Общегосударственная автоматизированная система (ОГАС)
Как было сказано в гл. 2, в нашей стране работы по автоматизации управления проводились с 1960-х гг. на основе системно-целевого подхода. АСУ создавались для всех уровней и направлений управления страной: государственного, отраслевого, регионального, предприятий и организаций.
Задача разработки плана создания сети информационновычислительных центров с единым управлением была сформулирована в ноябре 1962 г. [1] первым заместителем Председателя Совета Министров А. Н. Косыгиным.
Была создана специальная комиссия под председательством члена-корреспондента Национальной академии наук (НАН) Украины Б. Н. Малиновского [2], в которую вошли видные деятели и ученые-экономисты, в частности, академик Н. П. Федоренко, начальник ЦСУ В. Н. Старовский, первый заместитель министра связи А. И. Сергийчук, а также другие представители науки и органов управления.
К этому времени у нас в стране уже имелась концепция Единой государственной сети вычислительных центров (ЕГСВЦ) для обработки экономической информации, которую выдвинули академик В. С. Немчинов и его ученики. Впоследствии в письме Первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущеву от 7 января 1959 г. А. И. Китов, будучи руководителем вычислительного центра Министерства обороны СССР, предложил создать общенациональную компьютерную сеть многоцелевого назначения, предназначенную для планирования и управления экономикой в масштабе всей страны на основе Единой государственной сети вычислительных центров (ЕГСВЦ). Имеется и ряд публикаций А. И. Китова, в которых содержится эта идея [3].
В 1963 г. председателем Межведомственного научного совета по внедрению вычислительной техники и экономико-математических методов в народное хозяйство СССР при Государственном комитете Совета Министров СССР по науке и технике был утвержден В. М. Глушков, который был главным идеологом разработки и создания Общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки информации (ОГАС), предназначенной для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом. Для этого им была разработана система алгоритмических алгебр и теория для управления распределенными базами данных [4].
Конечной целью ОГАС было объединение в единую систему тысяч вычислительных центров (ВЦ), отдельных автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП) и автоматизированных систем управления отраслями народного хозяйства (ОАСУ). Несмотря на то что сам проект ОГАС был заморожен, отдельные его элементы претворялись в жизнь, особенно в области военной промышленности. На отдельных предприятиях на этой основе создавались такие системы, как АСУ-70 и АСУ-80.
По мнению В. М. Глушкова наличие планового хозяйства в СССР позволило создать самую эффективную систему управления экономикой, и понимая это, он сделал ставку на ОГАС. Создание ОГАС давало уникальную возможность объединить информационную и телекоммуникационную структуру в стране в единую систему, позволявшую на новом научно-техническом уровне решать вопросы экономики, образования, здравоохранения, экологии, сделать доступными для всех интегральные банки данных и знаний по основным проблемам науки и техники, интегрироваться в международную информационную систему. Реализация ОГАС могла бы вывести страну на новый уровень развития, соответствующий постиндустриальному обществу.
В публикациях и в Интернете приводятся политические причины того, почему ОГАС не была реализована. Однако представляется, что проблема была не только в этом. Для создания такой сложной системы В. М. Глушков предлагал разные концепции ее создания [5].
Первый вариант концепции ОГАС был основан на принципе централизованного управления, в соответствии с которым все создаваемые отраслевые, республиканские, территориальные вычислительные центры подчинялись головной организации – Главному вычислительному центру (ГВЦ) Госплана СССР, созданного при Госплане СССР, но размещенного в отдельном здании.
Была предложена трехступенчатая система: Первая ступень ОГАС – пункты сбора и первичной обработки информации, а также вычислительные центры предприятий и некоторых исследовательских организаций. На второй ступени ОГАС предполагалось сконцентрировать в нескольких десятках крупных опорных центров основные вычислительные мощности с операционными возможностями каждого порядка 1–1,5 млн операций в секунду. Эти центры должны быть расположены в местах наибольшей концентрации потоков экономической информации и обслуживать прилегающую к ним территорию. Третья ступень ОГАС должна была представлять собой головной вычислительный центр, осуществляющий оперативное руководство всей сетью вычислительных центров страны и непосредственно обслуживающий высшие правительственные органы. Помимо базовых крупных вычислительных центров, в сеть должны были включаться порядка 20 тыс. вычислительных центров предприятий и организаций, занимавшихся непосредственной обработкой экономической информации.
Этот вариант нс был принят, поскольку предусматривал усиление роли Госплана и в нем неясна была роль Совета Министров СССР, Государственного Комитета по науке и технике (ГКНТ) при Совете Министров СССР и Центрального статистического управления (ЦСУ) СССР, руководитель которого пытался предложить свой проект ОГАС, в котором ведущая роль отводилась ЦСУ СССР, уже накопившему значительные массивы экономико-статистической информации.
