скудная информация, которая поступает наверх, как правило, неточна и искажена. Цели навязываются сверху, где принимаются все важные решения. 2. Организации 2-го типа. Это авторитарный тип организационной структуры. Лидеры и их подчиненные демонстрируют взаимоотношения по принципу "мастер – работник". В большей мере, чем в организации 1-го типа, подчиненные посвящены в дела организации. Здесь более развита система поощрений, лучше организован поток информации наверх. |
Большая часть лидеров создают организационные структуры 2-го или 3-го типа, поскольку использование структуры 4-го типа, наиболее предпочтительной, требует значительных изменений в философии лидерства. Осуществляя изменения, необходимые для введения системы, основанной на участии, трудно сохранить в течение достаточно долгого времени доверие и энтузиазм высшего руководства. Менеджеры, использующие структуры 1-го или 2-го типа, достигают незначительной групповой лояльности, неполной реализации поставленных целей и сталкиваются с крупными конфликтами, меньшей готовностью к сотрудничеству и более низкой мотивацией персонала. В результате организация имеет меньшие объемы продаж, более |
18. Теория Р. Лайкерта |
Взаимоотношения лидеров и подчиненных можно назвать патерналистскими. 3. Организации 3-го типа. Консультативная форма организации, так как здесь лидеры все еще осуществляют полный контроль, но обращаются за консультацией к своим работникам, прежде чем принять окончательное решение. Сообщения наверх осторожны и неоткровенны, отсутствует свободная передача информации. 4. Организации 4-го типа. Основана на участии. Лидеры доверяют подчиненным и убеждены в том, что их персонал ответственно трудится для достижения поставленных организацией целей. Каналы общения налажены четко, информационный поток осуществляется вертикально и горизонтально. Цели формулируются по принципу соучастия людей, которые непосредственно вовлечены в практическое решение задач |
высокие торговые издержки и низкие заработки всех сотрудников организации. Организационная структура 4-го типа с ее акцентом на взаимоотношения, групповое принятие решений и контроль, с постановкой целей более высокого порядка добивается больших объемов продаж, высокой заработной платы при значительно меньших издержках |
19. Теория (модель) сплошной среды (континуума), Р. Танненбаум и У. Шмидт |
Семь видов стилей поведения руководства, которые связаны и расположены в зависимости от величины авторитета начальника и свободы решения сотрудника: 1. Руководитель единолично принимает решение и сообщает о нем сотруднику. 2. Руководитель "продает" свое решение. |
Удачно подобранный и реализованный стиль. От 1 к 7 стилю нарастает ответственность сотрудника и кооперативность в принятии решений, падает авторитаризм, от 7 к 1 стилю снижается уровень кооперативиости, |
19. Теория (модель) сплошной среды (континуума), Р. Танненбаум и У. Шмидт |
3. Руководитель излагает свои соображения и просит задавать вопросы. 4. Руководитель излагает решение как первоначальное, которое может быть изменено. 5. Руководитель излагает проблему, получает предложения по ее решению и принимает решение. 6. Руководитель определяет (организует) игровое иоле для принятия решения, призывает сотрудников принять решение. 7. Руководитель позволяет сотрудникам в определенных начальником границах свободно принять решение |
растет уровень авторитарности и ответственности руководителя за принятие решения |