Второй вариант, предложенный В. М. Глушковым – объединение всех создаваемых ВЦ и АСУ. Однако достаточно быстро стало ясно, что АСУ отрасли и АСУ отраслевого министерства – не одно и то же, поскольку последнее всегда в большей мере ориентировано на решение собственных нужд сотрудников министерства. Аналогичная проблема возникает и при разработке территориальных АСУ (ТАСУ), поскольку интересы региональных органов государственного управления также в значительной мере ориентированы на собственные нужды по обеспечению информацией в соответствии с их потребностями. Такой принцип в условиях СССР, управление в котором было подчинено строго централизованному принципу, не мог быть принят.
Тогда В. М. Глушков предложил третий вариант, основанный на концепции многоуровневой структуры, сочетающей территориальный и отраслевой принципы и принципы вертикальных и горизонтальных связей между автоматизированными системами управления и вычислительными центрами.
Вертикальная цепочка связей соответствует установленному порядку подчиненности в структуре управления народным хозяйством: предприятие – объединение – министерство – Госплан – Совет Министров.
Горизонтальные связи устанавливаются между различными предприятиями, учреждениями, организациями, системами, относящимися к разным министерствам и ведомствам, т.е. находящимися в различных цепочках вертикальных связей.
В. М. Глушков считал, что для эффективного планирования необходима "...унифицированность, полнота, объективность и иерархическая организованность информации, возможность быстрого (автоматического) обмена информацией между любыми предприятиями и органами управления любого уровня ...независимо от их ведомственной принадлежности" [6].
Для реализации этой концепции предполагалось, что "...в ОГАС должно существовать централизованное (межведомственное) звено, выполняющее функции диспетчеризации и коммуникации сообщений. Его техническую базу составляет система общегосударственных (междуведомственных) информационно-вычислительных центров (ОГИВЦ), являющихся одновременно и центрами коммуникации сообщений. Расположение этих центров определяется конфигурацией системы связи".
Структуру ОГАС В. М. Глушков иллюстрировал рисунком 5.24.
Рис. 5.24. Третий вариант ОГАС в иллюстрации В. М. Глушкова
Для обеспечения взаимодействия между ОГИВЦ предлагалось создать человеко-машинную Общегосударственную диспетчерскую службу (ОГДС), а несколько позднее – Общегосударственную систему диспетчерских служб (ОГСДС). А на нижних уровнях предполагалось создавать информационно-диспетчерские пункты (ИДИ).
Возникшие при обсуждении этой концепции вопросы о роли существующих общегосударственных органов управления предлагалось решить вначале расположением головной ОГИВД в непосредственной близости от места сосредоточения центральных органов управления и соединением последних с головным ОГИВЦ широкополосными каналами связи. Аналогично предлагалось решить вопрос и в республиках, а для территориальных образований создавать даже несколько ГИВЦ, работающих по принципу вычислительных центров коллективного пользования (ВЦКП). А в последующем все же в ОГАС при общегосударственных и территориальных органах управления было предложено создавать соответствующие АСУ – Автоматизированную систему плановых расчетов (АСПР) при Госплане, АСУ государственной статистики (АСГС), АСУ Госстроя (АСУС), АСУ Госснаба (АСУГ), автоматизированную систему Госкомтруда (АСТЗ), АСУ ГКНТ (АСУНТ), АСФЮ – по обеспечению финансово-юридической деятельности, по управлению госбюджетом и других АСУ общегосударственных органов управления, разработка которых была поручена соответствующим министерствам и ведомствам. Предлагалось даже включить в эту структуру Государственную автоматизированную систему научно-технической информации (ГАСНТИ), в которую Отраслевые министерства должны быть включены на уровне общегосударственных органов управления. Аналогично предусматривалось решение проблемы на уровне республик, областей и других территориальных образований.
Между АСУ одного уровня предусматривались горизонтальные связи. Во главе ОГАС был поставлен Совет Министров СССР (СМ СССР).
Модель структуры ОГАС приведена на рис. 5.25.
На рис. 5.25 не показан уровень областей и других территориальных объединений, который формируется по принципу республиканских органов управления, в которых вместо министерств предусматривались соответствующие отделы или управления (в настоящее время обычно называемые департаментами). В представленной структуре показан принцип двойного подчинения АСУ предприятий и организаций, которые в соответствии с территориально-отраслевым принципом управления, принятым в стране и в концепции ОГАС, должны были представлять информацию и в О АСУ, и в территориальные автоматизированные системы управления (ТАСУ).
Рис. 5.25. Структура ОГАС, предлагавшаяся в СССР
В таком варианте реализация ОГАС начала создаваться в середине 1960-х гг. и велась до 1990-х гг., когда изменилась экономическая и политическая ситуация в стране.
Структуру, приведенную на рис. 5.25, можно квалифицировать как стратифицированную структуру с вертикальными и горизонтальными связями. Идею диспетчеризации, предложенную В. М. Глушковым, реализовать не удалось. Да и вряд ли это возможно. Могут быть реализованы принципы эшелонированного управления М. Месаровича, рассмотренные в гл. 3. В структурах, соответствующих принципам функционирования типа "эшелоны", могут быть установлены информационные и координационные связи (с различной степенью координируемости), которые должны быть регламентированы в соответствующих нормативнометодических документах. Но в тот период работы М. Месаровича еще не были переведены и широко известны в нашей стране, и соответствующие документы разработаны не были.